ПОДДЕРЖКА МЕЖПОКОЛЕННЫХ ГРАНИЦ
Данная техника направлена на налаживание успешного функционирования семьи в целом и помогают различить подсистемы внутри семьи:
Техника помогает отследить следующие дисфункциональные проявления в семье: негласное разрешение одному из детей занять псевдородительскую позицию, равную роли одного из родителей; закрытые альянсы, когда один из родителей тайно поддерживает отклоняющееся поведение одного из детей, или когда ребенок учит одного из родителей, как ему совладать с другим, или когда бабушка отменяет наказание, наложенное родителями, и обращается с родителем как с одним из своих детей или внуков и др.
Консультант опирается на основную теоретическую посылка, на которой основывается данная техника, которая состоит в том, что семья представляет собой социальную структуру, организованную по иерархическому принципу [1]. Отсюда, он поддерживает внутрисемейную иерархию путем укрепления межпоколенных границ, отделяющих родителей от детей. Консультант в ходе работы с семьёй, даёт такие задачи, благодаря которым поддерживаются субсистемы в достаточной мере разъединённом состоянии.
Техника включает в себя следующие задачи:
1. Изменять порядок, в котором члены семьи сидят на консультации - родителей усадить вместе и детей вместе друг с другом, но отдельно от родителей.
2. Видоизменять задания, чтобы подчеркивать различия в ответственности родителей и ответственности детей.
3. Практиковать встречи с родителями (без детей) для обсуждения вопросов, находящихся исключительно в родительской компетенции.
4. Проводить консультирование с детьми отдельно от родителей, предлагая родителям наблюдать со стороны процесс работы (использовать видеозапись и др.)
5. Стимулировать развитие потребности в индивидуальном личностном пространстве, например, посоветовать ввести такие правила в домашний обиход, чтобы иметь возможность закрывать двери как в комнате у родителей, так и в комнате у детей.
6. Советовать родителям и детям проводить больше времени в отдельности друг от друга.
7. Подчеркивать руководящее значение родителей в семье, их определяющую роль в воспитании детей.
8. Побуждать родителей обсуждать свои проблемы с друзьями или профессионалами и не впутывать в это детей.
9. Побуждать родителей к тому, чтобы они вели себя с детьми как взрослые, не регрессировали, находясь в фрустрации, к детскому уровню.
10. Побуждать родителей к тому, чтобы они позволили детям вести себя и действовать в соответствии с их возрастом.
11. Помогать родителям, передавать часть своей ответственности в выполнении обязанностей детям с учётом их возраста.
Список литературы