Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
1) знакомство с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными;
2) наблюдение над использованием союзов и союзных слов в предложениях подобного вида данных предложениях;
3) формирование правильной, грамотной устной речи
1) развитие устной речи учащихся, навыков монологического высказывания на лингвистическую тему;
2) развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения.
1) воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;
2) воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;
3) воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.
Задачи урока:
1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;
2) уметь применить полученные знания на практике:
различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.
Необходимое оборудование: компьютер / ноутбук, учебник.
ХОД УРОКА
Никогда не стыдись спрашивать
о том, чего не знаешь.
И.В. Гете
Добрый день, ребята!
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи. А теперь начнем работу.
- Запишите число, классная работа.
Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». О чём мы узнали на предыдущих уроках? Вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них, о видах сложноподчиненных предложений по значению.
Открыли тетради, записали сегодняшнее число.
2. Актуализация опорных знаний (8 мин.)
(Два ученика по карточкам, остальные участвуют в лингвистической разминке и во фронтальном опросе).
1. Индивидуальные задания (карточки):
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
В сложной би_графии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелес_ные ска_ки.4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:
1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;
2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)
2. Составить таблицу
3. Лигвистическая разминка. Орфографическая пятиминутка.
Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал. Эти знания пригодятся при изучении новой темы.
Повторение. Правописание Н –НН- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях.
Распределительный диктант (НН и Н)
Привяза…ая лодка, кова…ая мастером, счита…ые минуты, чугу…ая решѐтка, непаха…ое поле, пустоши распаха…ы, нареза…ый хлеб, стѐга…ое одеяло, нечая…ый успех, жжё…ый сахар, непрочита…ая книг, незва…ый гость
Взаимопроверка (слайд 1)
- Какую орфограмму мы повторили в этом задании? Найдите лишнее словосочетание и объясните почему. Какие показатели влияют на написание нн в суффиксах причастий? Если дана краткая форма страдательного причастия, сколько н будем писать?
- Морфологический разбор причастия выполнит…
- Давайте проверим работу… (карточка 1). Есть ли замечания? Так что же такое СПП с придаточными определительными?
3. Проверка домашнего задания .
- Дома вы работали с такими видами придаточных. (Проверка выборочно)
4. Фронтальный опрос («Блиц-опрос»).
1) На какие вопросы придаточные определительные?
2) К какому слову в главном предлжении относится придаточное определительное?
3) Чем связывается с главным придаточные определительные?
4) Какое место занимает придаточное определительное по отношению к главному?
5) Каким образом связаны главное и придаточное предложения?
(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).
6) На какие группы делятся СПП по их значению?
(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).
5. Мотивация учебной деятельности.
- Вы знаете виды придаточных по значению. А сегодня мы поговорим о придаточных ихзъяснительных.
6. Объяснение нового материала.
1) Лингвистический эксперимент.
- Вопрос: В чем особенность этого предложения?
Леонардо да Винчи утверждал: «Любое препятствие преодолевается настойчивостью».
- Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью.
Леонардо да Винчи утверждал, что любое препятствие преодолевается настойчивостью.
- Какое это предложение? Найдите главное и придаточное. На какой вопрос отвечает придаточное?
И сегодня нас интересуют придаточные изъяснительные.
На самом деле, придаточные изъяснительные – наши старые знакомые. Ведь мы встречались с ними, когда говорили о предложениях с косвенной речью. Помните? Косвенная речь оформляется в форме сложноподчиненного предложения.
Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)
Мы будем сегодня говорить о таких предложениях.
2) Объявление темы урока. Вступительное слово учителя.
Определение целей и задач урока.
На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:
повторить
усвоить
научиться
3) Проведите исследование: проанализируйте предложения. Что у них общего?
- Проанализируйте предложения по схеме: (3 учащихся работают у доски.)
А) Выделите грамматические основы. Б) Объясните знаки препинания. В) Задайте вопрос от главной части СПП к придаточной, определите часть речи поясняемых слов. — Назови вид придаточных предложений. Начертить схемы сложноподчиненных предложений.
— Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
Вывод: придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, существительные.
- Правильные ли мы сделали выводы?
- Работаем в парах. Откройте учебники.
4) Изучив параграф…, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы:
Отвечают на вопросы Косвенных падежей
Поясняют К словам со значением речи, мысли, чувства
Прикрепляются Союзные слова:, что, где, когда, какой, сколько союзы что, чтобы, будто
Указательное слово в главном предложении тот, такой, все….
Проверка (коллективная работа)
- Дайте полный ответ по теме «СПП с придаточными изъяснительными»
7 . Закрепление изученного материала.
I. Первичное закрепление.
- Важно не только определять вид придаточных, но и уметь составлять схемы СПП.
1) Графический диктант (2 ученика).
Задание: не записывая предложений, начертите схему предложения, укажите вид придаточного.
1) Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.
= то , ( что =).
2) За всё, что человек берёт, он платит собой.
[…, (что…),…] 3) Дождись, чтобы тебя оценили другие.
[…], (чтобы ).
4) Трудно определить, добрый ли ты человек. […], (ли ).
- Правильно ли составлены схемы?
2) Деловая игра «Корректор» .
Цель: формировать нормы правильной литературной речи.
- На карточке №3 вам предложена деловая игра «Корректор»
Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно . (Лишнее «о том».)
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что»)
Вывод: С каким видом предложений вы работали?
3) Конструирование предложений с придаточными изъяснительными.
- Мы умеем строить СПП, составлять схемы, а сейчас выполним творческое задание.
- Сейчас вы послушаете притчу об осле?
- Что такое притча? (Притча – это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение. )
Чтение притчи об осле (учитель)
ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали работать.
-Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Учитель:
- О чем эта притча? Как вы ее поняли? Чему она учит?
В вашей жизни вы тоже можете столкнуться с трудностями и неприятностями. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком проблем, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого «глубокого колодца».
- Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными. А за основу возьмите следующие конструкции:
Я убеждён в том, …
Я считаю, …
Я согласен с тем, …
Могу с уверенностью сказать, …
Мне интересна мысль, …
8. Итоги урока. Рефлексия содержания учебного материала
Если вы согласны с утверждением, то поднимите правую руку:
1. повторил и закрепил знания, полученные на предыдущих уроках;
2. знаю о СПП с придаточными изъяснительными;
3. могу находить их в тексте;
4. могу самостоятельно построить данные предложения
5. умею чертить схемы предложений,
6. на уроке мне было интересно;
7. я отвечал на уроке устно
8. и я могу сказать словами Г. Бокля «Как приятно знать, что ты что-то узнал».
9. Итог урока. (У каждого на столе карточка с таблицей)
- Используя таблицу, расскажите об особенностях СПП с придаточными изъяснительными:
а) какой частью речи является изъясняемое слово в главной части; каково значение этого слова;
б) какими средствами связи соединены главная и придаточная части;
в) как располагается придаточная часть по отношению к главной?
- Запишите, чему вы научились на уроке, используя СПП с придаточным изъяснительным.
10. Домашнее задание
1. Подобрать 5 СПП с придаточным изъявительным из художественных произведений