Экскурсия по Третьяковской галерее
Учитель зарубежной литературы
В.А.Герасименко
Цель: приобщение учеников к миру прекрасного, к искусству, развитие эстетического
чувства; духовное обогащение личности; воспитание умения видеть мир, понимать
его; воспитание культуры речи учащихся.
Оборудование: репродукции картин Третьяковской галереи, портрет П.М.Третьякова,
проект-презентация жизни и деятельности П.М.Третьякова,
мультимедийный проектор.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
Человек творит искусство
- Человек хранит в своей памяти имена великих творцов искусства. Мы говорим о художниках… Художник в глазах других людей представал волшебником, творцом чуда. Он создает произведения, а люди воспринимают творение художника, познавая себя, открывая тайны жизни, тайны человеческой души.
Дело в том, что искусство затрагивает наше самое сокровенное, самое глубокое и жизненно важное – наш духовный мир. Он пробуждает наши чувства, учит любить и ненавидеть, страдать и радоваться; учит отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного.
Искусство завораживает, притягивая к себе людей, потому что в нем каждый человек познает самого себя, постигая таинства жизни, открывает целый мир чувств.
Во время сегодняшнего путешествия наши экскурсоводы познакомят вас с картинами известных мастеров и рассказом о самом талантливом коллекционере Павле Михайловиче Третьякове.
/ презентация/
Ученик: Третьяковская галерея – создание ХІХ века, признанного века музеев. Историю галереи принято отсчитывать с 1856 года, когда молодой московский купец Павел Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г Худякова. В это время в Москве и Петербурге были уже богатые частные коллекции, но не им суждено было стать основой музея национального искусства.
Ученик:С самого начала Третьяков собирал не частную коллекцию для себя и своих потомков, он руководствовался идеей создания общественного музея, так как, по его убеждению, «нажитое от общества должно вернуться» обществу, народу… И это сразу обеспечило ему поддержку и уважение художников, которые предпочитали продавать свои картины именно Третьякову, часто снижая для него цену. Третьяков подчеркивал, что созданием своей галереи он обязан бескорыстию художников.
Ученик: В своем завещании в 1860 году Павел Михайлович написал: «Капитал сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи. Для меня не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
Ученик: В 1892 году Третьяков обратился в московскую государственную Думу с предложением принять от него в дар его картинную галерею. Она включала около двух тысяч произведений русских художников ХVІІІ – ХІХ веков.
В собственности Третьякова также находились иконы ХV –ХVІІ веков, которые позже влились в экспозицию галереи.
Ученик: В конце 1860-х – начале 1870-х годов собирательная деятельность Третьякова получает еще одно направление: Павел Михайлович начинает приобретать и заказывать портреты русских писателей, композиторов. Этими заказами он стимулировал развитие портретной живописи в России; Третьяков умел ценить талантливых людей и поклонялся им.
Другим его «богом» была природа. Коллекция, собранная Третьяковым, обнаруживает необычайно тонкое понимание им пейзажной живописи.
Ученик: Что за человек был Павел Михайлович Третьяков, создавший один из крупнейших музеев мира? По свидетельствам близко знавшим его людей, он был скромный и застенчивый человек, с умными глазами и вдумчивым взглядом. Он был равнодушен к чинам и официальным почестям, не любил шумных сборищ, светских развлечений, излишеств и изысков в еде и одежде, не выносил праздности, ничего показного, был тих, молчалив и строг.
Ученик:Таким мы видим его на репинском портрете: сухощавая сутулая фигура Третьякова на фоне стен его галереи, в излюбленной позе – со скрещенными на груди руками, среди картин, которые более всяких слов раскрывают подлинный мир этого человека.
Долгие годы, века учат поэтов, художников, музыкантов видеть мир, понимать его; и свое видение они передают нам, надеясь, что мы лучше поймем этот мир, что завеса тайны приоткроется перед нами, что мы станем чуть добрее, умнее, счастливее.
Учитель: Давайте и мы свами попытаемся приобщиться к миру прекрасного, литературе, искусству и хотя бы частичкой души, сердца понять, что прекрасное есть жизнь, жизнь, запечатленная художниками в их полотнах.
Экскурсия по галереи
1 экскурсовод: Перед нами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Дуб». Пожалуй, никто из русских художников не выражал так глубоко связь души человека с жизнью природы, как Левитан. Он рождает у нас, зрителей, настроение радости от встречи с прекрасным.
Изображена уютная лесная поляна. Старый, с уже облезающей корой, высыхающими ветвями дуб кажется еще крепким и сильным. Желтая, изумрудная зелень, рыжие стволы сосен – све объединено золотым солнечным светом.
Человека здесь нет, но пейзаж как бы наполнен его теплой душевностью. И в памяти возникает образ сказочного леса. Вы вдыхаете сладостный воздух, запах цветов. И вместе с тем вбираете в себя энергию неба и земли.
В русской природе Левитану дороги леса, поля, реки и озера, цветущие луга и пашни. В картинах, написанных художником, чувствуется нежная любовь к родному краю.
Он передает различные состояния природы, улавливает тончайшие нюансы красок в окружающем мире.
Радостное восприятие жизни звучит в «Золотой осени» Левитана. Мы видим сверкающее золото берез, багрянцем вспыхнувшую осинку, побуревшую траву, холодную синюю гладь речки...
2 экскурсовод: Иван Николаевич Крамской. Родился в 1837 году в Воронежской губернии. Сын и внук писаря, он должен был продолжить семейную профессию. Но перснектива «скрипеть пером» Крамского не прельщала. Он стал художником.
Одна из самых популярных во всем русском искусстве ХІХ века картина «Неизвестная». Мы говорим о ее репродукции.
По зимнему Невскому в открытом экипаже едет молодая женщина. Чувствуя на себе восхищенные взгляды прохожих, она чуть повернула голову в сторону тротуара, и это дает возможность хорошо рассмотреть ее лицо… Оно красивое и холодное одновременно. В ее снисходительном, почти надменном взгляде чуть заметная, затаенная грусть… И взгляд женщины, и ее величавая осанка – воплощение гордости и неприступности.
Кто же такая эта Неизвестная? Это и поныне остается тайной. Среди художников сохранилась романтическая легенда о неожиданной встрече Крамского на улице с незнакомой женщиной, поразившей его своей красотой и необычным выражением лица. Через какое-то время в доме друзей, листая семейный альбом, художник среди множества фотографий увидел то же лицо и узнал историю нелегкой, исполненной драматизма жизни. Каждая деталь заставляет нас задуматься над тем, кто же такая эта незнакомка, какой ценой ей пришлось заплатить за роскошь, окружавшую ее.
В ее взгляде вызов, но за ним читается опустошенность и надломленность… И все же она маняще красива…
Так, создав портрет «Неизвестная», воплотил Иван Николаевич Крамской свое стремление к прекрасному в жизни и искусстве.
3 экскурсовод: Илья Ефимович Репин… Его искусство подобно звучанию огромного органа. Жизнь современной ему России во всей полноте противоречий и многообразии, глубокие драмы ушедших веков, портреты писателей, музыкантов, общественных деятелей, крестьян, высших чиновников – все это живет на полотнах великого мастера.
Родился Илья Ефимович Репин в 1844 году на Украине, в небольшом городке Чугуеве близ Харькова. С родными местами связаны первые жизненные и художественные впечатления Репина.
Молодость Репина была прославлена картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873), сразу сделавшей его имя самым значительным в русском искусстве.
В 1880-1891 годах художник работает над историческим полотном «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Стихия характеров, дух товарищества, удаль, сила и свободолюбие раскрыты мастерски и ярко. Каждый персонаж, каждое лицо имеют свое выражение, свой характер… «Ну и народец же! – писал Репин о своих «Запорожцах». – Голова кругом идет по их гаму и шуму… с ними нельзя расстаться… Чертовский народ!»
4 экскурсовод: Специальной творческой задачей, привлекавшей Крамского на протяжении всей жизни, была проблема ночного освещения – таинственного, преображающего все вокруг. «Что хорошего в луне?.. Но мерцание природы под этими лучами – целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня… на высокий душевный строй…», - писал он. «Лунная ночь», пожалуй, самый эффектный из «ноктюрнов» Крамского.
Женщина в белом платье сидит на скамейке под высокими тополями старого парка, залитого лунным светом. Картина напоминает сцену какого-то читанного в юности романа.
5 экскурсовод: Алексей Кондратьевич Саврасов… «Грачи прилетели». Натуральное изображение русской природы – одна из самых популярных тем для художников.
Знаменитая картина писалась с натуры в селе Молвитино Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа. Может быть, «Грачи…» потому так и полюбились всем, что художник точно выразил чувства уставшего от долгой зимы северного жителя, терпеливо ожидая первых весенних лучей.
Изобразительный «рассказ» Саврасова необычайно конкретен. Он насыщает картину множеством деталей: тает снег, его поверхность усыпана птичьими следами, вода собирается в низинах, воздух пропитан весенней сыростью, грачи вьют гнезда, а рядом течет повседневная жизнь людей.
Весну Саврасов любил более всего. Как никто другой, он умел передавать этот вздох и затаенную радость человека при виде солнца, новой листвы, птичьих голосов (птицы всегда населяют его пейзажи). «Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам… Романтика бессмертна… Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна… Земля ведь – рай, а жизнь – тайна», - любил повторять художник.
6 экскурсовод: Василий Григорьевич Перов – крупнейший русский художник-реалист второй половины ХІХ века, поэт русской природы и бытописатель. Перов очень любил русскую природу, страстно и искренне.
Каждую весну великий художник отдыхал в лесах, охотясь за дичью, прислушиваясь к токующему глухарю, подстерегая возле озера диких гусей или уток. «Художник должен быть поэт», - говорил Василий Григорьевич.
Перед нами репродукция картины «Охотники на привале». С большим проникновением написана природа в этой картине. Работая над ней, Перов внимательно вглядывался в особенности пейзажа, пристально изучал цвет неба и тона порыжевшей осенней травы.
С большим мастерством изображены на этой картине люди: старый враль, увлеченно рассказывающий охотничью небылицу, молодой крестьянский сынок, принимающий небылицу за истину, пожилой крестьянин, недоверчиво почесывающий за ухом. Милые, простые люди. А рядом с ними – скромная, неброская, дорогая сердцу Перова природа.
Пейзаж написан мастерски, с великим проникновением в особенности осенней русской природы. Картина волнует каждого глубокой искренностью и человечностью содержания.
7 экскурсовод: Яркой фигурой русской пейзажной живописи был Архип Иванович Куинджи. Он пишет пейзажи, воспроизводящие то яркие, наполненные светом солнечные дни, то сияние луны ночью, то сверкающие всеми красками закаты.
Одной из известнейшей и любимых народом картин в русской живописи является картина «Березовая роща». Она привлекает какой-то особой жизнерадостностью, удивительной поэтичностью.
Сверкающие своей белизной стволы берез. Залитой солнцем сочно зеленый ковер росистой травы. Художник заставляет любоваться тем, как радостно, ликующе трепещет в солнечном свете каждый листок, каждая травинка с блестящими капельками росы.
Ничто не нарушает этой волшебной красоты.
Художник с огромным вдохновением поспевает в картине поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям.
8 экскурсовод: Иван Иванович Шишкин. «Утро в сосновом бору»… В этой картине Шишкин как бы ведет зрителя в лесную чащу, где резвящиеся медвежата радуются жизни. Еще рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается легкий туман, застилающий лесные дали прозрачной дымкой. Дремлют сосны, еще не сбросившие с себя сон. Солнце, выглянувшее из-за горизонта, чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко-высоко над деревьями.
Воздух, пахнущий смолой, чуть сыроват, прохладен и душист.
Перед нами жизнь природы в местах, где не ступала нога человека. В чаще леса, на поляне, у сосны, сломленной бурей, расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них.. третий медвежонок залез на верхушку сосны и смотрит вниз.
Безветрие, спокойствие, тишина и величие. Удивительное очарование.
Сентябрь. Деревья в позолоте. Над увядающей природой ясное лазурное небо. Воздух чист и прозрачен. Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березу, и она осыпала нас легкими листьями и каплями дождя. И мы понимаем, что природа вечно жива и прекрасна.
9 экскурсовод: Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский живописец. Особенно известен картинами на темы национальной истории, русских былин и народных сказок. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки об Аленушке взволновали сердце художника и вдохновили его на создание картины.
Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими золотыми листьями. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо, неподвижный черный омут. Тяжелая тишина. Страшен дремучий лес. В молчании застыли молоденькие елочки с начинающей темнеть зеленью. Под легким набегающим ветерком шепчутся листья нежных стойных осинок. Грустная, задумчивая осень… Тихая печаль разлита в начинающей увядать природе… Прибежала Аленушка, в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе. Природа грустит и плачет вместе с нею.
«Аленушка» - это лирическая поэма о чудесной русской девушке и о величественной природе. Картина свидетельствует об огромной любви художника к своему народу, о его умении проникнуть в мир народной фантазии.
10 экскурсовод: Около двадцати пяти лет своей творческой жизни отдал Виктор Михайлович Васнецов работе над картиной «Богатыри», осуществив свою мечту создать монументальное полотно на темы народных былин.
На полотне изображены три русских воина: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно и сосредоточенно смотрит вдаль.
Уверенность, сила и мощь чувствуются в его ладной богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную пудов сорока». Илья уже не молод, серебром сверкает борода, выбилась из-под шлема седая прядь.
Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы.
Добрыня Никитич – сын богатого князя из Рязани. Богатством украшения и оружия, нарядностью одежды он выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит горит и переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. И конь Добрыни под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками. Добрыня достойный собрат Ильи Муромца.
Алеша Попович находчив и смел. Вооружен он легко: «тугой лук разрывчатый да стрелочка каленая». Щита совсем нет, а в правой руке «гусельки яровчаты». Весельчак и балагур, он что-то замышляет, хитро скосив глаз. Конь его изворотлив, легок и стремителен.
В былине о них говорится: «Три года стоят богатыри на заставе…»
Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими могли быть богатыри Древней Руси. В это глубоко верил и сам художник.
На картине «Богатыри» Васнецов так изобразил защитников родины, что они стали художественным олицетворением воинской доблести, силы и славы народа.
Учитель: Наша экскурсия подошла к концу. Вам предлагается дать свои отзывы, обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном.
/ работа в творческих группах; затем обмен впечатлениями/