Техніка "ПРИЄДНАННЯ ДО СУБСИСТЕМИ"

Про матеріал
В основе данной техники лежат теоретические предпосылки, что семья - это иерархическая структура, члены субсистемы равны между собой. Отсюда, присоединение к субсистеме приводит к разбалансировке существующих взаимоотношений в семье и подталкивает эту подсистему к более эффективному выполнению своих функций.
Перегляд файлу

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СУБСИСТЕМЕ

В основе данной техники лежат теоретические предпосылки, что семья - это иерархическая структура, члены субсистемы равны между собой. Отсюда, присоединение к субсистеме приводит к разбалансировке существующих взаимоотношений в семье и подталкивает эту подсистему к более эффективному выполнению своих функций. Внешне это выглядит так, что консультант проявляет сознательные усилия, направленные на перераспределение власти в семье, установление границ и уменьшение манипуляцией одних членов семьи другими - он «становится на сторону» одной из субсистем. Благодаря данной технике делается вызов существующему дисфункциональному распределению власти, таким параметрам внутрисемейного взаимодействия как дистанция-близость. Техника эффективна в семьях с запутанными эмоциональными связями, в которых имеется несколько треугольников, например, когда ребенок или бабушка доминантны, чем родители, или один из супругов доминирует над другим др.

Входя во временный альянс с одной из семейных субсистем (родительской или детской), консультант некоторое время поддерживает конкретную субсистему или отдельного члена семьи. Затем он может осуществить альянс с другой субсистемой, для того, чтобы укрепить ее, когда уже проделана определенная работа с первой, и получены позитивные результаты.

В результате диагностики и анализа семьи как системы [1, с. 310] консультант определяет, какая из субсистем должна быть усилена. Например, родители, оказавшиеся неэффективными в приучении к порядку своих детей, могут оказаться субъектами альянса с консультантом, который  укрепляет их лидерское положение в семье. Сходным образом, когда один из супругов доминирует над другим и это приводит к дисфункциональности во взаимоотношениях, консультант, присоединяется к тому супругу, кого подавляют. Когда психотерапевт присоединяется к субсистеме, связи между ее членами укрепляются, а также укрепляются границы между субсистемами внутри системы.

Необходимо осуществлять следующие приёмы:

1. Сесть рядом с членами конкретной субсистемы и заниматься какой-то деятельностью вместе с ними.

2. Слушать членов определённой субсистемы и способствовать тому, чтобы члены других субсистем тоже их внимательно слушали, признавали их право на самостоятельные высказывания.

3. Дать знать представителям одной из субсистем как конкретно они используют свою власть и тем самым достигают результата, противоположного желаемому (например: доминирующая жена продолжает ругать своего мужа, предъявляя ему завышенные требования, даже когда из-за этого муж становится все более пассивным; родители требует от взрослого ребенка-шизофреника, чтобы он наконец стал взрослым, хотя они и обращаются с ним как с младенцем и др.).

4. Тренировать супругов в адекватном родительском поведении и попросить их сразу же применить результаты этого тренинга во взаимодействии с ребенком.

5.Помогать членам субсистемы в определении своих собственных потребностей и позиций и делать это в откровенной манере. Затем консультант стремится к тому, чтобы члены другой субсистемы прореагировали на это конструктивно, и семья в целом включилась бы в открытый переговорный процесс.

6. Соотнести внутрисемейные роли и задачи с ясно очерченными границами внутри семьи. Кто осуществляет общее руководство процессом воспитания детей? Кто следит за дисциплиной? Каковы обязанности каждого ребенка? Каковы обязанности бабушек-дедушек, социальных работников, каждого супруга? Кто заботится о развлечениях, социальных контактах и др.?

7. Освободить ребенка от псевдородительской роли или позиции, равной родительской, приятельской по отношению к ним. Помочь ребёнку прекратить вести себя так, как будто он равен родителям или же превосходит их в терминах авторитета и власти. Для этого консультант просит родителей делать то, что обычно делают дети.

8. Напомнить членам каждой из субсистем об их адекватном месте в семейной системе и помочь членам семьи определить свои собственные права, привилегии и обязанности в рамках каждой из субсистем (можно применить арт-терапевтические приёмы: нарисовать герб, знак, символ субсистемы – как сообщества равных в правах членов семьи).

Список литературы

  1. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

 

docx
Пов’язані теми
Психологія, Інші матеріали
Додано
6 вересня 2021
Переглядів
217
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку