Обобщающий урок русского языка в 7 классе по темам "Причастие. Деепричастие" проводится с элементами интегрирования. Задачи данного урока: - закрепить знания учащихся по теме «Причастие и деепричастие», «Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах», связав их с предметами «Литература», «Экология», «ИЗО»;
- показать широкие возможности причастий и деепричастий в речи, значение и роль данных форм глагола в употреблении;
- развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной; формировать ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, речевые и коммуникативные умения,диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать любовь к природе, чувство патриотизма.
Интегрированный урок русского языка в 7 класс
Тема. «Земля – наш общий дом» (обобщающий урок по теме «Употребление причастий и деепричастий в устной и письменной речи»)
Цели и задачи урока:
внимательно слушать и слышать, уважать мнение товарищей.
Тип урока: интегрированный (русский язык, экология, литература, ИЗО,
обществознание, музыка)
Оборудование: сигнальные карточки, опорные листы с заданиями лабораторной работы, репродукции картин русских художников - пейзажистов, текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Успокоение», презентация по теме урока, музыка.
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас, и я думаю, что наш урок будет интересным, творческим и откроет для вас новые тайнички великолепного русского языка.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Решение КСУ. Работа в группах (устно).
Ситуация. Ты идешь из школы. Вдруг видишь воробышка, над которым стоит кот. Твои действия:
Задание для 1 группы: составить рассказ, употребив в своей речи причастия и причастные обороты.
Задание для 2 группы: составить рассказ, употребив в своей речи деепричастия и деепричастные обороты.
Задание для 3 группы: составить рассказ, употребив в своей речи причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты.
2. Презентация работы группами.
3. Работа с сигнальными карточками.
Давайте проверим, как вы умеете различать причастие и деепричастие. Достаньте сигнальные карточки. Ваша задача: найти и показать номер правильного ответа. (Тестовые задания даны на слайде №2 )
Тест 1.
Найдите предложения с причастными оборотами (знаки не расставлены)
1. Я ушел негодуя на друзей.
2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
3. Небо усеянное звездами манило к себе.
4. Он быстро подошел к окну светящемуся ярким светом.
Тест 2.
Найдите предложения с деепричастными оборотами.
1. Клюшка вырвавшись из рук игрока покатилась по льду.
2. Шары летящие высоко в небе скоро скрылись из глаз
3. Преследуя зверя охотники вышли к озеру.
4. Охотники преследующие зверя вышли к озеру.
III. Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Введение в тему урока.
Вот и подошли к завершению уроки знакомства с причастием и деепричастием – замечательными и непростыми словами, которые даже
называются необычно: не просто ЧАСТИ РЕЧИ, а ОСОБЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА. На нашем необычном уроке мы рассмотрим, как употребляются они в речи.
(Слайд 1– тема урока)
А сделать это нам помогут опорные листы с заданиями лабораторной работы, лежащие у каждого из вас на парте. Запишите в ваш лист тему урока. Не забывайте: в листах надо писать аккуратно и грамотно.
Недавно на адрес нашей гимназии пришло необычное письмо, которое я прочту вам сейчас:
«Уважаемые ребята! Я, царица Природа, прошу вас о помощи. Люди меня загрязняют, уничтожают, причиняют вред. А я так хочу быть всегда красивой, чистой и нужной людям. Вся надежда на вас! Хотите, чтобы планета Земля жила еще долгие – долгие столетия и тысячелетия? Помогите мне!»
Не забывайте о знаках препинания!
Образец: Нет ничего в мире нежней и краше природы, /которая пробуждает в нас самые искренние чувства/. - Нет ничего в мире нежней и краше природы, пробуждающей в нас самые искренние чувства.
Что помогли нам сделать с предложениями второй части причастные и деепричастные обороты?
Верно, упростить речь, конкретизировать ее. Запишите данное значение в вывод.
(Слайд 5) ВЫВОД: упрощают речь, конкретизируют ее.
2. Работа с поэтическим текстом.
Многие художники, писатели восхищались красотой и великолепием природы, отображая свои эмоции и чувства в своих творческих произведениях. Одним из лучших «певцов природы» считается Ф. И.Тютчев.
(Слайд 6) Его произведения о природе неповторимы, интересны, чувственны. Одно из его произведений мы с вами проанализируем.
Называется оно «Успокоение»
(Слайд 7)
Гроза прошла, ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженной.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася,
И радуга концом дуги своей
В зеленые вершины уперлася.
- Какое настроение вызывает у вас данное стихотворение?
- Какие выразительные средства использует автор в стихотворении, чтобы передать это настроение?
- Найдите в данном стихотворении причастные обороты.
- Выделите их в тексте графически.
- Каким членом предложения является причастный оборот? Как вы его подчеркнули?
- Каким художественным средством он является в стихотворении? (эпитетом)
- Вспомните, какую функцию выполняют эпитеты в речи? (украшают, придают выразительность)
- Так какую функцию будут выполнять эпитеты, выраженные причастными оборотами, в речи?
(Слайд 8) ВЫВОД: украшают речь, придают ей выразительность
- Давайте обратимся ещё к одному словосочетанию в тексте: «ещё курясь» – «дуб стоял ещё курясь».
- Скажите, данный деепричастный оборот в контексте имеет основное значение или дополнительное?
- Следовательно, какой вывод о значении деепричастий в речи мы можем сделать?
(Слайд 10) ВЫВОД: несут дополнительное значение
3. Промежуточная рефлексия: «5-минутное эссе» (устно)
4. Создание и решение проблемной ситуации
Наша русская природа красива в любое время года. Мы можем ею восхищаться, писать картины, слагать стихи. Но, если мы не будем её беречь, охранять, защищать, то природа погибнет, а значит, погибнет вся Земля, и все человечество!
(Слайд 11 - черный фон)
- Ребята, скажите, почему это может случиться?
- В современном мире существуют множество экологических проблем. Вы только представьте, ежедневно в атмосферный воздух выбрасывается около 56,5 тысяч тонн загрязняющих веществ. Примерно 17 миллионов м3 загрязняющих сточных вод выбрасываются в водоемы. В Красную книгу Украины занесены 415 видов вымирающих животных и 533 вида исчезающих растений.
Экологическая ситуация, сложившаяся на Украине в настоящее время, очень серьезная. Мы с вами как ответственные граждане нашей родины должны исправить столь критическую ситуацию, и помочь нашей царице Природе. Ведь мы, согласно украинскому законодательству, обязаны сохранить окружающую среду.
А начать я предлагаю с малого - с составления листовки «Берегите природу!»
5. Лингвистический эксперимент (работа в парах) В задании №3 лабораторной работы дан текст. Вам необходимо распространить его, вставив подходящие по смыслу причастия и деепричастия. Помогут вам выполнить эту работу слова для справок. Выполняя задание, не забывайте о правильной расстановке знаков препинания. (Работа выполняется на фоне звучащей музыки)
Наша планета устала от ______________труб, ___________машин, _____________в реки химикатов, от_________ войн, от взрывов – от того, как безобразно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек.
Слышите, природа просит о помощи! Прислушайтесь, планета Земля в беде. Она не в силах исправить все зло __________человеком. Не в силах спасти ___________зверей и птиц, очистить от ___________ дыма и гари воздух… Она не может уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек. Только вы, ты и я, каждый из нас, вместе мы с вами, можем спасти Землю! Мы должны начать действовать прямо сейчас_________________ на завтра.
Слова для справок: дымящихся, стекающих, разрушающих, гудящих, совершенное, загрязняющего, не откладывая, гибнущих.
- Прочтите полученную листовку.
- Какую роль сыграли в тексте, добавленные вами причастия и деепричастия?
Ребята, чтобы защитить Природу от опасности, мы должны начать с себя. Назовите те качества, которые мы должны проявить по отношению к природе
(ответы учащихся)
6. Распределительная работа в игровой форме.
Отвечая на заданный вопрос, перейдем к следующему заданию. Посмотрите на весы. На чаши данных вам весов мы будем располагать предложенные качества: с одной стороны запишем качества, которые мы будем проявлять по отношению к природе, а на другую чашу положим те из них, которыми никто из нас никогда не хотел бы обладать:
любящие ненавидящие
борющиеся обижающие
оберегающие презирающие
знающие причиняющие вред
охраняющие защищающие
создающие преображающие
V. Подведение итогов урока. Самооценивание работы на уроке.
Общий вывод по всему занятию:
- Для чего мы употребляем в речи причастия и деепричастия?
- Какую функцию они выполняют в речи?
Посмотрите, ребята, ещё раз на весы. Сколькими качествами мы должны обладать, чтобы сохранить природу! Я уверена, что вы ими обладаете, а значит, сможете ей помочь.
В завершении нашего урока я прошу вас поднять смайлик, который отражает ваше отношение к пройденному уроку.
Я рада, что этот урок вызвал у вас положительные эмоции.
Но не забывайте:
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Приложение 1
Опорный лист с заданиями лабораторной работы
Ф.И. ученика____________________________________________
ТЕМА _________________________________________________
Моделирование. Задание №1: заменить придаточную часть СПП в данных предложениях причастным или деепричастным оборотом, используя в работе образец
Образец: Нет ничего в мире нежней и краше природы, /которая пробуждает в нас самые искренние чувства/. - Нет ничего в мире нежней и краше природы, пробуждающей в нас самые искренние чувства. |
|
Прекрасна и обворожительна природа зимой, когда покрывает всю землю пушистым снежным покрывалом. |
|
Летом пробуждает всю природу яркое солнце, которое медленно выглядывает из-за горизонта. |
|
Заря догорала, когда разбрасывала по осеннему небу причудливые разноцветные отблески. |
|
Приложение 2
Экспертиза. Задание №2.
Успокоение
Гроза прошла, ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженной.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася,
И радуга концом дуги своей
В зеленые вершины уперлася.
Ф.И.Тютчев
- Найдите в данном стихотворении причастные обороты.
- Выделите их в тексте графически.
- Каким членом предложения является причастный оборот? Как вы его подчеркнули?
- Каким художественным средством он является в стихотворении (эпитетом)?
- Вспомните, какую функцию выполняют эпитеты в речи? (украшают, придают выразительность)
- Так какую функцию будут выполнять эпитеты, выраженные причастными оборотами, в речи?
ВЫВОД 1: ____________________________________________________________
- Давайте обратимся ещё к одному словосочетанию в тексте: «ещё курясь» – «дуб стоял ещё курясь».
- Скажите, данный деепричастный оборот в контексте имеет основное значение или дополнительное?
- Следовательно, какой вывод о значении деепричастий в речи мы можем сделать?
ВЫВОД 2: ________________________________________________________________________________
Приложение 3
Конструирование. Задание № 3: создать текст листовки, вставив подходящие по смыслу причастия и деепричастия. Помогут вам выполнить эту работу слова для справок. Выполняя задание, не забывайте о правильной расстановке знаков препинания.
Наша планета устала от ______________труб, ___________машин, _____________в реки химикатов, от_________ войн, от взрывов – от того, как безобразно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек.
Слышите, природа просит о помощи! Прислушайтесь, планета Земля в беде. Она не в силах исправить все зло __________человеком. Не в силах спасти ___________зверей и птиц, очистить от ___________ дыма и гари воздух… Она не может уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек. Только вы, ты и я, каждый из нас, вместе мы с вами, можем спасти Землю! Мы должны начать действовать прямо сейчас_________________ на завтра.
Слова для справок: дымящихся, стекающих, разрушающих, гудящих, совершенное, загрязняющего, не откладывая, гибнущих.
Приложение 4
Сопоставление Задание №4: распределить качества, которые необходимо проявлять по отношению к природе (одна чаша весов) и которыми никто из нас не хотел бы обладать (другая чаша весов).
Записать два предложения по предложенной теме, включив в них данные причастия. Составить схемы получившихся предложений, подчеркнуть причастные обороты.
причиняющие вред защищающие
ненавидящие охраняющие
обижающие любящие
оберегающие борющиеся
создающие презирающие
преображающие знающие