Прочитайте. О каких наклонениях глагола идёт речь в тексте? У глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию. - Я - Изъявительное наклонение, - представилась первая форма, - мои действия всегда реальны: уж если герой говорит: «Строю», - то обязательно это делает. А мы, - заявили две другие формы, - обозначаем действия не совершающиеся. - Вот я, Сослагательное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит. «Построил бы, но...», - раздумывает он. - Я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно. «Ну-ка, строй, возводи!» - предлагаю я ему. По В. Бурмако
Как вы понимаете выражения реальное действие, предполагаемое действие? Основываясь на информации, полученной из текста, попробуйте сформулировать определение каждого из наклонений. Сравните свои выводы с правилом. Глагол имеет три наклонения (укр. способи): изъявительное (укр. дійсний), сослагательное (укр. умовний) и повелительное (укр. наказовий). Один и тот же глагол можно употребить во всех трёх наклонениях: читаю (изъявительное), читал бы (сослагательное), читай (повелительное).
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходит, происходило или будет происходить: читаю, читал, прочитаю. Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действие, которое может произойти при определённом условии: прочитал бы (если бы нашёл эту книгу, если бы было время). Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника: читай, прочитай.
Спишите, заменяя глаголы в изъявительном наклонении будущего времени глаголами в сослагательном наклонении.1. Я прочитаю книгу, если ты мне её принесёшь. 2. Учитель одобрит наш у инициативу, если мы успешно окончим учебный год. 3. К аж дая мать захочет иметь такого сына. 4. Мы займёмся делом, и тогда этот день скорее пройдёт. 5. Захочешь учиться - горы свернёшь. 6. Сядете вот здесь, рядом со мной. 7. Познакомишься с моей библиотекой.
Домашняя работа.318. А. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите наклонение и надпишите над каждым глаголом. 1. Если б не моро.. , то овёс бы до неба доро.. . 2. Видит око, да зу.. неймёт. 3. Если бы дрожать (не)умел, совсем бы замёр.. . 4. Есть чем поесть - было бы что. 5. Если бы знал, где упадёшь, соломки бы подстелил. 6. Дал бы Бог помолодеть, знал бы, как состарит(?)ся.