«Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»

Про матеріал

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него

Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования. Умение рефлектировать пригодится ребёнку в течение всей жизни.

В нашей профессии нет предела совершенству. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- что я делаю?

- каковы результаты моей деятельности?

- что я буду делать дальше?

Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.

Перегляд файлу

           Слайд 1

Одной из задач современного урока  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

          Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Исходя из моего вступительного слова, предположите, пожалуйста, тему сегодняшнего мастер-класса. Тема моего мастер – класса «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

Итак, рефлексия это...

 

   Слайд  2

Давайте с вами найдем правильное определение этого слова.

В переводе с латинского – «обращение назад».

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка  трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или  как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).

В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

 

Слайд  3

При взаимодействии  с  учащимися учитель использует , в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих 4 сферы человеческой сущности:*

 1. физическую ( успел – не успел);*

 2.сенсорную  ( самочувствие: комфортно – дискомфортно);*

 3.интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); *

 4.духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). *

Слайд 4

   Класификация  рефлексии

         По функции: рефлексия, связанная с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений

       По содержанию: устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). 

          По типу урока: рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

         По цели:  рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить.

 

Слайд  5

                Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

  •  Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
  • Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
  •  Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

 

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

 Слайд  6

 

Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе.

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.

Личностную  и индивидуальную рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта.

Что можно применять?

  Это:  1. Эмоционально-художественное оформление 

             2.  Карточки с изображением лица – смайлики;   1.                                                   показ большого пальца вверх или вниз; 

Слайд  7           Веселый м грустный мишка, « букет настроения»

Слайд  8          «Поезд».

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

                      «лесенка успеха» - нижняя ступенька  - у меня ничего не получилось;

 средняя ступенька  - у меня были проблемы; верхняя ступенька  - мне всё удалось;          

      Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

    Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

   Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.

Слайд    9     «Напиши смс».

Предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение родным или другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно я работал.

              «Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

 

Слайд        10           «Корзина идей».

Корзина идей Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

 

Слайд    11     «Незаконченная фраза» ( предложение, интервью)

Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

 


слайд    12      «Рефлексивный экран»

 

слайд  13     « Пятерочка» «Метод пяти пальцев»,

 предложенный Л.Зайвертом. Это простая и доступная техника, в которой за каждым пальцем руки закреплён один из контролируемых параметров качества достижения цели.

Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.

«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

— Что нового я сегодня узнал?

— Какие знания приобрёл?

«Б» (безымянный) – близость к цели.

— Что я сегодня сделал и чего достиг?

«С» (средний) – состояние духа.

— Каким было моё настроение, расположение духа?

— Что было связано с положительными эмоциями?

«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

— Чем я сегодня помог другим?

— Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?

«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

— Что я сегодня сделал для моего здоровья?

 

Слайд  14    СИНКВЕЙН  , СЕНКАН

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ГРУППАМ

 

Слайд   15 

 «дерево успеха» - зелёный лист –  возьму на заметку, жёлтый лист – иногда  использую, красный лист – постоянно использую в своей работе;

 

Слайд  16   «Комплимент»,

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент», в котором учащиеся оценивают и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

 

 Заключение.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него

     Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования. Умение рефлектировать пригодится ребёнку в течение всей жизни.

    В нашей профессии нет предела совершенству. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.           

       Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

   - что я делаю?

   - каковы результаты моей деятельности?

   - что я буду делать дальше?

     Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.

Слайд  17   

        И никогда не забывайте правило трех ННН:   НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО !

 

Слайд  18   

 

docx
Пов’язані теми
Педагогіка, Майстер-класи
Додано
7 травня 2018
Переглядів
2865
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку