Урок «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Про матеріал
знакомство с новым видом придаточных предложений - с придаточными определительными; развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения.
Перегляд файлу

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Цели урока:

  1. Обучающие:

1) знакомство с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными;

2) наблюдение над использованием союзов и союзных слов в предложениях подобного вида данных предложениях;

3) формирование правильной, грамотной устной речи

 

  1. Развивающие:

1) развитие устной речи учащихся, навыков монологического высказывания на лингвистическую тему;

2) развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения.

 

  1. Воспитательные:

1) воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;

2) воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;

3) воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

 

Задачи урока:

1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;

2) уметь применить полученные знания на практике:

  •     находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;
  •     определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;
  •     правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
  •     составлять схемы предложений с указанными придаточными;

различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

 

Необходимое оборудование: компьютер / ноутбук, учебник.

ХОД УРОКА

 

  1.                Организационный момент. Мотивация.

                                                        Никогда не стыдись спрашивать

                                                        о том, чего не знаешь.

                                                                                                   И.В. Гете

Добрый день, ребята!

- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи. А теперь начнем работу.

- Запишите число, классная работа.

 

      Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». О чём мы узнали на предыдущих уроках? Вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них, о видах  сложноподчиненных предложений по значению.

Открыли тетради, записали сегодняшнее число.

 

2. Актуализация опорных знаний (8 мин.)

 

  1. Повторение изученного материала.

 (Два ученика по карточкам, остальные участвуют в лингвистической разминке и  во фронтальном опросе).

1. Индивидуальные задания (карточки):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

 В сложной би_графии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелес_ные ска_ки.4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное,  двусоставное, распространенное, полное.)

2. Составить таблицу

30-05-037.jpg

 

3. Лигвистическая разминка. Орфографическая пятиминутка.

 

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал. Эти знания пригодятся при изучении новой темы.

Повторение. Правописание Н –НН- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях.

 

Распределительный диктант (НН и Н)

Привяза…ая лодка,  кова…ая мастером, счита…ые минуты, чугу…ая решѐтка, непаха…ое поле, пустоши распаха…ы, нареза…ый хлеб, стѐга…ое одеяло,  нечая…ый успех, жжё…ый сахар, непрочита…ая книг, незва…ый гость

Взаимопроверка (слайд 1)

- Какую орфограмму мы повторили в этом задании?  Найдите лишнее словосочетание и объясните почему. Какие показатели влияют на написание нн в суффиксах причастий? Если дана краткая форма страдательного причастия, сколько н будем писать?

- Морфологический разбор причастия выполнит…

- Давайте проверим работу… (карточка 1). Есть ли замечания? Так что же такое СПП с придаточными определительными?

3. Проверка домашнего  задания .

- Дома вы работали с такими видами придаточных. (Проверка выборочно)

4. Фронтальный опрос («Блиц-опрос»).

1) На какие вопросы придаточные определительные?

2) К какому слову в главном предлжении относится придаточное определительное?

3) Чем связывается с главным  придаточные определительные?

4) Какое место занимает придаточное определительное по отношению к главному?

5) Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

6)  На какие группы делятся СПП  по их значению?

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

5. Мотивация учебной деятельности.

- Вы знаете виды придаточных по значению. А сегодня мы поговорим о придаточных ихзъяснительных.

6.  Объяснение нового материала.

1) Лингвистический эксперимент. 

 

-  Вопрос: В чем особенность этого предложения?

Леонардо да Винчи утверждал: «Любое препятствие преодолевается настойчивостью».

- Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью.

Леонардо да Винчи утверждал, что любое препятствие преодолевается настойчивостью.

- Какое это предложение? Найдите главное и придаточное. На какой вопрос отвечает придаточное?

И сегодня нас интересуют придаточные изъяснительные.

На самом деле, придаточные изъяснительные – наши старые знакомые. Ведь мы встречались с ними, когда говорили о предложениях с косвенной речью. Помните? Косвенная речь оформляется в форме сложноподчиненного предложения.

Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)

Мы будем сегодня говорить о таких предложениях.

2) Объявление темы урока. Вступительное слово учителя.

Определение целей и задач урока.

     На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

  • Определим цели урока по опорным словам (слайд 2):

повторить

усвоить

научиться

3)  Проведите  исследование: проанализируйте предложения. Что у них общего?

- Проанализируйте предложения по схеме: (3 учащихся работают у доски.)

А) Выделите грамматические основы. Б) Объясните знаки препинания. В) Задайте вопрос от главной части СПП к придаточной, определите часть речи поясняемых слов. — Назови вид придаточных предложений. Начертить схемы сложноподчиненных предложений. 

— Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

  1. Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала.
  2. Все, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение.
  3. Что написано пером, не вырубишь топором.

 

Вывод: придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, существительные.

- Правильные ли мы сделали выводы?

- Работаем в парах. Откройте учебники.

 

4)  Изучив параграф…, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы:

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

 

Отвечают на вопросы          Косвенных падежей

Поясняют                           К словам со значением речи, мысли, чувства

Прикрепляются          Союзные слова:, что, где, когда, какой, сколько союзы что, чтобы,                   будто

Указательное слово в главном предложении           тот, такой, все….

Проверка (коллективная работа)

- Дайте полный ответ по теме «СПП с придаточными изъяснительными»

7 . Закрепление изученного материала.

I. Первичное закрепление.

- Важно не только определять вид придаточных,  но и уметь составлять схемы СПП.

1) Графический диктант (2 ученика).

Задание: не записывая предложений, начертите схему предложения, укажите вид придаточного.

1)    Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.

 = то , ( что =). 

2)  За всё, что человек берёт, он платит собой.

[…, (что…),…]                                                                                                                                  3) Дождись, чтобы тебя оценили другие.

[…], (чтобы ).

4)  Трудно определить, добрый ли ты человек. […], (ли ).

- Правильно ли составлены схемы?

2) Деловая игра «Корректор» .

Цель: формировать нормы правильной литературной речи.

- На карточке №3 вам предложена деловая игра «Корректор»

Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.

1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила.     (Тот нарушил.)

2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно . (Лишнее «о том».)

3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что»)

Вывод: С каким видом предложений вы работали?

3)    Конструирование предложений с придаточными изъяснительными.

- Мы умеем строить СПП, составлять схемы, а сейчас  выполним творческое задание.

- Сейчас вы послушаете притчу об осле?

- Что такое притча? (Прит­ча – это по­учи­тель­ный рас­сказ в ино­ска­за­тель­ном виде, за­клю­ча­ю­щий ре­ли­ги­оз­ное и мо­раль­ное по­уче­ние. )

Чтение притчи об осле  (учитель)

ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ

             Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его  засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали работать.

-Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом,  вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Учитель:

- О чем эта притча? Как вы ее поняли? Чему она учит?
В вашей жизни вы тоже можете столкнуться с трудностями и  неприятностями. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком проблем, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом,  вы постепенно сможете выбраться из самого «глубокого колодца».

- Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными. А за основу возьмите следующие конструкции:

Я убеждён в том, …

Я считаю, …

Я согласен с тем, …

Могу с уверенностью сказать, …

Мне интересна мысль, …

8. Итоги урока. Рефлексия содержания учебного материала

Если вы согласны с утверждением, то поднимите правую руку: 

 1.  повторил и закрепил знания, полученные на предыдущих уроках;

2. знаю о СПП с придаточными изъяснительными;

3. могу находить их в тексте;

4. могу самостоятельно построить данные предложения

5. умею чертить схемы предложений,

6. на уроке мне было интересно;

7. я отвечал на уроке устно

8. и я могу сказать словами Г. Бокля «Как приятно знать, что ты что-то узнал».

9. Итог урока. (У каждого на столе карточка с таблицей)

- Используя таблицу, расскажите об особенностях СПП с придаточными изъяснительными:

а) какой частью речи является изъясняемое слово в главной части; каково значение этого слова;

б) какими средствами связи соединены главная и придаточная части;

в) как располагается придаточная часть по отношению к главной?

- Запишите, чему вы научились на уроке, используя   СПП  с придаточным изъяснительным.

10. Домашнее задание

1. Подобрать  5  СПП с придаточным изъявительным из художественных произведений

 

 

docx
Додав(-ла)
Круговая Ольга
Додано
8 листопада 2019
Переглядів
6107
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку