Однак коли Данте було 9 років він зустрів Беатріче Портінарі, в яку закохався «з першого погляду», але ні разу навіть не заговорив до неї. Після досягнення повноліття він часто бачив Беатріче, обмінюючись з нею вітаннями на вулиці, але ніколи добре її не знав — він подавав приклад так званого «ввічливого кохання». Саме воно було найсвітлішою подією в житті Данте і поштовхом до літературної творчості. Данте оспівує її в своєму грандіозному творі - "Божественній комедії". як напівбожество, що постійно спостерігає за ним.
Після повернення до Флоренції, Данте приймав участь в повстанні на Кампальдіно, перемогу в якому отримали флорентійці, потім займався політичною діяльністю. В 1302 році Данте був вигнаний із Флоренції і більше не повернувся в рідне місто. Він подорожував по Італії, деякий час жив і викладав в Парижі. Останні роки поет прожив в Равенні, де і помер в 1321 році.
Свою літературну діяльність розпочав досить рано і написав багато творів, але світову славу принесла йому написана «Божественна комедія», яку розпочав писати в 1290 році, переробив у 1313 році, а закінчив 1321 року. Данте описує свою мандрівку до Бога. Супутником Данте виступає римський поет Вергілій, пізніше Данте супроводжує Беатріче, що уособлює милість Божу. Твір є справжньою енциклопедією Середньовіччя.
Данте Аліг’єрі – останній поет Середньовіччя, перший поет Відродження Збірка сонетів “Нове життя” про історію кохання ліричного героя до Беатріче. “Божественна комедія” (1307 – 1321). Поема складається з 3 частин: “Пекло”, “Чистилище”, “Рай”, кожна має по 33 пісні та по 9 відділів: 9 кіл Пекла, 9 терас на горі Чистилища, 9 небесних сфер Раю. Поема має алегоричний зміст : вона вказує людству шлях від гріховності до спасіння і щастя. 1265-1321 Картина Всесвіту в “Божественній комедії” Людина народжена для щастя. Данте Аліг’єрі
Ключевые понятия эпох Средние века Бог – центр мироздания, высшая власть и авторитет. Церковь – наместник Бога на земле. Фанатизм (Слепая вера. За истину принимаются непреложные догмы). Аскетизм. Покорность. Страх конца света. Забота о духовном совершенствовании. Возрождение Человек – центр мироздания. Освобождение от церковной опеки. Стремление к знанию. Разум. Полнота жизни. Инициатива, доблесть, оптимизм. Идеал – гармонически развитая личность. «Человек – высшее из созданий».(В. Шекспир)
“Божественна комедія” Вершина творчості Данте – поема “Комедія”. Так скромно назвав її автор, оскільки в ній, на відміну від трагедії, щасливий кінець. “Божественна” добавила Италия позже за прелесть стихов и благородство мыслей. Ее название обозначает не религиозное содержание поэмы, а исключительность как выражение поэтического совершенства. “Божественной” ее назвали восхищенные потомки в качестве синонима прекрасного.
Сюжет поэмы Поэма задумана в средневековом жанре видения, т.е. путешествия по загробному миру. Руководит Вергилий – символ земного разума. Данте, воплощающий собой греховное человечество, спускается в подземную воронку Ада, разделенную на 9 кругов (мир осуждения), затем поднимается на гору Чистилища (мир искушения), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ Божественного разума) возносится в Рай (мир блаженства и познания абсолютной истины).
Композиция поэмы “Единый план (Дантова) “Ада” есть уже плод великого гения”. А. С. Пушкин План поэмы – 3 части: “Ад”, “Чистилище”, “Рай” 3 части – по 33 песни + 1 песнь “Ада” = 100 песен. Поэма написана терцинами – трехстрочными строфами Число 3 - магическое число в христианской символике.
«Пекло» Пісня перша Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины… И вот, внизу крутого косогора, Проворная и вьющаяся рысь, Вся в ярких пятнах пестрого узора… При виде зверя с шерстью прихотливой, Но ужасом опять его стесня, Навстречу вышел лев с подъятой гривой… И с ним волчица, чье худое тело, Казалось, все алчбы в себе несет, Немало душ из-за нее скорбело. “Оставь надежду всяк сюда входящий”
Словник символів поеми Середньовіччя => алегорична мова мистецтва. Разум воплощен в образе древнеримского поэта Вергилия, уважаемого Средневековьем. Он явился перед Данте, вывел его из леса жизненных заблуждений и отправился с ним в путешествие по Аду (галерее человеческих страстей), чтобы поэт узрел все их последствия. Ліс Життя зі всіма небезпекамиее превратностями, непредвиденными, роковыми обстоятельствами, гибельными для слабых душ Звери: Страсти, подстерегающие слабые души - Лев Властолюбие, влечет за собой насилие, гнев, подавление другого - Рысь Опасная страсть – жажда телесных наслаждений, а тело – сосуд всех низменных пороков - Волчица Корысть, все подавляющая жадность, уродующая душу, искажающая чувства
Вихід з аду до підніжжя чистилища Друге царство - Чистилище. Данте зображає його у вигляді величезної гори, що знаходиться в південній півкулі серед Океану. Вона має вигляд зрізаного конуса. Берегова лінія і нижня частина гори утворюють Передчистилище, а верхня має сім виступів (сім кіл Чистилища). На плоскій вершині гори Данте розміщує пустинний ліс Земного Раю.
Выводы: Поэма Данте – широкая панорама неправых деяний человеческих. Данте страстно осуждает, выносит приговор и казнит, считая мучения грешников заслуженными. Поэма пронизана идеями гуманизма: интересом и любовью к человеку, борьбе за его свободу, счастье и всестороннее развитие. Данте в «Божественной комедии» поднимается от мира пороков к миру покаяния и чистоты –это путь восхождения личности. Свое произведение Данте написал не на латыни, а на живом народном языке, создав тем самым новый литературный итальянский язык.
Библиография Данте Алигьери «Божественная комедия» Издательство «Пермская книга», 1994 Артамонов С.Д. «Литература средних веков». Москва, «Просвещение», 1992 http://actors.khv.ru/f/freindlih. http://images.yandex.ru/yandpage?&q=1379353374&p=1&ag=ih&text=%C4%E0%ED%F2%E5&rpt=simage http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/romantism/delacroix/images/delacroix_barque_of_dante.jpg