Прийоми вітагенного навчання на уроках російської мови та літератури. Прийом вітагенних аналогій в освітніх проєкціях

Про матеріал
Матеріал статті дає змогу вчителям опанувати прийом аналогій вітагенної освіти
Перегляд файлу

Горева Оксана Володимирівна,

учитель-методист  російської мови і літератури

Южноукраїнської загальноосвітньої школи №4

 

Прийоми  вітагенного навчання на уроках російської мови та літератури Прийом вітагенних аналогій в освітніх проєкціях

 

   Найкраще учні сприймають матеріал, коли він переплітається з їхнім життєвим досвідом, тому прийом вітагенних (життєвих) аналогій, ми

вважаємо, – один із ефективніших і найменш трудомістких. Учителю просто потрібно провести аналогії між поняттями і структурою свого предмету та життям учнів, поєднати те, що є зрозумілим і знайомим, навіть повсякденним, із новими знаннями.

 

Приклади використання прийому на уроках мови: 

1. Аналогия между учениками и частями речи (6 класс). Вы каждый день заходите в школу, вас около полутора тысяч, однако вы не пытаетесь занять  место в  одном кабинете, даже на одном этаже. Вы расходитесь по 3 этажам – так же части речи делятся на 3 группы: самостоятельные, служебные и междометия. Далее вы на своём этаже находите нужный вам кабинет. Что влияет на его выбор? Да, расписание, параллель, буква класса, язык обучения. Так же и слова, которые относятся, к примеру, к самостоятельным частям речи, делятся еще на 6 групп по 3 признакам: лексическому значению, грамматическим признакам и синтаксической роли.

   Бывает ли, что дети из одного класса переходят в другие? Так же и некоторые слова переходят из одной части речи в другую. Например, дежурный, столовая перешли в существительные из прилагательных, Батюшки! Ужас! – из существительных в междометия.

2. Аналогия между учениками и согласными звуками (5 класс). Представьте, что вы – согласные звуки. Вы сейчас сидите в кабинете за партами парами, так же и согласные образуют пары по звонкости/глухости. Те, кто сидит на 1 варианте, – глухие согласные, на 2 – звонкие. Но есть и те, кто сидит один. И в фонетике есть согласные, которые не имеют пары, они или глухие (те, кто сейчас сидит на 1 варианте), или звонкие (те, кто сидит на 2 варианте). 

3. Аналогия между семьей и причастием (7,8 класс). Как у каждого из нас есть папа и мама, от которых мы взяли определенные качества, так и у причастия есть «родители». Это глагол, от которого они образуются и взяли вид, время, переходность, возвратность, и прилагательное, от которого унаследовали вопросы, род, число, падеж, полную и краткую форму. Однако мы все равно не являемся копией своих родителей, так же и причастие имеет свои отличительные черты, это суффиксы, присущие только ему: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -т-, -ом-, -ем-, -ш- и другие.

 

Приклади використання прийому на уроках літератури:

1. Аналогия имен. (9 класс) Начиная урок, учитель говорит: «Добрый день. Садятся все, кроме тех, у кого есть знакомые или родные с именем Татьяна». Далее – небольшая беседа о том, кем стоящим приходятся Татьяны и какие черты характера этих девушек и женщин они могут назвать. И в заключение – объявление темы урока: «Сегодня мы познакомимся ближе с еще одной Татьяной – Лариной, причем узнавать мы ее будем со слов одного из лучших поэтов мира –   А.С.Пушкина.  Речь пойдет о главной героине романа «Евгений Онегин».  

2. Аналогия моральных приоритетов (6 класс). Что для вас является важным в человеке? Видите ли вы недостатки других людей? Хотелось бы вам избавить человека от отрицательных черт характера, не поссорившись при этом с ним? Как это сделать, вы можете поучиться у великого баснописца Эзопа и у его последователя И.А. Крылова.

 

docx
Додано
18 листопада 2021
Переглядів
309
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку