Биология 8 класс
Урок №28
Тема: Работа сердца. Исследовательский практикум: Самонаблюдение за частотой сердечных сокращений в течение суток, недели.
Цель: 1) повторить состав крови, круги кровообращения, строение сердца; изучить фазы сердечного цикла; дать понятия об автоматизме сердца; 2) развивать умения у учеников использовать имеющиеся знания, работать с текстом учебника, рисунками и таблицами; анализировать информацию, делать выводы;
3) воспитывать эстетическую культуру учеников, отношение к своему здоровью как к ценности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: рисунки, схемы, учебник, тесты
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учеников
Фронтальный опрос.
1) Выполнение познавательных заданий (устно)
1. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Это – «одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?
(Лейкоциты борятся с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки).
2. Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? (Из-за несовместимости групп крови).
Тест (письменно)
Установите соответствие между биологическими терминами и определением.
Жидкая соединительная ткань - |
антитела |
а |
|
2 |
Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин - |
иммунитет |
б |
3 |
Человек, дающий свою кровь для переливания - |
капилляры |
в |
4 |
Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов - |
кровь |
г |
5 |
Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком - |
аорта |
д |
6 |
Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями - |
эритроциты |
е |
7 |
Самая крупная артерия |
донор |
ж |
Взаимопроверка
III. Сообщение темы, цели урока
Звучит спокойная музыка и на ее фоне раздается стук сердца.
Учитель. Ребята определите, что за звук?
- Это работает наше сердце.
Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о работе сердца.
Проблемный вопрос: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?
IV. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.
Эта капелька крови, то появлявшаяся,
то вновь исчезавшая, казалось,
колебалась между бытием и бездной,
и это был источник жизни.
Она красная! Она бьется. Это сердце! У.Гарвей
Сердце начинает работать уже на четвертой неделе беременности, и не прекращает биться до самой смерти человека.Частота сердечных сокращений у плода намного выше,чем у взрослого человека и составляет примерно 140 ударов в минуту. На 12 неделе беременности сердце плода уже перекачивает 28 литров крови в день.
В среднем сердце сокращается:
-70 ударов в минуту
- 100тыс. в сутки
- 40млн. в год
2.5млд за всю жизнь
Перекачивает крови
- 1 минута – 5.5 литра
- В сутки – 8тыс. литров
- За 70 лет – 200 млн. литров
Как вы думаете, почему сердце так называется?
Верно, слово «сердце» (лат. соr, греч. cardia) происходит от слова «середина».
- А где расположено сердце?
Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме
- Каковы размеры сердца?
Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака
Исторический факт из жизни Везалия
Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии
…Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?
Ответ вы найдете, прочитав статью «Особенности сердечной мышцы»
Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.
Самостоятельная работа учеников
- Основные свойства сердечной мышцы
Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания.
Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.
Возникает вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает?
Сердце ритмически сокращается и расслабляется. Сердечный цикл включает в себя три фазы (запись в тетрадь):
1. сокращений предсердий - систола предсердий, длится 0.1 сек;
2. сокращение желудочков - систола желудочков, длится 0.3 сек;
3. сердечная пауза – диастола, длится 0.4 сек.
При первой фазе желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
При второй фазе предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
При третьей фазе - полное расслабление сердца
А кто контролирует и направляет работу сердца?
В организме работа сердца всегда находится под регулярным вниманием центральной и нервной системы и гуморальных факторов.
Возвращаемся к проблемному вопросу: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? (ответы учащихся)
Высокая работопособность сердца обусловлена:
1. Высоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце;
2. Усиленным снабжением сердечных мышц кровью;
3. Строгим ритмом его деятельности
(фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем.
Вспомните пословицы, поговорки и высказывания о сердце
Сердце вещун;
- Самые высокие мысли подсказывает нам сердце (Вовенар).
- Благородное сердце не может быть неверным (Оноре де Бальзак);
- Злой язык — признак злого сердца (Публий).
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
- М. Горький – “смелое сердце Данко”.
- Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.
(чтение отрывков из произведений)
«– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал себе руками грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям...
...Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.
Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...» (М.Горький)
«Михель выдвинул какой-то ящик и достал оттуда каменное сердце.
– Это? – переспросил Петер, задыхаясь, и холодная дрожь пробежала у него по спине.
– Мраморное сердце? Но ведь от него должно быть очень холодно в груди.
– Конечно, оно немного холодит, – сказал Михель. – Да и зачем сердце непременно должно быть горячим? Главное – оно-то уж не забьется у тебя ни от страха, ни от тревоги, ни от глупой жадности. Очень удобно...» (Вильгельм Гауф «Холодное сердце»)
Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощающее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина "Сердце” (чтение стихотворение)
Девчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”
Девчина в ответ, заплетая косу:
"Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?”
После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.
Сердцу посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты. Музыка не только может поднять настроение,взбодрить или успокоить, она способна лечить серьезные заболевания.
В знак верности и любви к удивительному органу человеческому сердцу был поставлен памятник. Огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны – символ жизни - украшает двор "Института сердца" в Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось 12 июня 2001 года. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа. Автор: скульптор Н.Хромов
Возможно, кто-нибудь из вас знает, почему люди выбрали именно такое изображение сердца?
- этот символ связан с «поцелуем лебедей», который символизирует верность, преданность и вечную любовь.
V. Закрепление нового материала.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание: изучить §18, исследовательский практикум, повторить §16-17.