ИСЦЕЛЯЮЩЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛОТЕРАПИИ
С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ.
Юдакова Мария Алексеевна,
психолог, арт-терапевт,
член «Всеукраинская арт-терапевтическая ассоциация»,
член правления ГО «Арт-терапия в действии».
«Мандала» может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, какие изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же, как они присущи здоровым живым организмам» (Д. Келлог).
Мандала – это рисунок, заключенный в круг.
Мандала - это ограничение сакрального пространства и проникновение в сакральный центр, полнота, микрокосм, космический разум, интеграция.
Мандала - это символическое изображение центра, сущности и источника энергии.
Дословно «мандала» с санскрита переводится как «круг» и обозначает целую матрицу мироздания, сосредоточение гармонии и примирения во Вселенной. Круг сам по себе является основополагающим знаком, идеальной геометрической фигурой без начала и конца. Это все и ничего, всеобъемлющий знак, который встречается в культуре всех народов. Составные части мандалы соответствуют тем или иным аспектам буддийских и индуистских религиозных практик. Есть множество видов мандал, и создают их разными способами: рисуют, сооружают трёхмерные модели или делают из цветного песка. К. Юнг был одним из первых европейских учёных, кто очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков. В итоге Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека.
В периоды душевного кризиса болезней, недостатка сил и энергии, мы невольно ищем точку опоры внутри себя. Для того чтобы исцелиться, нужно сконцентрировать внутренние силы. Поможет в этом поистине волшебная терапевтическая техника — создание мандалы.
Мандалотерапия является одной из разновидностей арт-терапии, совмещая в себе элементы психотерапии, энерготерапии, помогающая лучше понять себя и проникнуть в глубины своего подсознания. Мандалотерапия — одно из самых сильных и эффективных средств, которое даёт человеку жизненные силы, помогает стать тем, кем человек есть на самом деле.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
-
Развитие самоинтереса, самопознания;
-
Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности;
-
Развитие положительного, целостного образа «Я», самопринятия.
-
Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;
-
Внутренний дисбаланс;
-
Концентрация внимания на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
-
Развитие уверенности в себе;
-
Работа с самооценкой;
-
Облегчение процесса коррекции;
-
Возможность социально приемлемым способом дать выход агрессивности и другим негативным чувствам.
-
Развитие ценных социальных навыков;
ПРИМЕНЕНИЕ.
-
Индивидуальная терапия;
-
Семейная терапия;
-
Детско-родительские отношения;
-
Групповая форма работы.
Возраст клиентов: с 10 лет.
Форма проведения работы – индивидуальная, парная и групповая.
Время проведения: 1,5-2 часа.
Правила работы психолога:
-
Выбор мандалы. Сюжет и тему выбирает клиент.
-
Рисует столько времени, сколько ему нужно, пока не будет доволен.
-
Психолог фиксирует состояние клиента, отлеживает невербальные проявления (дыхание, цвет лица, жесты и др.)
-
Невмешательство. Избегание оценочных комментариев.
-
Мандалу лучше смотреть издалека.
Материалы: гипсовые заготовки (в форме круга), бумага А-4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки, краски.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ГРУППОВАЯ РАБОТА.
Упражнение «Представление партнера»
Цель: Установление контакта между участниками тренинга, развитие умения краткой самопрезентации, умения проявлять активное участие и сотрудничать с другими, создание позитивной мотивации для будущих занятий, снижение психологической дистанции между участниками, поддерживание атмосферы психологической безопасности.
Инструкция: Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.
-
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя жизнь». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.
-
Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем образе, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
-
Третьим этапом: работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации, следующие самые важные вопросы:
-
как я вижу себя;
-
что я ценю в самом себе;
-
предмет моей гордости;
-
что я умею делать лучше всего.
ВТОРОЙ ЭТАП. ЭТАП ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Методика «Мандала моего состояния»
Ведущий: Перед вами заготовки круглой формы (или лист белой бумаги, обычный лист формата А-4, на этом листе начерчен простым карандашом круг).
Сейчас мы с вами погрузимся в мир психологии, в мир познания себя. Отставьте свои эстетические и художественные представления в стороне и просто дайте возможность себе выразиться. Глаза могут быть как закрыты, так и открыты и вы можете созерцать чистое пространство круга, стараясь удерживать свой взгляд внутри очерченного пространства. Наблюдайте за своим дыханием, постепенно, все более расслабляйетесь, наполняясь теплом и спокойствием.
Не торопитесь, дайте поблуждать взгляду в этом пространстве, можете даже провести рукой или коснуться пальцем в разных местах круга. Когда почувствуете, что достигли максимального расслабления, возможного для вас на данный момент, то направьте свое внутренне внимание на ту проблему, тему или жизненную задачу, которая наиболее для вас сейчас актуальна.
Прислушайтесь к своим ощущениям в теле, может быть, вам представятся некие абстрактные или конкретные образы, которые будут ассоциироваться с этой темой. Прислушайтесь к тем чувствам, ощущениям, которые вызывает у вас эта тема. Затем плавно направьте свое внимание на палитру красок, которая лежит перед вами.
Теперь начинайте создавать любыми цветами те формы и образы, которые просятся к самовыражению, разрешите им быть, дайте им проявиться, разрешите вести руке и вашим внутренним импульсам. Когда вы завершите свою работу, положите получившуюся мандалу перед собой.
Потом ведущий дает задание для индивидуальной работы с образами. Настройтесь на свои внутренние ощущения, смотрите на готовую мандалу и выделите ведущее чувство, ощущение, может быть образ, мысль. Каждый участник пишет на листе бумаги ответы на следующие вопросы:
-
Дайте название вашей работе (название должно быть кратким, желательно односложным. Запишите это название на приготовленном листе?
-
Что вы чувствовали во время работы?
-
Что чувствуете сейчас?
-
Как это иллюстрирует вашу жизненную ситуацию?
-
К какому осознанию это вас подталкивает?
-
Что вы при этом чувствуете?
-
Запишите те осознания, выводы, может быть решения, чувства, которые в вас возникли?
-
Что понимаете о себе сейчас?
-
Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?
ТРЕТИЙ ЭТАП. ЭТАП ВЕРБАЛИЗАЦИИ И РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА.
Участникам предлагается разложить работы на полу внутри круга. Далее каждый рассказывает о своей композиции (название, сюжет). Описывает чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процессе творчества. Ориентировочные вопросы для ведущего:
-
Что вы чувствовали во время образа?
-
Что вы чувствовали в процессе рисования?
-
Что чувствуете сейчас?
-
Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?
Другие участники группы могут корректно задавать вопросы, высказывать предположения, комментировать увиденное и услышанное. На этом этапе задача ведущего — поддерживать в группе заинтересованность и проявление эмпатии. Возможен еще один вариант проведения этапа вербализации. После того как названы темы созданных композиций, участникам предлагается объединиться в группы по признаку сходства сюжета (проблемы), придумать и разыграть спектакль. В этом варианте отсутствует индивидуальная рефлексия чувств и переживаний, но легче устанавливается внутригрупповая эмпатия.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Ведущий: Сейчас мы поблагодарим друг друга за интересно проведенное время. Для этого все участники будут двигаться по комнате, находить другого участника, задача сказать комплименты (обоим участникам в одну и другую сторону), затем двигаться дальше к следующему человеку, пока вы не поделитесь комплиментами со всеми участниками.
Это упражнение дает прекрасный эмоционально-положительный настрой, повышает самооценку участников и актуализирует их личностные ресурсы.
УСЛОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МАНДАЛЫ.
-
Круг символизирует собой духовную сферу, божественное. Символизм круга помогает ощутить глубокую связанность со Сверх Я, со своей глубинной сущностью. Круг с его границами символически помогает ощутить безопасность и способствует самораскрытию и проявлению скрываемых тенденций.
-
Квадрат символизирует рациональность, четкость и все земное и реальное. Легендарная «квадратура круга» символизирует желание привести к идеальному согласованию оба элемента «небесное» и «земное»»
-
Центр внутри круга символизирует Эго или центр самости. Центр – это символическая сущность всей мандалы. В центр всегда помещают самое важное и ценное. Это точка отсчета, точка начала, ведущего к развитию всех событий и смыслов. Центр в мандале структурирует и «собирает» рисунок. Центр – зрелость, отсутствие центра – инфантильность, отсутствие зрелости.
-
Симметричная мандала – устойчивая; ассиметрия – признак внутреннего напряжения.
-
Расположение вверху – обращение к духовности, внизу – физическое, центр – социум.
-
Слева – прошлое, центр – настоящее, справа – будущее.
-
Движение против часовой – регресс, если вовнутрь – клиент готов поглощать знания, энергию, ресурсы, во вне – готов отдавать.
-
Наличие белого пространства – некий внутренний потенциал, боязнь проявить активность, осторожность, недостаток какой-то информации, уход от социальных отношений.
-
Если в эссе нет связей – есть внутренние противоречия. Присутствуют животные – высокий уровень энергии.
НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРПРИТАЦИИ ЦВЕТОВ.
-
Черный - это цвет тьмы, смерти и таинства, священнодействия. Черный цвет - это тайна утробы, откуда происходит жизнь и куда уходит снова в могилу - утробу Земли. Черный цвет является наиболее подходящим цветом для выражения бессознательного.
Чтобы возникло новое, старое должно умереть. Черный цвет ассоциируется с пониманием смерти, возрождения как приходящих фаз более длительного, более глубокого, невидимого процесса. Однако иногда доминирование черного цвета может указывать на переживание депрессии, печали, траура, горя. Это психологическая смерть, которая предшествует благодати и новому пониманию.
-
Белый. Он предполагает чистоту, невинность, духовность, являясь символом нематериального, иномирного. Белый цвет - символ Луны - главный символ женского, цвет женского начала, прохладный светящийся цвет - идеальное представление его — бледная бедная девушка (Белоснежка). Белый это цвет молока, он предполагает производительность, потомство.
-
Серый. Ассоциируется с камнем, туманом, пеплом. Традиционно - с искуплением. Также серый цвет- это депрессия, и безразличие. Так как серый - это еще и смешение черного и белого, он представляет равновесие противоположностей. Серый - это как бы отсутствие цвета, предполагает отсутствие или недостаток эмоций, чувств.
-
Зеленый. Этот цвет ассоциируется с природой, благоухающей всеми ароматами и способностью питать, лелеять, обогащать все, что растет. Мудрость зеленого - это способность лелеять любимых, принимать их естественными. Зеленый - это цвет родителей, он состоит из голубого цвета (матери) и желтого (отца). Зеленый – цвет Венеры, красоты, мягкого эроса. Водяные феи, духи, русалки, нимфы, капризная сила, которая часто идет вразрез с властями. Иногда зеленый - цвет негативности: яд змей, тёмно-зеленые леса — обители опасности, при разложении растительности она начинает темнеть, от зависти человек «зеленеет».
-
Желтый. Цвет солнца, символ способности видеть и понимать, богоподобная способность создания, качество сознания, которое помогает подняться над инстинктами. Желтый цвет появляется и отражает ту стадию человеческой эволюции, когда прекращается отождествление с племенем и ясно проступает на первый план индивидуум. Как солнце является чем-то уникальным, желтый цвет связан с чем-то героическим, с индивидуальной миссией. Желтый связан с солнечным началом, это героическая, смелая сила, которая творит и управляет жизнью земных существ, мощью. В учениях Востока желтый - это озарение, просветление. Эта способность - интуиция, постижение начала и пути вещей, мужское начало.
Желтый символизирует золото, которое предполагает господство, богатство, изобилие духа. Бессознательное использует образ золота, чтобы напомнить о заложенном внутри вас потенциале, возможности внутренней целостности.
-
Бирюзовый. Цвет зеленовато-голубого неба. Использовался в целительской практике.
Бирюзовый цвет сигнализирует о том, что человеку необходимо исцеление, на время дистанцироваться от событий, приносящих боль, унять боль потери, не страдать от призраков прошлого, покончить с ним. Бирюзовый цвет можно рассматривать как смешение светло-голубого (позитивное материнство) и зеленого (контроль, взращивание, пестование, воспитание). В этом случае, бирюзовый цвет несет значение традиционного материнства; забота о других, которая переносится на самого себя. Бирюзовый в мандале говорит о способности души исцелять себя неведомым для себя методом, интуитивно. Чувство матери направляется на самого себя, человек становится сам себе матерью.
-
Коричневый. Плодородная почва, обработанные и готовые к севу поля. Ассоциируется с отречением, печалью, покаянием. Коричневый цвет предполагает земную преданность, доверчивость. Коричневый это сочетание красного (либидо) и зеленого (самоконтроль, управление). Коричневый может выражать чувство, когда человек застрял между импульсом делать что-то и подавлением этого желания. Коричневый указывает на важность корней, очага, дома, компании себе подобных и чувства безопасности.
-
Розовый. Смесь белого (духовность) и красного (энергия) - это здоровье, чистота. Ассоциируется с наибольшей чувствительностью на эмоциональные стрессы, с нежностью, но так же и с естественной телесностью. Большое количество розового цвета указывает на появление ранимости, страха быть оставленным, необходимость в защите.
-
Лавандовый, бледно лиловый. Лавандовый - это белый (духовность) + фиолетовый (царственность) – символизирует склонность к мистическим переживаниям. Предвестник, знак духовного пробуждения, который может вызвать психологическое возрождение.
-
Пурпурный. Это цвет королевской власти, царственности. Этот цвет – сочетание энергии красного и спокойствия голубого цветов. Живое воображение, которое может быть полезно для творческих устремлений. Люди, любящие лиловый, фиолетовый цвет обладают способностью возбуждать, притягивать внимание. Это может способствовать завоеванию какого-то особого места в обществе.
-
Оранжевый. Цвет полной восходящей Луны, тыкв и осенних листьев. Этот цвет подобен огню, горящему в своих границах и не заходящему за свои рамки. Не бушующий и сжигающий огонь, а теплый, согревающий, вокруг которого собирались люди. Этот цвет выражает переживание глубокого понимания через беду, разобщение с друзьями. Иногда оранжевый - символ отверженности, отчаяния. В Индии оранжевый - цвет одежд приговоренных к казни преступников. Монахи взяли себе этот цвет, который символизировал их жизнь. Будда носил оранжевое одеяние для обозначения своего отречения от высшего общества.
-
Голубой. Он напоминает ясное небо, огромные просторы воды и прохладные тени. Он внушает покой, безмятежность, мир, тишину. Реакция мозга человека на голубой цвет - это релаксация, расслабление. Человек любит созерцать голубое: лазурь неба, голубые просторы, вершины гор - места обитания духов. Голубое - отражение женского начала и женских качеств: сострадание, преданность, преклонение, лояльность, верная любовь. Голубой - символ матери. Голубой цвет связан со стихией воды. Погружение под воду - это погружение в бессознательное, метафора для соединения эго с бессознательным. Это соединение может быть целительным как новое возрождение, а может вести назад к регрессии. Голубой цвет возвещает о психологическом возрождении, об открытии способности видеть по ту сторону цикла возрождения.
-
Красный. Имеет древнюю историю, являясь частью ритуалов погребения, принесения в жертву и исцеления на протяжении более 30 тысяч лет. Красный цвет ассоциируется с огнем. Это в то же время и сила разрушения, и сила трансформации, постижения глубинной мудрости. Использование огня для обжигания глины и в металлургии символизирует трансформацию созидания человека, чтобы достичь мудрости. Красный цвет обозначает энергию, необходимую для выживания, здоровья и трансформации себя к большей внутренней мудрости. Негативное в красном цвете - это раны, тяга к разрушению, гнев, страдания и война.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
-
Агеев В.В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., МГУ, 1990.
-
Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер. с англ. Е. Петровой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
-
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
-
Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. – М., Медицина, 1989.
-
Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель, Эксмо-Пресс, 2000.
-
Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: Речь, 2005
-
Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб., Лань, 1999.
-
Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». СПб.: Речь, 2005
-
Копытни Л. И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003.
-
Кэрролл Э.Изард. Психология эмоций. — Питер, 2006.
-
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
-
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.
-
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 2001.
-
Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб. 1994.
-
Юнг К. Г. Человек и его символы. Москва 1997.
-
Юнг К. Г. Избранное. Минск 1998.
-
Юнг К. Г. Психология и алхимия. Москва 1997.
-
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.