Горева Оксана Володимирівна,
учитель-методист російської мови і літератури
Южноукраїнської загальноосвітньої школи №4
Прийоми вітагенного навчання на уроках російської мови та літератури. Прийом тимчасової синхронізації освітніх проекцій
Цей прийом учитель використовує, коли потрібно подати дидактичний матеріал у синхронізованому зв’язку різних освітніх проєкцій. Пов’язати на деякий час, а саме на час освітнього процесу, можна просторові, змістові, часові процеси. Краще це робити в таблицях, схемах, кластерах тощо. Також подобається дітям уявляти себе в різноманітних просторових та часових реаліях. Головним при використанні цього прийому є не лише засвоєння знань, а й сприйняття життя і знань про життя об’ємно.
Приклади використання прийому на уроках мови:
1. Геймификация. Получение бонусов за выполнение определенных заданий.
2. Ситуативные игры «Собеседование при приеме на работу» (9 класс с русским языком обучения, тема «Официально-деловой стиль»), «Открываем свое кафе» (9 класс с украинским языком обучения, тема «Правописание числительных»), «Я в библиотеке» (5 класс, тема «Ситуация общения»).
3. Сочинение-описание «Мой лучший день» (5 класс), «Традиции моей семьи» (6 класс), «Памятники нашего города» (7 класс).
4. Сочинение-рассуждение «Проблемы нашего города» (8 класс), «Нужны ли людям зоопарки» (9 класс).
5. Сочинение-повествование «Я – помощник взрослых» (5 класс), «Как я работаю в школьном министерстве» (6 класс), «Как мы ездили классом в Умань» (7 класс).
6. Диспут «Проблемы школьного буллинга» (10 класс)
7. Дебаты «Надо ли в Украине знать русский язык» (11 класс).
8. Переводы текстов энциклопедий, рецептов поваренных книг, новостных лент интернета с украинского языка на русский и наоборот (5-11 класс).
9. Заметка информационного характера на сайт школы «Новости нашего класса» (8 класс).
Приклади використання прийому на уроках літератури:
1. Интервью с писателем.
2. Игра «Узнай героя по признакам эпохи».
3. Ролевая игра «Я – Робинзон Крузо», «Как я попал в гости к Маугли», «Как мне помог дедуктивный метод Шерлока Холмса».
4. Составление карты путешествий героя по произведениям «Снежная королева», « Мальчик-звезда», «Маленький принц».
5. Заполнение таблиц «Отражение темы в других видах искусства», например, темы мифов (6 класс), темы былин (7 класс), рубаи Омара Хайяма (8 класс) и других.
6. Устное сочинение-рассуждение «Научная фантастика – окно в будущее».
7. Диспут «Стоит ли верить в чудеса?» (по произведениям «Рождественская история», 6 класс, «Алые паруса», 7 класс).