Профилактика агрессивного поведения подростков

Про матеріал
Семинар-тренинг для практических психологов и классных руководителей. Данную разработку можно использовать для профилактики агрессивного поведения подростков,для противодействия буллингу в ученическом коллективе.
Перегляд файлу

Семинар-тренинг  для  психологов   школ   Шевченковского  района  6  февраля   2014  года.

Цель семинара:

 

  •           обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики;
  •           обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции и  профилактики  агрессивного поведения, формирования навыков работы с агрессивными детьми,  формировать  адекватное  поведение в отношении агрессивных детей,развивать  коммуникативные навыки,уметь снимать  эмоциональное  напряжение.

 

План семинара

 

1. Знакомство.

2. Введение. Актуальность проблемы.

3. Мини-лекция «Что такое агрессия?»

4. Алгоритм  работы психолога  по профилактике  агрессивного поведения .

5.

Ход семинара.

 

   Участники перед началом семинара на цветных визитках пишут свои имена и булавками прикалывают к груди. Затем рассаживаются на стулья полукругом.

. Психолог: Наше занятие  сегодня пройдет в форме тренинга и, прежде чем начать, я напомню об основных принципах занятия, которые необходимо соблюдать всем присутствующим для того, чтобы наша встреча была продуктивной и каждый извлек из нее для себя максимум пользы. Принципы (каждое правило поясняется):

  1. Принцип активности участников;
  2.  Принцип исследовательской позиции;
  3. Принцип объективации поведения;
  4. Принцип партнерского общения.

В знак того, что мы принимаем эти правила, поаплодируем.

Уверена, что наша сегодняшняя встреча пройдет в теплой дружеской атмосфере. Ничто не располагает к так к теплым отношениям, как ритуал знакомства. Мы начнем с упражнения “Комплименты» ”. 3. Упражнение “ Комплименты ”.

Цель: Развить умение приятные оппоненту слова, независимо от его эмоционального состояния.

Каждый участник  говорит своему  соседу  комплимент-что-нибудь приятное(обязательно обращение по имени,и «приятное» должно быть приятно слушающему)

 

 

-Как настроение? Как  чувствуете?

-Можем ли мы приступить к работе?

 

1. Упражнение “Клубочек”.

Цель: Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Педагоги  садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры («Мне трудно работать с агрессивным  ребенком,потому что…. А тебе  легко?»эти упражнением каждый осознает вербально свои  личные проблемы в организации работы по профилактике  агрессивного  Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Теперь мне хотелось бы немного рассказать о том что такое  детская агрессия и  как она возникает.

 

 

 

 

 

   Теоретический блок. Актуальность проблемы.

 Ведущий рассказывает о необходимости поведения профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми, о последствиях агрессивного поведения.

 

   Мини-лекция. Что такое агрессия?

   В ходе выступления ведущий такие понятия как «агрессия», «агрессивность». Указывает на разнообразные виды агрессии (физическая, вербальная, косвенная, раздражение и др.), особенности их проявления в поведении человека.

    Далее ведущий предлагает участникам семинара поиграть и сообщает о том, что все используемые на семинаре игры можно проводить с детьми с целью коррекции профилактики агрессивного поведения.

   Игра «Доброе животное».

    Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со­переживать.

    Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань­те, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно боль­шое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага впе­ред, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 

    Теоретический блок. Определение и объяснение теории агрессивности.

   Цель: вооружить педагогов знанием о различных подходах ученых в объяснении природы агрессивности:

Ведущий рассказывает о том, что существуют различные точки зрения по вопросу природы агрессивности:

-  агрессивность – врожденное, инстинктивное свойство человека;

- агрессивность – поведенческая реакция на фрустрацию;

- агрессивность – характеристика поведения, формирующаяся в результате научения.

 

Упражнение»Что такое  злость?

 

Какого  она  цвета?

 

Когда бывает?

Какие  у зла  глаза?

Какие уши?

Руки   злого человека  похожи на….

Злые  мысли похожи на….

 

 

 

 

  Игра «Обзывалки».

  Цель игры: способствовать разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

  Ход игры. Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов грибов, рыб цветов… Каждое обращение обязательно нужно начинаться со слов: «А ты…». Например, «а ты морковка!».

    В заключительном круге играющие обязательно говорят что-нибудь приятное. Например: «А ты моя радость!». Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться не следует.

 

Психологический портрет агрессивного ребенка. Упражнение “Составь портрет агрессивного ребенка”.

Цель:  Получить правильное, более точное представление об агрессивном ребенке.

Педагогам раздаются карточки с различными формами поведения.  В результате обсуждения выбираются карточки наиболее подходящие под портрет агрессивного ребенка.

 

Примерный набор карточек:


  • не может долго работать, не уставая;
  • ему трудно сосредоточиться на чем-то;
  • любое поручение вызывает излишнее беспокойство;
  • во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
  • смущается чаще других;
  • часто говорит о напряженных ситуациях;
  • часто теряет контроль над собой;
  • спорит, ругается со взрослыми;
  • специально раздражает других людей;
  • винит других в своих ошибках;
  • часто сердится и отказывается делать что-либо;
  • завистлив и мстителен;
  • чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
  • нападает на детей, обзывает и бъет их;
  • отбирает и ломает игрушки других детей

 

    Ведущий говорит о том, что все вместе будут составлять портрет агрессивного ребенка. Для этого в группах должны быть обсуждены вопросы:

  1. Какие внешние проявления характерны для агрессивного ребенка (особенности поведения)?

  2. Какие внутренние переживания свойственны агрессивному ребенку?

Ведущий раздает листы бумаги и маркеры двух цветов: синий – для внешних проявлений и красный – для внутренний переживаний. Участники на бумаге записывают варианты.

   Для обсуждения дается 7-10 минут.

   На стене в это время ведущий вывешивает ватман, на котором нарисован силуэт ребенка. Затем каждая группа предлагает определенную характеристику, после, чего проводится общее обсуждение. Ведущий дает возможность каждому участнику высказаться, выразить свою точку зрения. Предложенные характеристики прикрепляются на ватман с нарисованным силуэтом.

В итоге работы ведущий еще раз обращает внимание участников на все характеристики, свойственные агрессивному ребенку, и на его психологический портрет.

 

3. Упражнение “ Руки ”.

Цель: понимание того, что при зажимании детей и их неполноценном развитии идет провокация агрессивного поведения со стороны детей.

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таковых действий ведущим не производится. Вывод – в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.

 

Игра»Что  ребенку можно,что  ребенку  нельзя.»( в правой стороне листка пишут,что можно ребенку в школе, а в левой,что нельзя).»нельзя»,чаще всего,в несколько раз больше,чем «можно») . Упражнение “ Нападающий - защищающийся ”.

Цель: понаблюдать за проявлением невербальных форм общения при выраженном давлении на оппонента.

Инструкция: Всем участникам необходимо разбиться на пары. Один партнер играет роль «нападающего», другой – «защищающегося».

Оба по команде начинают играть свои роли, у первого она заключается в следующем – он должен силой тянуть за руки партнера и приказным тоном командовать: «Пойдем!». Второй же должен оказывать сопротивление («Не пойду!»).

И так в течении 2-3 минут, потом они меняются ролями.

Обсуждение. Что вы чувствовали? Изменилось ли это ощущение и как? Какую роль вам было играть легче, как вы думаете почему?

. «Правила работы и игры с агрессивными детьми»  (лекция в игровой форме)

Цель: Рассмотреть методы эффективной работы и взаимодействия педагога с агрессивным ребенком..

3. Упражнение “ Шпаргалка для педагогов ”.

Цель: в краткой и доступной форме изложить в виде памятки основные правила работы с агрессивными детьми.

Примерная шпаргалка:

1) Общайтесь с ребенком неформально.

2) Поддерживайте детей. Подумайте “Поддержка/похвала – в чем разница?”

3) Научите детей исправлять ошибки.

4) Расскажите о своих ошибках.

5) Признавайте даже мизерный успех.

6) Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем.

7) Не прибегайте к помощи соревнований.

8) Пусть дети чувствуют, что их ценят по достоинству: советуйтесь с ними, пусть они научат вас чему-нибудь.

9) Поддержите их ведущую роль в каком-нибудь деле или игре.

10) Относитесь к ним уважительно.

11) Уделяйте им время не только тогда, когда они начинают себя плохо вести.

12) Научите, что от них самих зависит, с каким настроением они относятся к тому или иному делу.

13) Воспитывайте ребенка, помня о том, каким бы вы хотели видеть его в будущем.

14) Важнее всего … отдать детям свою безусловную любовь.

15) Отделяйте поступок от того, кто его совершает.

16) Отмечайте то, что они делают хорошо.

 

    «Ежик»- методика  обратной   связи. В основе методики лежит сказка М. Пляцковского “ЁЖИК”.

“ЁЖИК”– методика получения обратной связи.

Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него.

Получение обратной связи от младших школьников начинается с того, что в класс входит психолог или учитель и предлагает детям послушать очень интересную историю, которую ему поведал один маленький ёжик. При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.

– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!

Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик

 этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда? 
Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие: Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

  1.                    Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
  2.                    Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
  3.                    Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.
  4.                    Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.

А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.

Обработка полученного материала.

Для наглядности полученных данных составляется таблица в “цвете”, где по горизонтали проставляются номера вопросов, а по вертикали прописываются фамилии учащихся и на пересечении проставляется рисунок ребенка.

Например,

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

Иванов

 

 

 

 

 

Сидорова

 

 

 

 

 

Петров

 

 

 

 

 

Затем рисунки можно перевести в цветовые диаграммы, заменяя рисунок соответствующим цветом.

В результате получается цветное поле, на котором наглядно видно, какой процент учащихся и кто из детей подвержен агрессии.

Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно “примеряет” ситуацию на себя.

. Упражнение “ Прикосновение рук ”.

Цель: Проанализировать свои чувства и ощущения при различных прикосновениях рук неизвестного человека.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки.

Ведущий: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношение. Опустите руки.

Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями».

. Упражнение Растворение обиды ”.

Цель: Успокоится, настроится на доброжелательное отношение к ребенку, вызывающему негатив у педагога.

Ведущий: «Сядьте где-нибудь в тишине и расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами большая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего на свете ненавидите). Этот человек может быть живым или мертвым, и ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем.

Когда вы явно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ на несколько минут, а потом он пусть исчезнет. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя.

Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливой и улыбающейся. И знайте, что во Вселенной достаточно добра для всех. Делайте это упражнение в течение месяца.».

После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры

 

Обучение  детей  навыкам   распознания и контроля,умению  владеть  собой в ситуациях,правоцирующих вспышки гнева.

 

 

. Игра «Камушек в ботинке»

Цель: В этой игре используется метафора, с помощью которой дети могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают.

Время от времени имеет смысл проводить эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих проблемах.

Инструкция:

Расскажите мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек?

Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете всё как есть. Может быть, так случается, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утором надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек.

Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Однако на ноге уже может быть маленькая ранка, и тогда маленькая проблема становится большой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся и вытащим его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые.

Если вы нам скажите «У меня камушек в ботинке», то мы все поймём, что вам что-то мешает, и мы сможем об этом поговорить. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Если нет, то скажите «У меня нет камушка в ботинке», а если есть, то давайте обсудим ваш «камушек».

Необходимо дать детям возможность поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудить отдельные «камушки».

 

 

 

Коррекционная работа с детьми,склонными к агрессивному  поведению.

   В работе с агрессивными детьми следует придерживаться двух линий коррекций поведения.

 

  •                   Работа непосредственно во время приступа агрессии.
  •                   Более длительная, скрытая работа, строящаяся на знании причин агрессии.

 

  Ведущий говорит о том, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Не следует допускать при ребенке агрессивных форм поведения. Во время вспышки гнева лучше отвлечь ребенка, переключить на другую деятельность. Эффективный способ – дать возможность выплеснуть агрессию.

 

Коррекционную работу целесообразно проводить в направлениях:

 

  •         Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Это может быть словесное выражение своих чувств и мыслей, а также – выражение гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
  •         Обучение  детей  навыкам  распознания и контроля,умению  владеть  собой в ситуациях,правоцирующих вспышки гнева.
  •         Формирование  способности  к эмпати,доверию,сочувствию,сопереживанию.
  •         Формирование  уверенного поведения и эмоционально-устойчивой  личности.

Упражнение «Маленькое привидение»

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

 «Подушечные бои».

Цель: дать возможность в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Ход игры. Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…».

 

«Выбиваем пыль».

Цель: помочь снизить агрессивность ребенка.

Ход игры. Каждому участнику достается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».

  • Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.

Для этого можно использовать релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, этюды – перевоплощения, аутогенную тренировку.

 

 «Воздушный шарик».

  Цель: снять напряжение, успокоить детей.

     Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

 

  «Драка».

  Цель: расслабить мышцы нижней части лица и рук.

Ведущий говорит: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: «А может, не стоит драться?». Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».

Упражнение»Спаси птенца»

 

  «Дудочка».

  Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

Ведущий предлагает детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните все сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».

 

«Ласковый мелок».

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.

Упражнение проводится в парах. Дети рисуют или пишут на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывают, что было изображено.

 Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки, повышенного эмоционального состояния. Без эмоций трудно убедить партнёра по общению в своей правоте. Эмоции помогают найти истину. Количество конфликтных эмоций велико. В этом мы убедимся, выполнив

8. Упражнение “Алфавит эмоций”.

Это у нас групповая работа. Сядьте удобнее, чтобы могли видеть и слышать друг друга.

Нужно записать названия эмоций и чувств в конфликте в алфавитном порядке (за исключением некоторых букв):

А –

М -

Б –

Н -

В –

О -

Г –

П -

Д –

Р -

Е - ехидство

С -

Ж -

Т - тревога

З -

У – удивление, уверенность

И -

Ч -

К - кичливость

Х -

Л - любование

Я - ярость

9. Упражнение “Ответ с улыбкой”.

Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.

Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?

Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?

 

  «Волны».

  Цель: игра создает общность чувств, позволяет ощутить единство с другими людьми, их близость.

  Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались, в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. «Волны такие веселые, добрые! Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим. После такой тренировки взрослый предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.

 

  «Врасти в землю».

  Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.

Ведущий дает инструкцию: «Попробуем сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмем в кулачки, крепко сцепив зубы. Ты - могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека».

 

  «Гора с плеч».

  Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий говорит ребенку: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу же станет легче».

 

  «Техника разрывания бумаги».

  Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам.

Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, любую ненужную бумагу. Детям объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятной энергии и чувств. Затем ведущий начинает разрывать бумагу, показывает детям, как это лучше сделать. Дети присоединяются к ведущему и все вместе бросают бумагу в центр группы. Когда куча становится большой, се вместе принимаются энергично подбрасывать бумагу в воздух. Можно обсыпать друг друга кусочками бумаги

 

Профилактика  конфликтных  ситуаций:

 

С ПОМОЩЬЮ ФОРМУЛЫ

Прежде всего, попробуйте провести маленький эксперимент. Попросите учеников, коллег, родных взять по чистому листу А4 и закрыть глаза. Скажите, что сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Задача участников — точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.
Попросите:
– согнуть лист пополам;
– еще раз пополам;
– оторвать верхний правый угол;
– оторвать нижний правый угол.
Что получилось? Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
А профессия психолога требует умения доносить информацию до оппонента так, чтобы она была им адекватно воспринята и присвоена. Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников и воспитанников (а порой и коллег): «Вы всегда ведете себя так...», «Ты как всегда не готов...». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой.
В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, психолог оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого.
Иными словами: «Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.
НУЖНО:
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю...», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»).
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула: Ситуация + Я-чувство + Объяснение (см. таблицу).

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Что ты все время разговариваешь параллельно
со мной?

Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя
ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу
берешь журнал со стола!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

<>

ТРЕНИРУЕМСЯ БЫТЬ КОРРЕКТНЫМИ

Попробуйте вспомнить несколько фраз, обращений, произносимых, на ваш взгляд, некорректно, и переформулируйте их в «Я-высказывание».
Овладев этой техникой, вы можете научить ей и ребят, посвятив этому несколько занятий. Расскажите о том, как следует формулировать «Я-высказывание», объясните его эффективность и предложите потренироваться в формулировках. Приведите им пример «обычных» высказываний и предложите каждому написать одно подобное негативное высказывание на отдельном маленьком листочке. Соберите их, перемешайте и снова раздайте ребятам. Попавшееся высказывание следует переформулировать. При этом нужно четко отслеживать соответствие переформулированной ребенком фразы формуле «Я-высказывания».
Еще одним интересным заданием, способствующим отработке навыков использования техники «Я-высказывания», может служить следующее упражнение.

Готовы ли вы изменить в себе то, что мешает другим?

Упражнение «Небеса и ад»  Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:
— О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?
Мудрец задумался и ответил:
— Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое?
Услышав это, молодой воин рассвирепел.
— Да за такие слова я готов тебя просто убить! — заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.
В это же мгновение мудрец сказал:
— Вот это и есть ад.
Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны.
— А вот это и есть небеса, — заметил старик.

 

Упражнение «Подарок»

Это упражнение, завершающее нашу первую статью, будет прекрасным финалом и вашего занятия.

Инструкция
Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
З. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Уважай чувства других людей.
5. Любую проблему можно решить.
6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
7. Не сердись, улыбнись.
8. Начни свой день с улыбки.
9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
После того как все нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предложите всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.

 

 

Формирование  способности   к эмпатии,доверию,сочувствию,сопереживанию.

. Упражнения “Снежинки”. Его алгоритм:

  1.                     Молча возьмите листок.
  2.                     Сложите его пополам.
  3.                     Оторвите правый верхний угол.
  4.                     Сложите ещё раз пополам.
  5.                     Ещё раз оторвите правый верхний угол.
  6.                     Ещё раз сложите пополам.
  7.                     И ещё раз оторвите верхний правый угол.
  8.                     Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.

Рефлексия.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы детей).

 

 

 

  • Отработка навыков общения.

Задача взрослого – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (обсуждение, ролевая игра).

«Что  случилось? Чем помочь?(работа с тематическими  картинками  и рисунками)

  • Формирование способности к эмпатии, сочувствию.

Для этого используются такие приемы как чтение художественной литературы, игры и упражнения обязательно с последующим обсуждением чувств и мыслей героев.

(СКАЗКОТЕРАПИЯ)

 

Подведение итогов.

     Для подведения итогов можно использовать анкеты по оценке семинара, устное обсуждение работы семинара, игру. Обязательно дать возможность высказаться каждому участнику семинара.

 

 

 

Упражнение «Термометр комфорта»

Учащиеся для других?.

Учащимся необходимо с помощью красного карандаша на заготовке «Термо

измерять состояние комфорта человека.

При этом, комфортно – значит хорошо, уютно, безопасно, у меня хорошее настроение

информируются о том, что с помощью данного прибора можно метр комфорта» оценить, насколько им комфортно в группе, классе.


 

Получившиеся результаты совместно обсуждаются и анализируются. Особенно важным является обсуждение причин низкого уровня комфорта у отдельных учащихся. Подобных ребят нужно попросить озвучить причины, по которым им некомфортно в классе.

Вопросы для обсуждения:

  По какой причине у тебя возникает чувство дискомфорта? (т. е. из-за чего тебе некомфортно?)

  Как часто такое чувство возникает?

  Что ты сам делаешь для того, чтобы общение с тобой было комфортным А вы, уважаемые  коллеги,отметьте,пожалуйста, комфортно ли вам было на

семинаре?

 

 

  1. Ритуал: «Египетская пирамида».

Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Оснащение и реквизит: Контурное изображение пирамиды  на плакате, маркеры (фломастеры).

Инструкция: «Это пирамида цели. Нарисованная пирамида  выступает символической шкалой ваших достижений в работе  по профилактике  агрессивного  поведения   учащихся.  Первая ступень – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а вершина – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».

 

 

-Письменно, по 10-бальной  системе, оцените  сегодняшний  семинар:

1.Узнал  и понял для себя что-то  новое

Балл___________.

Пояснение____________________________________________________

 

2.Получил эмоциональный заряд__________________________________

 

Балл___________.

Пояснение____________________________________________________

 

 

3.Появились новые планы

 

Балл___________.

Пояснение____________________________________________________

 

 

.Упражнение «Слово о прошедшем дне».

Ведущий  предлагает участникам назвать и запомнить слово или словосочетание, которое относится к тому, что наиболее запомнилось из содержания предыдущего занятия. Когда все участники назовут свои слова и словосочетания, тренер предлагает «расшифровать» их, то есть в двух-трех предложениях рассказать, почему они выбрали именно: слова и словосочетания. Очередность устанавливается по желанию участников. «Что полезно было в сегодняшнем занятии?», «А именно?», «Что бы вы хотели добавить?»

Руководитель  благодарит всех за хорошую работу, говорит, что будет рад встретиться вновь, сообщает о возможности индивидуальных консультаций.

 

 

Заключительное  упражнение «Благодарю»:

 

Спасибо.Мне было приятно  с тобой работать.

Спасибо  за оказанную  поддержку.

Спасибо,мне приятно сотрудничество с тобой.

 

 

 

 

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Дорошева Ірина Леонідівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Пов’язані теми
Психологія, Методичні рекомендації
Інкл
Додано
23 грудня 2019
Переглядів
1961
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку