Разработка: "Современный урок химии"

Про матеріал

Среди приоритетных отраслей науки и производства большое значение имеет химия, которая дает крепкие, системные знания о веществах – их составе, строении, свойствах, нахождении в природе, использовании, способах получения, а также знание экологии, необходимые людям будущего

Перегляд файлу

                     Современный урок.

     11 класс

        

 

       

«Учитель, подготовь учеников,       чтобы было, у кого учиться».             

 

 / восточная мудрость/

 

 Среди приоритетных отраслей науки и производства большое значение  имеет химия, которая дает крепкие, системные знания о веществах – их составе, строении, свойствах, нахождении в природе, использовании, способах получения, а также знание экологии, необходимые людям будущего. Химия – сложная наука, которая может заинтересовать пытливый аналитический ум, сохранивший интерес к самому процессу познания. В наше время повальной экономизации и компьютеризации химия перешла в раздел не престижных наук, т.к. ее результаты трудно достижимы и не дают  мгновенных  головокружительных доходов и стремительной, блестящей карьеры. Но развитое общество не может состоять из одних экономистов и программистов. Ему нужны и химики. Химия, как школьный предмет, способствует воспитанию любознательности,

трудолюбия, формированию научного мировоззрения, развитие интеллекта, логического, абстрактного, диалектического мышления. Для выполнения

этих задач необходимо  создавать оптимальные условия, под действием которых осуществляется процесс обучения и воспитания. Со времен Я.Каменского,

да и сейчас, урок является основной формой организации учебного процесса в школе. Качество и прочность знаний учащихся зависит от усвоения материала

на уроке. Если основной материал хорошо и всеми учащимися усвоен на уроке, то на следующих уроках учитель не будет терять время на то, чтобы устранить

пробелы предыдущего урока. В зависимости от степени социально - экономического потенциала страны, образовательных парадигм, содержания образования, урок усовершенствуется и видоизменяется. Значительно улучшить качество обучения, воспитания и развитие учащихся можно лишь за счет  систематического  и последовательного усовершенствования урока, поиска новых его видов.

Современный урок химии должен обладать особенностями, обусловленными

стоящими перед ним задачами, а также спецификой содержания  и методов

обучения.

Существует целый комплекс требований к современному уроку. Во - первых, дидактические требования, главное из которых – четкое формулирование обра-зовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами              . Дидактическая цель урока определяет, какое

звено будет главным. Различают шесть звеньев учебного процесса: 1) выдвиже-

ние и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к изуче-

нию нового материала, другими словами, подготовку к восприятию новых зна-

ний; 2) восприятие нового материала; 3) обобщение и формирование понятий,

законов и т. д; 4) закрепление и усовершенствование знаний, упражнения; 5)применение знаний, умений и навыков; 6) анализ достижений учащихся и про

верка усвоения ими знаний и умений.

 Решающую роль играет прогнозирование уровня  усвоения учащимися научных знаний, формированию умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.

Немаловажную роль играют и психологические требования к уроку - это и психологическая цель урока, его стиль, учет возрастных особенностей, органи-

зация познавательной деятельности.

Существуют и гигиенические требования, как уроку химии, так и к технике

его проведения, т.к. урок химии связан с проведением демонстрационных опы-

тов, лабораторных и практических работ.

Тип, структура современного урока во многом определяется содержанием,

целью, что влияет на педагогическую технологию. Известны различные техно-

логии: технология естественного обучения, модульно – рейтинговая технология

парацентрическая технология, технология полного усвоения знаний, адаптив-

ная система обучения, интерактивная технология обучения. Все они имеют мно-

го общего, а именно; целенаправленность на максимальное обеспечение развитие личности учащегося, а в связи с этим обоснованность каждого элемента педагогического процесса, обеспечивает возможность проконтролировать результаты учебной деятельности различными способами. Необходимо совершенствовать не только преподавание теоретического материала, но и химического эксперимента. В учебный процесс надо вводить больше опытов развивающего характера, и, прежде всего проблемных и исследовательских, что позволяет вовлечь учащихся в активную деятельность, заставляет мыслить творчески, создают возможность применения теоретических знаний в различных ситуациях.

Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес и воспитывать потреб-

ность в знаниях. Для этого необходимо менять виды деятельности учащихся,

оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

При проведении уроков я использую как классические, так и нестандартные типы уроков. Классификацию классических типов урока можно показать на

следующей схеме:

 

 

Тип урока

Основной метод,

определяющий вид урока

 

Вариант метода, опреде-

ляющий разновидность

урока

 

Уроки изучения

нового материала

Лекция

Повествовательное

изложение.

Проблемное изложение

Лекция с демонстрациями

Сочетание слова с

наглядностью

Рассказ

Повествовательное

изложение.

Проблемное изложение

Рассказ с демонстрациями

Сочетание слова с

наглядностью

Беседа

Эвристическая.

Повествовательная

Беседа с демонстрациями

Сочетание слова с наглядностью

Работа учащихся с книгой

Чтение и заучивание.

Нахождение ответов на

вопросы.

Составление планов,

конспектов, схем, таблиц.

Работа с раздаточным материалом

Основные формы сочетания слова с наглядностью

Ученический

эксперимент

Исследовательский

Метод.

Иллюстративный

метод

 

 

 

 

Уроки совершенствова-

ния знаний и умений

учащихся

 

Лекция.

Лекция с демонстрациями

Обобщающая лекция.

Повторные опыты.

Опыты - задачи.

Демонстрационные

опыты, таблицы, экран-

ные пособия, кинофильмы,

слайды.

Доклады учащихся

Обзорные с демонстра-

циями: опытов, нагляд-

ных пособий,

иллюстраций.

Беседа

Беседа – повторение.

Упражнения и задачи.

Беседа с демонстрациями

Беседа с демонстрациями

повторных опытов.

Беседа с демонстрациями

опытов – задач.

Работа с книгой

Повторение по учебнику,

составление схем, таблиц.

Лабораторно – практические работы

Выполнение опытов для

закрепления знаний и

навыков.

Работа с раздаточным

материалом

Задачи в работе с разда-

точным материалом

 

Уроки проверки, учета и оценки знаний и умений учащихся

Экспериментальные

контрольные работы

Повторные опыты.

Новые опыты.

Повторные и новые опыты.

Ответы и вопросы.

 

Письменные контрольные работы

Решение задач. Тестирование.

Графические работы.

Разные варианты:

тесты, задачи, ответы и

др.

 

 

 

В последнее время в педагогической практике используются нестандартные

уроки, которые отличаются способами их проведения. Провожу их и я. Это

интегрированные уроки, уроки – диспуты, уроки – сказки, КВН, конференции, уроки открытых мыслей, ток шоу и др.

Успех каждого урока обеспечивается не только его содержанием, целесооб разностью выбранного метода и педагогическим мастерством учителя, но и

тем, насколько правильно было определено место данного урока в общей системе занятий. При подготовке к уроку необходимо помнить слова

К. Ушинского:

« Учитель, который что-то хочет твердо закрепить в детской памяти, должен побеспокоиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаза,

уши, голос, мышечные движения, даже если это возможно, вкус и ощущение

запаха – приняли участие в процессе запоминания».

 И как бы не менялись критерии  современного урока, главным для педагога остается умение работать с учащимися и работать для них.  полный  контакт во взаимоотношениях учителя и учащихся на уроке, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Уроки должны быть уроками социальной активности, уроками высокой научной компетентности, уроками творческого мышления, а также уроками высокой духовной культуры.

 

 

docx
Додано
30 липня 2018
Переглядів
736
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку