До розіграшу
залишилось:
9 днів
Конкурс розробок «Вчительська десятка»
Розробки додавай – подарунки вигравай!

Розробка уроку "Позакласне читання. А.А. Фет. Пейзажна та любовна лірика поета"

Про матеріал

Розробка уроку допоможе познайомити учнів з найкращими зразками пейзажної та інтимної лірики А.А. Фета. Наданий детальний аналіз поезій "Первый ландыш" , "Мотылёк мальчику". Аналізуючи ці поезії, учні разом з вчителем також повторять теорію літератури стосовно віршування та тропів.

Перегляд файлу

Тема.  Внекласное чтение. Пейзажная и любовная лирика Афанасия Фета.

Цели урока:

1.Познакомить особенностями пейзажной и любовной лирики  А.А.Фета,

  раскрыть тему любви на примере стихотворений  «Первый ландыш», а тему природы  - «Мотылёк мальчику»;  развивать умения  анализировать  поэзии,

 воспитывать  вдумчивое, бережное отношение к художественному    слову.

 

Методы: рассказ учителя, чтение и анализ отдельных стихотворений,

прослушивание аудиозаписей, тестирование.

 

Оборудование: портрет, презентация, тест, тексты стихотворений А. Фета, аудиозапись стихотворений поэта.

 

 

Ход урока:

1.Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа по вопросам.

-Что интересные факты вы знаете из жизни  А. А. Фете?

-Какие стихи  знаете наизусть?

-О чём этот поэт пишет?

- Какая основная тематика произведений А.А.Фета?

2. Слово учителя об особенностях лирики  Афанасия Фета

Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора.  Писатель любил каждую былинку, дерево, цветочек, небо, солнышко.

Чудесная природа не могла  оставить поэта  равнодушным. Его душа  была всегда открыта для прекрасного, а поэтические строки наполнены любовью к окружающему миру. Он показал тесную взаимосвязь человека и природы.

Чаще всего поэт описывает образ весны – обобщение обновления, отвержение всего, что мешает жить. Лирический герой в поэзиях Фета  растворяется в природе.  Утро, вечер, солнце – всё для поэта  имеет свои эмоциональные оттенки. Афанасий Фет также  обращается к образам природы, когда пишет про любовные переживания.   Влюблённым всегда кажется, что природа понимает их чувства, поддерживает и разделяет.

Никого не оставит равнодушным стихотворение « Я пришёл к тебе с приветом».  Поражает то, какая у лирического героя жажда жизни, как он умеет любить свою вторую половинку, как радуется наступившему утру. Вместе с лирическим героем радуется и природа. Сколько одухотворённости в этих словах!

Ярким примером связи  человека и природы является стихотворение «Первый ландыш». Автор   сравнивает  появление  ландышей  с чувствами  первой влюблённости молодой девушки.  Автор в  деталях описал  все грани переживаний.  В первых двух строфах автор показывает, как рад ландыш теплым солнечным лучам, а в последней строфе раскрывает, как может страдать и мечтать девушка во время первой нежной влюблённости.

В стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы» писатель излагает свои  наставления читателям о смысле жизни. Суровые испытания судьбы закаляют человека, делают сильнее.  Так и при сильных  зимних морозах выживают только крепкие деревья. У них трескается кора, но растения не сдаются и ждут приход весны.

В произведении «Буря  на небе вечернем» тоже  используется  приём параллелизма.  Тяжёлые мучительные мысли человека сравниваются  с чёрными тучами.  Грустное настроения лирического героя перекликается с шумом волн бушующего моря.

    В поэзия «Мотылёк мальчику»  автор философски размышляет  и о мгновениях жизни.  Афанасий Фет описал мотылька, который хочет как можно дольше порадоваться  чудесным мгновениям  существования. Мотылёк просит не убивать его, ведь  люди так часто  не ценят  природу.  В конце стихотворения философский вывод: жизнь может закончиться внезапно у любого живого существа.

Своей нежностью и красотой покоряет читателей стихотворение « В лунном сиянии». Тёплая ночь, пруд, мельница. Такой тихий летний пейзаж располагает лирического героя излить свою душу, признаться в любви милой половинке. Сама природа подсказывает, что нужно просто побродить в лунном сиянии – и душа                раскроется.

  Схожее по своей тематике с предыдущим произведением стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…».  Свет ночной, волшебные изменения, сонный  ручей, милое лицо. Всего несколько точных слов, и мы можем в деталях представить,  как на фоне летней природы происходит долгожданная встреча влюблённых. Молодые не могут налюбоваться друг другом до самой зари. В этом стихотворении переплелась пейзажная и любовная лирика.

Во всей пейзажной лирике  Афанасий Фет изображает природу и человека в единении.  Чтобы подтвердить свою мысль,  поэт в большинстве своих произведений  употребляет риторические  вопросы. У него нет ни одного произведения,  где  бы не использовались точные метафоры и поразительные эпитеты. Эти тропы  помогают  показать связь человека и природы.

Таким образом,  какое бы произведение Афанасия Фета читателю не захотелось прочесть, он обязательно сможет там проследить, какая неразрывная связь между человеком и природой.

3. Чтение стихотворения «Мотылёк мальчику».

4. Беседа за прочитанным.

 - Какой философский подтекст произведения?

- Как связаны природа и человек?

- О чём жалеет мотылёк? Почему?

- Какой смысл жизни для мотылька?

5. Анализ философской поэзии «Мотылёк мальчику».

Философская поэзия «Мотылёк мальчику» наполнена размышлениями автора о любви к окружающему миру и о быстротечности жизни. Выраженного сюжета в данном стихотворении нет. Автор описывает переживания мотылька. Его жизнь также коротка, как и детство человека. Не успев насладится красотами природы, мотылёк погибает. Маленький мальчик беспечен и игрив, но скоро настанет взрослая жизнь, которая принесёт проблемы («унесёт потоком»).  Афанасий Фет описывает  жизнь мотылька, который наслаждается запахами цветов, душистыми ветками, солнечными лучами.  Мотылёк просит не преследовать его «шелковой сеткой», ведь его существование и так можно сравнить с мгновением. Часто люди не ценят  природу и уничтожают красоту ради своего развлечения, удовольствия. Стихотворение состоит из трёх строф. В первых двух рассказано о беспечной жизни мотылька, а в последней – о его гибели.

Эпитеты : «душистой», «шелковой», «кудрявое», «любимый», «неувядающего», «далёком», «таинственный» - показывают насколько тонко и эмоционально воспринимал Афанасий Фет  окружающий мир. Эпитеты настолько удачно подобраны писателем, что позволяют заменить целые предложения. Например, употребление словосочетания  «неувядающий май» указывает на то, что речь пойдет о беспечном детстве, начале жизни, отрочестве. Инверсии: «манит куст», «солнце радостном», «час таинственный» - помогают подчеркнуть, выделить особенно значимые слова. Метафоры: «цветы кивают», «блеск замрёт», «манит куст»- ещё раз подчёркивают, что природа одухотворена, неразрывно связана с жизнью человека. В первой строфе автор поставил перед читателями риторический вопрос.

Рифмовка перекрёстная (наклоняя – меня, веткой – сеткой, сын – один, лучей – ручей, далёком – потоком). Рифма употребляется женская и мужская.

Для написания стихотворения использован  шестистопный ямб. В каждое строке есть паузы, что делает стихотворение «Мотылёк мальчику» более музыкальным и живописным.

Прочитав стихотворение, невольно задумываешься над тем, как ранима природа. Люди должны ценить красоту земли.

 

6. Чтение стихотворения «Первый ландыш».

7. Разбор стихотворения.

-Какое содержание доносит это стихотворение в пределах исключительно малого объёма строк?

-В чём вы видите своеобразие лексического, грамматического и синтаксического строя стихотворения?

-Какую роль играют в стихотворении долгие и короткие паузы?

-Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения?

 

8. Анализ стихотворения  «Первый ландыш».

Афанасий Фет очень любил весну, когда всё расцветает и пробуждается. Именно поэтому большинство его поэзий посвящено этому времени года.  Ярким примером тематики весны служит стихотворение «Первый ландыш». А. Фет  провел параллель  между красотой весенних цветов - ландышей и нежностью молодой девушки. Приём параллелизма помогает читателю осознать, что ландыши быстро отцветут и молодость тоже быстро пройдёт, поэтому нужно ценить каждое мгновение жизни. Также ландыш является символом чистоты, невинности.  

 Писатель в первых двух строфах рассказывает о том, как ландышу хочется  солнечного тепла, он устал прятаться под снегом. Весна несет жизнь и радость цветку.  В последней строфе между строк мы можем прочесть, что молодость – это время первой нежной любви, когда девушки мечтают и страдают.

Произведение наполнено экспрессией, чувствами, которые передаются различными тропами.  Природа в стихотворении Фета одушевлена. Автор смог этого достичь благодаря использованию метафор: «ландыш просит», «нисходят сны».  Эпитеты придают поэзии нежности: «девственная», «воспламеняющей», «молодой», «пленителен».  Также автор использует анафору «как», «какие». Стихотворение начинается с риторического обращения. В первой и второй строфах использованы восклицательные предложения. Так писатель хотел подчеркнуть своё восхищение весенней природой и её пробуждением.

Стихотворение наполнено настроением  мечтательности.  Произведение состоит из трёх четверостиший.  Легко читается и запоминается. Автор использует перекрёстную рифмовку. Рифмы используются открытые (снега – нега, весны - сны) и закрытые (ярок – подарок, лучей – твоей). Мужская рифма чередуется с женской.  Для написания стихотворения Фет использовал четырёхстопный ямб.

Стихотворение заставляет задуматься о быстротечности молодости, о том, что первая влюблённость запомнится на всю жизнь. Фет смог очень тонко передать психологические переживания.

9. Составление сенкана «Фет».

Фет

Талантливый, известный

Пишет, творит, изображает

Фет – талантливый русский поэт

Писатель

III. Итог урока.

- Назвать наиболее запомнившиеся произведения А.А. Фета.

- Проанализировать тематику его произведений.

IV. Домашнее заданее.

Написать сочинение – размышление « Вклад  А.А. Фета в русскую поэзию».

Залишити відгук до розробки

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Булава Любов Григоріївна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
docx
Додано
5 лютого
Переглядів
236
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку