Видатний російський критик середини ХІХ ст. Микола Добролюбов про «Кобзар» Тараса Шевченка. Появление стихотворений Шевченка интересно не для одних только страстных приверженцев малоросийской литературы, но и для всякого любителя истинной поэзии. В поэзии Шевченка нет ничего искуственного. Его произведения интересуют нас совершенно независимо от спора о том, возможна ли малороссийская литература. Никто не откажет малороссийскому, как всякому другому, народу в праве говорить своим языком. Никто не откажет признать народную поэзию Малороссии. Шевченко – поэт совершенно народный, такой, какого мы не можем указать у себя. Даже Кольцов нейдет с ним в сравнение, потому что иногда отделяется от народа. У Шевченка, напротив, весь круг его дум находится в совершенном соответствии со смыслом народной жизни. Он вышел из народа, жил с народом, был с ним крепко и кровно связан.
З листа Віссаріона Бєлінського Павлу Анненкову. Грудень 1847 року. Друг мой говорил мне, что верит, что Шевченко – человек достойный и прекрасный. Вера делает чудеса – творит людей из ослов и дубин. Стало быть, она может из Шевченка сделать пожалуй мученика свободы. Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того горького пьяницу, любителя горилки по патриотизму хохлацкому. Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля – один на государя императора, второй на государыню императрицу… Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых не читал…, но уверен, что пасквили должны быть возмутительно гадкие… Одна скотина из хохлацких либералов, некто Кулиш (экая свинская фамилия!) написал историю Малороссии, где сказал, что Малороссия или должна отторгнуться от России или погибнуть... Вот что делают эти скоты, безмозглые либералишки. Ох, эти мне хохлы! Ведь бараны - а либеральничают во имя галушек и вареников со свиным салом…