Урок "Земля - наш общий дом" (обобщение по теме "Причастие. Деепричастие")

Про матеріал

*Обобщающий урок русского языка в 7 классе по темам "Причастие. Деепричастие" проводится с элементами интегрирования. Задачи данного урока: - закрепить знания учащихся по теме «Причастие и деепричастие», «Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах», связав их с предметами «Литература», «Экология», «ИЗО»;

- показать широкие возможности причастий и деепричастий в речи, значение и роль данных форм глагола в употреблении;

*- развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной; формировать ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, речевые и коммуникативные умения,диалогическую и монологическую речь;

*- воспитывать любовь к природе, чувство патриотизма.


Перегляд файлу

         Интегрированный урок русского  уязыка в 7 класс

 Тема.  «Земля – наш общий дом»  (обобщающий урок по теме  «Употребление причастий и деепричастий в устной и   письменной речи»)             

Цели и задачи урока:

  • закрепить знания учащихся по теме «Причастие и деепричастие», «Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах», связав их с предметом «литература», «экология», «обществознание», «живопись»;  показать широкие возможности причастий  и  деепричастий в речи, значение и роль данных форм глагола в употреблении;
  • развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной; формировать ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, речевые и коммуникативные  умения,  диалогическую и монологическую речь;
  •              воспитывать любовь к природе, чувство патриотизма; прививать умение         

            внимательно слушать и слышать, уважать мнение   товарищей.

Тип урока:  интегрированный (русский язык, экология, литература, ИЗО, 

                      обществознание, музыка)

   Оборудование: сигнальные карточки,  опорные листы с заданиями лабораторной работы, репродукции картин русских художников - пейзажистов, текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Успокоение», презентация по теме урока, музыка.

        Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.                             

                                                                                                  Ф.М. Достоевский

                                            ПЛАН УРОКА

 

I. Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас, и я думаю, что наш урок будет интересным, творческим и откроет для вас новые тайнички великолепного русского языка.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Решение КСУ. Работа в группах (устно).

Ситуация. Ты идешь из школы. Вдруг видишь воробышка, над которым     стоит кот.   Твои действия:

  •   Равнодушно пройдешь мимо?
  •   Заберешь домой, чтобы подлечить птичку, а потом выпустить?
  •   Попытаешься чем-то покормить и уйдешь, а потом вернешься, но, увидев только перышки, заплачешь?

Задание для 1 группы: составить рассказ, употребив в своей речи причастия и причастные обороты.

Задание для 2 группы: составить рассказ, употребив в своей речи деепричастия и деепричастные  обороты.

Задание для 3 группы:  составить рассказ, употребив в своей речи причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты.

2. Презентация работы группами.

3.  Работа с сигнальными карточками.
     Давайте проверим, как вы  умеете различать причастие и деепричастие. Достаньте сигнальные карточки. Ваша задача: найти и показать номер правильного ответа.  (Тестовые задания даны  на слайде №2 )
 

Тест 1.
Найдите предложения с причастными оборотами (знаки не расставлены)
1. Я ушел негодуя на друзей.
2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
3. Небо усеянное звездами манило к себе.
4. Он быстро подошел к окну светящемуся ярким светом.
Тест 2.
Найдите предложения с деепричастными оборотами.
1. Клюшка вырвавшись из рук игрока покатилась по льду.

2. Шары летящие высоко в небе скоро скрылись из глаз
3. Преследуя зверя охотники вышли к озеру.
4. Охотники преследующие зверя вышли к озеру.

III. Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Введение в тему урока.

        Вот и подошли к завершению уроки знакомства с причастием и деепричастием – замечательными и непростыми словами, которые даже

называются необычно: не просто ЧАСТИ РЕЧИ,  а ОСОБЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА.  На нашем необычном уроке мы рассмотрим, как употребляются они в речи.                        

(Слайд 1– тема урока)

А сделать это нам помогут опорные листы с заданиями лабораторной работы, лежащие у каждого из вас на парте. Запишите  в ваш лист тему  урока. Не забывайте: в листах надо писать аккуратно и грамотно.

    Недавно на адрес нашей гимназии пришло необычное письмо, которое я прочту вам сейчас:

    «Уважаемые ребята! Я, царица Природа, прошу вас о помощи. Люди меня загрязняют, уничтожают, причиняют вред. А я так хочу быть всегда красивой, чистой и  нужной людям. Вся надежда на вас! Хотите, чтобы планета Земля жила еще долгие – долгие столетия и тысячелетия? Помогите мне!»

  •             Ребята, вы согласны, что нашей природе в ее бедственном положении необходима помощь?
  •             А вы лично готовы помочь царице Природе?
  •             Так давайте незамедлительно отправимся в ее прекрасное царство.                                  (Слайд 2)  На фоне чтения учителем стихотворения демонстрируются слайды с  репродукциями картин русских художников - пейзажистов                                                                                                                     Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!
    Солнце в жарких руках, наклонясь, как гончар,
    Вертит влажную глину, с любовью лепя,
    Округляя, лаская, рождая тебя.
    И когда ты отделан и весь обожжен,
    Солнце чудо свое омывает дождем
    И отходит за воздух и за облака
    Посмотреть на творение издалека.
    Ни отнять, ни прибавить – везде красота,                                                                                         Чародейка- Природа нам слепит глаза!                                                                                                IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.                                                       1. Выполнение лабораторной работы исследовательского характера                                                                    На опорных листах в задании №1 даны предложения о природе. Ваша задача:  заменить придаточную часть СПП  в данных предложениях причастным или деепричастным оборотом, используя в работе образец                                                                  (Слайд 3)

Не забывайте о знаках препинания!

Образец: Нет ничего в мире нежней и краше природы, /которая пробуждает в нас самые искренние чувства/. -  Нет ничего в мире нежней и краше природы, пробуждающей  в нас самые искренние чувства.

  1.          Прекрасна и обворожительна природа зимой, когда покрывает всю землю пушистым снежным покрывалом.
  2.          Летом пробуждает всю природу яркое солнце, которое медленно выглядывает из-за горизонта.
  3.          Заря догорала, когда разбрасывала по осеннему небу причудливые  разноцветные отблески.

     Что помогли нам сделать с предложениями второй части причастные и деепричастные обороты?

Верно, упростить  речь, конкретизировать ее. Запишите  данное значение в вывод.

(Слайд 5)  ВЫВОД: упрощают речь, конкретизируют ее.

2. Работа с поэтическим текстом.

     Многие художники, писатели восхищались красотой и великолепием природы, отображая свои эмоции и чувства в своих творческих произведениях.  Одним из лучших «певцов природы» считается Ф. И.Тютчев.

     (Слайд 6) Его произведения о природе неповторимы, интересны, чувственны. Одно из его произведений мы с вами проанализируем.

Называется оно «Успокоение»  

     (Слайд 7)

Гроза прошла, ещё курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сражённый,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

А уж давно, звучнее и полней,

Пернатых песнь по роще раздалася,

  И радуга концом дуги своей

В зеленые вершины уперлася.

  •            Перуны – молнии.  Названы по имени грозного языческого бога Перуна, поражающего грешников молниями – стрелами.

- Какое настроение вызывает у вас данное стихотворение?

- Какие выразительные средства использует автор в стихотворении, чтобы передать это настроение?

- Найдите в данном стихотворении причастные обороты.

- Выделите их в тексте графически.

- Каким членом предложения является причастный оборот?  Как вы его подчеркнули?

- Каким художественным средством он является в стихотворении?  (эпитетом)

- Вспомните, какую функцию выполняют эпитеты в речи? (украшают, придают выразительность)

- Так какую функцию будут выполнять эпитеты, выраженные причастными оборотами, в речи?

(Слайд 8)  ВЫВОД: украшают речь, придают ей выразительность                    

- Давайте обратимся ещё к одному  словосочетанию в тексте: «ещё курясь» – «дуб стоял ещё курясь».

- Скажите, данный деепричастный оборот в контексте имеет основное значение или дополнительное?

- Следовательно,  какой  вывод о значении деепричастий в речи мы можем сделать?

(Слайд 10)  ВЫВОД:  несут дополнительное значение

3. Промежуточная рефлексия:  «5-минутное эссе» (устно)

  •    обобщите все выводы и скажите, какую роль играют причастия и деепричастия в речи;
  •    задайте один вопрос, на который вы еще не получили ответа.

4.  Создание и решение проблемной ситуации

   Наша русская природа красива в любое время года. Мы можем ею восхищаться, писать картины, слагать стихи.  Но, если мы не будем её беречь, охранять, защищать, то природа погибнет, а значит, погибнет вся Земля, и все человечество!

(Слайд 11 -  черный фон)

- Ребята, скажите, почему это может случиться?

- В  современном мире существуют множество экологических проблем. Вы только представьте, ежедневно в атмосферный воздух выбрасывается около 56,5 тысяч тонн загрязняющих веществ. Примерно 17 миллионов м3 загрязняющих сточных вод выбрасываются в водоемы. В Красную книгу Украины занесены 415 видов вымирающих животных и 533 вида исчезающих растений.

 Экологическая ситуация, сложившаяся на Украине в настоящее время, очень серьезная. Мы с вами как ответственные  граждане нашей родины должны исправить столь критическую ситуацию, и помочь нашей царице  Природе.   Ведь мы, согласно украинскому законодательству, обязаны сохранить окружающую среду.

А начать я предлагаю с малого -  с составления листовки «Берегите природу!»

5. Лингвистический эксперимент (работа в парах)   В задании №3 лабораторной работы  дан текст. Вам необходимо распространить его, вставив подходящие  по смыслу причастия и деепричастия.  Помогут вам выполнить эту работу  слова для справок.  Выполняя задание, не забывайте о правильной расстановке знаков препинания.  (Работа выполняется на фоне звучащей музыки)

Наша планета устала от ______________труб, ___________машин, _____________в реки химикатов, от_________ войн, от взрывов – от того, как безобразно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек.

Слышите, природа просит о помощи! Прислушайтесь, планета Земля в беде. Она не в силах исправить все зло __________человеком. Не в силах спасти ___________зверей и птиц, очистить от ___________ дыма и гари воздух… Она не может уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек. Только вы, ты и я, каждый из нас, вместе мы с вами, можем спасти Землю! Мы должны начать действовать прямо сейчас_________________ на завтра.

Слова для справок: дымящихся, стекающих,  разрушающих,  гудящих,  совершенное, загрязняющего,  не откладывая, гибнущих. 

- Прочтите полученную листовку.

- Какую роль сыграли в тексте, добавленные вами причастия и деепричастия?

Ребята, чтобы защитить Природу от опасности, мы должны  начать с себя. Назовите те качества, которые мы должны проявить по отношению к природе

(ответы учащихся)

6. Распределительная работа в игровой форме.

      Отвечая на заданный вопрос, перейдем к следующему заданию. Посмотрите на весы. На чаши данных вам весов мы будем располагать  предложенные качества: с одной стороны запишем качества, которые мы будем проявлять по отношению к природе, а на другую чашу положим те из них, которыми никто из нас никогда  не хотел бы обладать:

     любящие                                 ненавидящие

     борющиеся                             обижающие

     оберегающие                          презирающие

     знающие                                 причиняющие вред

     охраняющие                          защищающие

     создающие                             преображающие

V. Подведение итогов урока.  Самооценивание работы на уроке.

Общий вывод по всему занятию:

 - Для чего мы употребляем в речи причастия и   деепричастия?

 - Какую функцию они выполняют в речи?

 Посмотрите, ребята, ещё раз на весы. Сколькими качествами мы должны обладать, чтобы сохранить природу! Я уверена, что вы ими обладаете, а значит,  сможете ей помочь.

     В завершении нашего урока я прошу вас поднять смайлик, который отражает ваше отношение к  пройденному уроку.

Я рада, что этот урок вызвал у вас положительные эмоции.

 

Но не забывайте:

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

    Навеки родная земля.    

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

VI. Итоговая рефлексия.                                                                                                 1. «Ель рефлексии».  Каждая пара веток ёлки – это позиция, по которой надо высказать свое мнение (снизу вверх):

            Нижняя пара веток –  для нас было важным и интересным…

            Вторая пара веток – по этому вопросу мы получили       конкретную информацию…

            Третья пара веток – нам было трудно (нам не понравилось)…

            Верхушка ели – для нас было недостаточно…                                                                         VII. Домашнее задание. Творческий практикум.                                                                               Задумайтесь о проблеме, рассматриваемой на уроке, и напишите  мини – сочинение по теме: «Охранять природу – значит  охранять  Родину», используя причастия и деепричастия.

                                                          

                                          Приложение 1

                       Опорный лист с заданиями лабораторной работы

Ф.И. ученика____________________________________________

ТЕМА  _________________________________________________

Моделирование. Задание №1:  заменить придаточную часть СПП  в данных предложениях причастным или деепричастным оборотом, используя в работе образец

Образец: Нет ничего в мире нежней и краше природы, /которая пробуждает в нас самые искренние чувства/. -  Нет ничего в мире нежней и краше природы, пробуждающей  в нас самые искренние чувства.

Прекрасна и обворожительна природа зимой, когда покрывает всю землю пушистым снежным покрывалом.

 

Летом пробуждает всю природу яркое солнце, которое медленно выглядывает из-за горизонта.

 

Заря догорала, когда разбрасывала

по осеннему небу причудливые

разноцветные отблески.

 

                                                         Приложение 2

Экспертиза.  Задание №2.

               Успокоение

Гроза прошла, ещё курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сражённый,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

А уж давно, звучнее и полней,

Пернатых песнь по роще раздалася,

И радуга концом дуги своей

В зеленые вершины уперлася.                

                                           Ф.И.Тютчев                 

- Найдите в данном стихотворении причастные обороты.

- Выделите их в тексте графически.

- Каким членом предложения является причастный оборот?  Как вы его подчеркнули?

   - Каким художественным средством он является в стихотворении  (эпитетом)?

- Вспомните, какую функцию выполняют эпитеты в речи? (украшают, придают выразительность)

- Так какую функцию будут выполнять эпитеты, выраженные причастными оборотами, в речи?

ВЫВОД 1: ____________________________________________________________

 

- Давайте обратимся ещё к одному  словосочетанию в тексте: «ещё курясь» – «дуб стоял ещё курясь».

- Скажите, данный деепричастный оборот в контексте имеет основное значение или дополнительное?

- Следовательно,  какой  вывод о значении деепричастий в речи мы можем сделать?

ВЫВОД 2: ________________________________________________________________________________

 

 

                                                       Приложение 3

Конструирование. Задание № 3:  создать текст листовки, вставив подходящие  по смыслу причастия и деепричастия.  Помогут вам выполнить эту работу  слова для справок.  Выполняя задание, не забывайте о правильной расстановке знаков препинания. 

Наша планета устала от ______________труб, ___________машин, _____________в реки химикатов, от_________ войн, от взрывов – от того, как безобразно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек.

Слышите, природа просит о помощи! Прислушайтесь, планета Земля в беде. Она не в силах исправить все зло __________человеком. Не в силах спасти ___________зверей и птиц, очистить от ___________ дыма и гари воздух… Она не может уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек. Только вы, ты и я, каждый из нас, вместе мы с вами, можем спасти Землю! Мы должны начать действовать прямо сейчас_________________ на завтра.

 

Слова для справок: дымящихся, стекающих,  разрушающих,  гудящих,  совершенное, загрязняющего,  не откладывая, гибнущих. 

 

                                               

                                                    Приложение 4

Сопоставление                                                                                                                                                            Задание №4: распределить качества, которые необходимо  проявлять по отношению к природе (одна чаша весов) и которыми никто из нас не хотел бы обладать (другая чаша весов).

    Записать  два предложения по предложенной теме, включив в них данные причастия. Составить схемы получившихся предложений, подчеркнуть причастные обороты.                                      

причиняющие вред                                     защищающие

     ненавидящие                                          охраняющие 

        обижающие                                         любящие                                  

       оберегающие                                         борющиеся                               

         создающие                                          презирающие

     преображающие                                      знающие                              

 

 

 

doc
Додано
17 квітня 2018
Переглядів
1681
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку