Розробка уроку з російської мови на тему "Діалектні слова". Більша кількість робіт спрямована на розвиток творчих здібностей учнів. Цікавий матеріал для роботи на уроці - найменування дітей, вибрані зі словника В.Даля.
Русский язык, 6 класс
Тема. Диалектизмы
Цель. Дать учащимся представление о диалектизмах, показать сферу
употребления этих слов.
Тип урока: восприятие нового материала
Оборудование: таблица «Лексикология», карточки со словами.
1.Организация урока
2.Актуализация мышления
1.Проверка домашнего задания
2.Фронтальный опрос (одним из учеников)
3.Мотивация учебной деятельности
Сообщение темы и цели урока
4.Восприятие нового материала
1.Проблемная ситуация
- Сходи-ка, внучек, на огород, принеси для борща бураков.
- Чего принести, бабушка?
- Бураков.
- А что это такое?
- Ну, у нас так свёклу называют.
Почему мальчик не понял бабушку?
2.Чтение статьи учебника
5.Закрепление изученного материала
1.Выборочный диктант
- Из предложений выпишите диалектизмы.
Он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьяком на кутью, где будут голова, родич дьяка, козак Свербыгуз. Шёл ли набожный мужик или дворянин, одетый в кобеняк с видлогою – как не зайти к Солохе. Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками. – У тебя новые черевички! Ах, какие хорошие!
Кутья( каша, которую готовили в канун Рождества), голова (главный в селе), кобеняк (суконный плащ), видлога (капюшон), паляница (плоский хлеб), черевички (башмаки).
2.Слово учителя
(значение диалектизмов)
3.Работа в парах
- В толковом словаре Даля очень много слов обозначают наименования детей. Попробуйте объяснить, каких детей так называли.
Карточка
Бродушка Симичко
Паполза Катыш
Вступыш Базлан
Лизун Тошнушка
Замурзайка Резвушка
дитя, которое только начинает ходить; маленький защитник; ребёнок, часто ласкающийся к отцу и матери; запачканный; маленький толстенький ребёнок; дитя, надоедающее просьбами; крикун, плакса; ползун, ползунья; крошка, дитятко; резвое дитя
4. Составление утверждений «Да или нет»
- По теме «Лексикология» составить три утверждения, среди которых будут правильные и неправильные (+ или -).
6.Рефлексия
1. «Продолжи предложение»
- По лексическому составу языка можно узнать…
2. «Термометр»
- На термометре оцени температуру твоей работы на уроке, твоих приобретенных знаний.
7.Домашнее задание
Повторить выученные группы слов, придумать 5 своих слов и объяснения к ним.