Психологічна техніка "ГРАНИЦІ"

Про матеріал
Техника помогает отследить следующие дисфункциональные проявления в семье: негласное разрешение одному из детей занять псевдородительскую позицию, равную роли одного из родителей; закрытые альянсы, когда один из родителей тайно поддерживает отклоняющееся поведение одного из детей, или когда ребенок учит одного из родителей, как ему совладать с другим, или когда бабушка отменяет наказание, наложенное родителями, и обращается с родителем как с одним из своих детей или внуков и др.
Перегляд файлу

ПОДДЕРЖКА МЕЖПОКОЛЕННЫХ ГРАНИЦ

Данная техника направлена на налаживание успешного функционирования семьи в целом и помогают различить подсистемы внутри семьи:

  • где прочерчены границы между поколениями по отношению к внутрисемейным правилам;
  • как распределена ответственность во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • как сформированы вертикальные межпоколенные альянсы и треугольники, мешающие горизонтальным взаимоотношениям в семье.

Техника помогает отследить следующие  дисфункциональные проявления в семье: негласное разрешение одному из детей занять псевдородительскую позицию, равную роли одного из родителей; закрытые альянсы, когда один из родителей тайно поддерживает отклоняющееся поведение одного из детей, или когда ребенок учит одного из родителей, как ему совладать с другим, или когда бабушка отменяет наказание, наложенное родителями, и обращается с родителем как с одним из своих детей или внуков и др.

Консультант опирается на основную теоретическую посылка, на которой основывается данная техника, которая состоит в том, что семья представляет собой социальную структуру, организованную по иерархическому принципу [1]. Отсюда, он поддерживает внутрисемейную иерархию путем укрепления межпоколенных границ, отделяющих родителей от детей.  Консультант в ходе работы с семьёй, даёт такие задачи, благодаря которым поддерживаются субсистемы в достаточной мере разъединённом состоянии.

Техника включает в себя следующие задачи:

1. Изменять порядок, в котором члены семьи сидят на консультации - родителей усадить вместе и детей вместе друг с другом, но отдельно от родителей.

2. Видоизменять задания, чтобы подчеркивать различия в ответственности родителей и ответственности детей.

3. Практиковать встречи с родителями (без детей) для обсуждения вопросов, находящихся исключительно в родительской компетенции.

4. Проводить консультирование с детьми отдельно от родителей, предлагая родителям наблюдать со стороны процесс работы (использовать видеозапись и др.)  

5. Стимулировать развитие потребности в индивидуальном личностном пространстве, например, посоветовать ввести такие правила в домашний обиход, чтобы иметь возможность закрывать двери как в комнате у родителей, так и в комнате у детей.

6. Советовать родителям и детям проводить больше времени в отдельности друг от друга.

7. Подчеркивать руководящее значение родителей в семье, их определяющую роль в воспитании детей.

8. Побуждать родителей обсуждать свои проблемы с друзьями или профессионалами и не впутывать в это детей.

9. Побуждать родителей к тому, чтобы они вели себя с детьми как взрослые, не регрессировали, находясь в фрустрации, к детскому уровню.

10. Побуждать родителей к тому, чтобы они позволили детям вести себя и действовать в соответствии с их возрастом.

11. Помогать родителям, передавать часть своей ответственности в выполнении обязанностей детям с учётом их возраста.

Список литературы

  1. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

 

docx
Пов’язані теми
Психологія, Інші матеріали
Додано
6 вересня 2021
Переглядів
297
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку