Російське літературне читання

Про матеріал
Розробка уроку з російського літературного читання. Урок містить скоромовки, чистомовки та загадки, повязані з темою. Також завдання для парної роботи.
Перегляд файлу

 

Урок чтения 2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: К. Д. Ушинский

« Проказы старухи-зимы»

Загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

 СОШ № 18

Макаренко Елена Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Цель: способствовать развитию  у детей эстетического восприятия, познавательного интереса; развивать любовь к музыке; развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; обогащать словарный запас детей; вырабатывать навыки правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения; развивать детскую фантазию; учить составлять план текста; воспитывать любовь и потребность в чтении; формировать здоровьесберегающие компетентности учащихся.

 

ХОД УРОКА

 

Ι. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением ознакомились на предыдущем уроке?

 

1. Пересказ учащимися рассказа И. Соколова-Микитова « Зима вьюжная».

Обобщающая беседа по рассказу.

- Во что зима нарядила лес?

-Что за необыкновенный свет светил в окно?

-Что нарисовал Мороз на окнах?

-Чем он ещё занимался, чтобы развеять скуку?

- Какая народная примета есть в рассказе?

 

2. Выразительное чтение стихотворения С. Погореловского « Зимняя сказка»

- Какие слова выделены в тексте?

-От какого слова они образованы?

 

3. Беседа.

- О каких зимних развлечениях идёт речь в  стихотворении?

-Во что ещё вы любите играть зимой?

-Всегда ли зимние игры на улице безопасны?

 

ΙΙ. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Работа на чистоговоркой

МА-МА-МА ВОТ ПРИШЛА ЗИМА

ОК-ОК-ОК ВЫПАЛ БЕЛЕНЬКИЙ СНЕЖОК

            РА-РА-РА ГУЛЯЕТ ДЕТВОРА

            КИ-КИ-КИ ОНИ ЛЕПЯТ СНЕЖКИ

            НО-НО-НО ИГРАЙТЕ ОСТОРОЖНО

            АЗ-АЗ-АЗ НЕ ПОПАДИ В ГЛАЗ

  1. Работа над скороговоркой

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

 

 

  1. Работа над загадкой

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрылось серебром.

-Что за царица?

-Что же это за тройка?

-Назовите зимние месяцы.

-Народ сложил много рассказов, сказок, стихов, пословиц и поговорок о зиме. Зимний ветер разметал слова пословиц о месяцах. Давайте попробуем их собрать.

 

4.  Работа с пословицами.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь - году начало, зиме середина.

Февраль-месяц лютый, спрашивает, как обутый.

- Обьясните,как вы понимаете каждую из этих пословиц.

 

5.Физкульминутка

А) греем ручки, трём друг об друга

Б) трём ушки, щёчки

В) согреваем дыханием ладошки

  • Г) зарядка для глаз А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
  • - сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.
  • - вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
  • Б) Работа по таблице. (слайд №2)

 

Д) ножками потопали, ручками похлопали

 

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности

Создание эмоционального фона

На фоне музыки П.И Чайковского « Декабрь» читает стихотворение И.Никитина

 « Зашумела непогода».

Зашумела, разгулялась в поле непогода;

Принакрылась белым снегом гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась, не осталось следа.

Поднялась метель и вьюга, не видать и света.

 

-Подберите слова, близкие по значению к слову  метель.(снегопад, вьюга, метелица, буран, завируха)

-Все эти слова к какой теме относятся?

 

ΙV. Сообщение темы и цели урока

 

-О чём будет произведение, с которым познакомимся на уроке?

А называется произведение Сказка« Проказы старухи-зимы». Написал его К.Д Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) знаменитый русский педагог. Он учил  справедливости, добру и другим хорошим качествам. Он любил, ценил народное творчество, подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительным, ярким, живым и весёлым языком.

-А почему писатель назвал произведение сказкой?

 

V. Восприятие и осознание нового материала

1. Лексическая работа.

-Каким словом, близким по значению вы заменили бы слово проказы?

-Прежде, чем читать, давайте разберём некоторые слова из сказки , что же они обозначают.

2. Работа в парах ( Найти значение слова в карточке)

ДУБРАВА – ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК

ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ –ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ

ЛЮТЫЙ – ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ

ОКОННИЦЫ – СТЁКЛА В ОКНАХ

САЛАЗКИ – САНКИ

ПРОКАЗЫ – ЗАБАВЫ, ИГРЫ

 

  1. Чтение учителем произведения.( ПОМОЩЬ СИЛЬНОГО УЧЕНИКА)

Внимательно послушайте сказку и дайте ответ.

- Кого хотела со свету сжить зима?

 

4. Чтение и анализ текста.

-Мы будем читать, делить на части рассказ и составим план рассказа.

 

1часть –от начала до слов «… и тот под стреху забился».ЧТЕНИЕ НА БУКСИРЕ

-Как понимаете слова « задумала всякое дыхание со света сжить»?

-Почему зима решила перво-наперво до птиц добраться?

-Дополните предложения «Зима холодом…, листья..с лесов и дубрав и…их по дорогам».

-Что означает слово дубрава?

-Что решили сделать птицы?

-Озаглавьте эту часть.(1. ЗИМА РЕШИЛА ДОБРАТЬСЯ ДО ПТИЦ)

 

2часть –от слов « Видит зима …тёплое пойло пьют» (ЧТЕНИЕ-ЖУЖЖАНИЕ)

-На кого решила накинуться зима?

-Что она сделала с полем?

-Прочитайте, как злились морозы?

-Почему звери не испугались их?

-Как озаглавить вторую часть?( 2.НАКИНУЛАСЬ « СТАРУХА » НА ЗВЕРЕЙ)

 

3часть -от слов « Пуще злится….ей ещё теплее». ( ЧТЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ)

-До кого зима решила добраться на сей раз?

-Как она посвирепствовала на реках и озёрах?

-Испугались ли её рыбы? Почему?

- Что значит «ледяная кровля»?

-Придумайте название для этой части. (3.ЗИМА ПЫТАЕТСЯ ЗАМОРОЗИТЬ РЫБ)

 

4часть – от слов « Ну постой, же…морозцы похваливают».ЧТЕНИЕ « ЗЕМЛЯ-НЕБО»

-Кого решила донять зима?

-Прочитайте, как она это пыталась сделать?

-Испугались ли её люди?

- Озаглавьте эту часть сказки.( 4.НЕ УДАЛОСЬ ДОНЯТЬ И ЛЮДЕЙ)

 

 

 

5часть от слов « обиднее всего….» до конца.( КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ )

-Почему стало обидно зиме?

-Прочитайте о зимних развлечениях детей.

-Рассажите, каку донимала ребят проказница-зима.

-Почему зима заплакала?

-Озаглавьте последнюю часть.(5. ДЕТИ РАДЫ ПРОКАЗАМ СТАРУХИ-ЗИМЫ).

 

  1. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

« Ну-ка Зайка поскачи, поскачи

Лапкой, лапкой постучи, постучи

Ты на землю упади,упади.

Полежи и отдохни, отдохни.

Отдохнул,теперь вставай,

Прыгать сразу начинай.

Быстро к ёлочке скачи

И назад скорей беги.

 

6. Работа с рисунком учебника.

-Рассмотрите рисунок и скажите , как вы себе представляете старуху-зиму?

 

VΙ. Обобщение и систематизация знаний учащихся

  1. Проверка усвоения плана сказки.

Работа в парах.

А сейчас мы проверим насколько вы были внимательны на уроке и запомнили названия частей сказки.

-Расставьте номера пунктов плана по порядку.

2.НАКИНУЛАСЬ « СТАРУХА» НА ЗВЕРЕЙ.

5. ДЕТИ РАДЫ ПРОКАЗАМ СТАРУХИ-ЗИМЫ.

1. ЗИМА РЕШИЛА ДОБРАТЬСЯ ДО ПТИЦ.

4.НЕ УДАЛОСЬ ДОНЯТЬ И ЛЮДЕЙ

3.ЗИМА ПЫТАЕТСЯ ЗАМОРОЗИТЬ РЫБ.

-Проверим вместе вашу работу.

-Возле какого предложения вы поставили 1?

 

  1. Пересказ сказки учащимися по плану

 

3. Творческая работа.

- Как бы вы закончили свою сказку?

 

4. Обобщающая беседа.

 

-Как проказничала зима?

- Почему все её проделки названы проказами?

-Что предвещало близость зимы?

 

  1. Работа с учебником.

-Прочитайте загадки .

–Как догадались, что это коньки?

 

  1. Сообщение учителя о коньках.

Раньше папы и дедушки делали детям коньки из дерева, а передняя часть была сделана в виде головы коня. Так и стали называть это приспособление для катания на льду – коньками.

VΙΙ. Итог урока

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расправляется.

Дышится легко…ровно…глубоко.(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и красиво сесть.

 

-Чему научились сегодня на уроке?

-Что понравилось и запомнилось ?

doc
Додано
22 лютого 2022
Переглядів
231
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку