Тема. Осень. Составление диалога с опорой на вспомогательные материалы
Цели. Познакомить учащихся с приметами осени, новыми загадками, поговорками, пословицами об осени. Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать у детей память, мышление, речевые умения, творческие способности; совершенствовать графические навыки письма. Воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка, к поэзии, любовь к родной природе
Тема. Осень. Составление диалога с опорой на вспомогательные материалы.
Цели. Познакомить учащихся с приметами осени, новыми загадками, поговорками, пословицами об осени. Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать у детей память, мышление, речевые умения, творческие способности; совершенствовать графические навыки письма. Воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка, к поэзии, любовь к родной природе.
Ход урока.
І. Организация учебной деятельности.
1. Создание эмоционального настроя.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
- У нас начинается урок русского языка. На каком языке мы будем с вами говорить? (На русском.)
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Работа над скороговоркой.
Шелест шелестит листвой
Шёпот шепчется с травой.
2. Вступительная беседа.
- Какое время года наступило?
- Какими красками можно изобразить осень? (Жёлтыми, красными, оранжевыми.)
- Что изменилось в природе с приходом осени?
3. Интерактивная игра «Собери яблоки».
- Осенью люди собирают урожай. Давайте и мы соберём яблоки в нашу корзину. Но среди вкусных, спелых яблок иногда попадаются и гнилые. На каждом яблоке написано слово. Если слово без ошибки – мы смело срываем яблоко и кладём в корзину.
4. Минутка каллиграфии.
4.1. Работа над загадкой.
- Отгадайте загадку.
Вот и стали дни короче.
И длиннее стали ночи.
Птицы тянутся на юг.
Пожелтели лес и луг.
Кто, ребята, знает.
Когда это бывает? (Осенью.)
3.2. Минутка каллиграфии.
(Слово «осенью».)
Руки? – НА МЕСТЕ.
Ноги? – НА МЕСТЕ.
Локти? – У КРАЯ.
Спина? – ПРЯМАЯ.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об удивительном и красивом, разноцветном времени года, мы больше узнаем об осени, её приметах. Узнаем, как животные готовятся к зиме.
ІV. Изучение нового материала.
1. Чтение стихотворения А.К. Толстого.
- Послушайте стихотворение и скажите, о каких приметах осени в нём говорится.
Осень!... Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются - там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
- Это приметы ранней или поздней осени? Если это поздняя осень, то какой же это месяц? Выберите картину, которая подходит под описание этой поры.
2. Игра «Осенние месяцы».
- Ребята, вы знаете осенние месяца? Найдите на доске название осеннего месяца на украинском языке, на русском языке и картину, которая характеризует этот месяц.
3. Работа в парах «Осенние приметы»
- А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежит карточка с народными осенними приметами. В первом столбике – начало приметы, во втором – её концовка. Соедините стрелочками начало и конец приметы и прочтите её.
Если журавли летят высоко, зима будет холодная.
Листья пожелтели, но не опадают — жди суровой зимы.
Если листопад пройдет быстро, морозы наступят не скоро.
Если белки, кроты и другие запасливые
звери делают большой запас орехов — то будет хорошая осень.
Я буду вам показывать изображение животного, а вы подумайте, что делает это животное зимой? (Заяц, медведь, лисица, ёж.)
6. Работа по учебнику (с. 38). Беседа по рисунку. Чтение диалога
- А сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ёжики.
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Кто на нём изображён?
- Прочитайте диалог, дополняя его необходимыми словами.
- Кто его участники?
- Вы хотите узнать, как зовут ёжика-девочку? Прочтите предложения внизу страницы. Как зовут ёжика? (Маша.)
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику (с. 38). Развитие каллиграфических навыков
- Поможем ёжику Маше собрать листья.
- Спишите данные предложения. Помните: вы помогаете Маше!
2. Слоговой анализ слов.
- А сейчас мы поможем Маше быстро выйти из леса, потому что уже поздняя осень, на улице стало холодно, ёжикам пора домой – ложиться спать.
- Что с чем связано? Разберитесь, сколько слогов в каждом слове.
3. Упражнение «Восстанови стихотворение».
Поработаем в парах. Давайте восстановим стихотворение о ёжике. Поменяйте рядки местами так, чтобы получилось стихотворение.
На кроватке сладко спит!
Дождик вылился из тучки,
Ёж доволен - сыт, умыт,
Вымыл ёжику колючки.
(Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки.
Ёж доволен - сыт, умыт,
На кроватке сладко спит!)
- Какими будут ваши пожелания ёжикам на зиму?
VІ. Итог урока.
1. Обобщающая беседа.
- Какие приметы осени вы запомнили?
- Что делают ёжики зимой?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
2. Оценивание.
3. Домашнее задание.
Прочтите текст «Осень», с. 39.
1