Самоанализ опыта работы.

Про матеріал
«Только учитель, который рискует выйти за пределы своей профессии, может по-настоящему влиять на учеников». (материал представлен на русском языке)
Перегляд файлу

Самоанализ опыта работы.

«Только  учитель, который  рискует  выйти  за  пределы

                                                                                    своей  профессии,  может  по-настоящему  влиять на 

                                                                                    учеников».

 

У московского  писателя  Н. Булгакова  есть  замечательный  рассказ  про  первоклассника, который  на  вопрос  учительницы: кем  ты  хочешь  стать? – отвечает: Пушкиным!  Может  быть, задача  школьного  учителя – педагога  и  заключается  в  том, чтобы, помимо  грамоты, алгебры, геометрии, истории,…, научить  детей  разбираться  в  окружающих  и  в  себе, тянуться  к  лучшему.

Ученику  обычно  кажется, что  количество  материала  для  изучения (или  повторения) так  велико, что  справиться  невозможно. Как  же  нам, учителям, правильно  построить  работу?

Ученики, которые  в  прямом  смысле  выкладываются  на  учебу, но, парадокс: чем  больше  такие  ученики  стараются, чем  длиннее  готовят  уроки, тем  хуже  результаты. И  порой  мы  делаем  большую  ошибку, полагая, что  в  основе  плохой  учебы  лежит  малое  усердие. А  на  самом  деле  все  гораздо  сложнее: у  многих  детей  слабая  нервная  система, низкая  работоспособность, повышенная  утомляемость. И  главная  помощь  для  таких  детей – организация  щадящего  режима, снижение  учебной  нагрузки.   В  основном работа  любого  учителя  строится  на  «трех  китах» :

  1. сегодня - повторение  того, что  было  вчера; а  завтра – повторение  того, что  было  вчера  и  сегодня  и  т.д.
  2. обучение  на  легком  и  доступном  для  ученика  языке  и  непременно  с  хорошим 

настроением («учиться  надо  весело, чтоб  хорошо  учиться»)

3.закрепление.  Что  касается  моей  системы  работы, то  она, естественно, с  годами  изменилась  «коренным  образом»: экономия  времени  за  счет  меньшей  «писанины», больше  работы  по  готовым  чертежам  и  уже  записанным  на  доске  условиям, необязательное  доказательство  того, что  уже  было  доказано  на  прошлом  уроке  всем  классом, обязательные  устные  и  логические  упражнения, обязательная  самостоятельная  работа  обучающего  характера, обязательное  «проговаривание» некоторых  упражнений ( правильно «разговорить» ученика, как  известно, на  математическом  языке  трудно, он  должен  к  нему  привыкнуть  с  годами), обязательные  полуустные  задачи, плюс  ко  всему  обязательный  хороший  настрой  учащихся, ну  и  учитывание  того  контингента  учащихся, у  которых  повышенный  интерес  к  математике.

А  теперь  о  работе  со  слабыми  классами. Во-первых, я  их  люблю  больше, а  во-вторых, и  работать  с  ними  мне  нравится  больше. Зная  низкую  и  неустойчивую  работоспособность  таких  учеников , учитывая  их  повышенную  утомляемость  и  быстро  и  резко  снижающиеся  показатели, с  такими  детьми  больше  импровизируешь,  давая  волю  фантазии, находишься  с  ними  в  постоянном  «цейтноте» ( в  хорошем  смысле ), и  получаешь  в  конце  огромное  удовольствие  от  их  отдачи. В  работе  с  такими  детьми  я  усвоила  для  себя  самое  главное – не  надо  искать

( ждать)  от  них  конкретного  результата, ибо  его  может  и  не  быть, а  понять, что  главное – сам  процесс. Пусть  он  будет  интересен, доступен, прост  в  изложении, пусть  дети  чувствуют, что  работают  «наравне» . Они  не  виноваты, что  у  них  замедленный  темп  деятельности, узкий  диапазон  материала, трудность  в  распределении  и  переключении  внимания, неспособность  к  длительному  умственному  напряжению. Таких  детей  нужно  постоянно

( но  небеспочвенно ) похваливать, поддерживать  их  энтузиазм. Они  наивны, доверчивы, преданны, обидчивы, ранимы.

Если  бы  у  меня  была  возможность  выбора, я  бы  выбрала  работу  именно  со  слабыми  детьми, т.е. с  детьми  с  ослабленными  способностями.

Основные направления работы

1)Коррекционно-развивающая деятельность в процессе обучения

1. Физическое состояние и развитие ребенка (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).

2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени; особенности внимания, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение; особенности самооценки, отношения со сверстниками и взрослыми; поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.

5. Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой: общая осведомленность об окружающем мире и о себе, сформированность навыков  счета; характер ошибок при  счете и решении задач.

Основная ценность образования - человек, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ему стать человеком, стать самим собой. Еще Л.Н.Толстой писал, что воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам «не плодотворно, не законно и не возможно».

Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения

Обучение в компенсирующих классах строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

• усиления практической направленности изучаемого материала;

• выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

• опоры на жизненный опыт ребенка;

• ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

• необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материла;

• введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач

2)Индивидуальные качества подростка.

Нестандартные задания помогают выявлять индивидуальные качества подростка.

1)Креативные качества: а)воображение; б)интуиция; в)инициативность; г)придумывание.

2)Когнитивные качества: а)логическое познание; б)эмоционально-образное познание; в)смысловое видение; г)умение задавать вопросы; д)прогнозирование.

3)Оргдеятельностные качества: а)целеполагание; б)планирование; в) работоспособность; г)рефлексия; д)самооценка; е)техника ведения дискуссий; ж)навыки работы в группе.

Задания когнитивного типа:

 

  • Вычислите стоимость школьных принадлежностей в вашемпортфеле (5 класс).
  • Почему все уравнения первой степени являются линейными (7 класс).
  • Предложите другие способы доказательства того, что сумма углов треугольника равна 180 градусам (7 класс).
  • Что есть общего и отличного в числах 284 и 220 (6 класс, тема «Дружественные числа»),
  • Ролевая игра «Появление отрицательных чисел» (6 класс, тема «Положительные и отрицательные числа»).
  • Исследуйте слово «функция». Биологическая категория «функция». Математическое понятие «функция». Сравните их и сделай те выводы (7 класс, тема «Числовая функция»).
  • Предложите свое доказательство теоремы о сумме углов тре­угольника (7 класс.Геометрия).
  • Проведите исследование «Ход конем». Точка передвигается по ко­ординатной плоскости по принципу хода шахматной фигуры «конь» (например, 3 единичных отрезка вправо и 2 единичных отрезка влево или 3 единичных отрезка вниз и 2 единичных отрезка вправо).
  • Опишите, записывая координаты точек, один из маршрутов коня из начальной точки в точку

(-1; 1).

  • Каким может быть минимальное число ходов в предыдущем задании?
  • Может ли точка из начального положения перейти по данному принципу и попасть в точку (9;2)? Опишите возможный маршрут.
  • Может ли точка из начального положения перейти по данному принципу и попасть в точку(   ; 2).
  • Существует ли на координатной плоскости точка, в которую нельзя попасть из начального положения по данному принципу (6класс, тема «Координатная плоскость»)?

Задания креативного типа:

 

  • Вы живете в первобытном обществе. Что, по вашему мнению, и в то время было известно в области математики (6 класс)?
  • Нарисуйте образ десятичной дроби.
  • Придумайте задачу по теме «Задачи на движение», которая решалась бы несколькими способами (один из способов — на составление уравнения) (5 класс).
  • Сочините сказку «Приключения положительных и отрицательных чисел» (6 класс, тема «Отрицательные и положительные чис­ла»).
  • Разработайте свой алгоритм построения графика функции y=кх(7 класс).
  • Составьте свой словарь «Математика в понятиях».
  • Как можно записать 1000 (6 класс)?
  • Разработайте алгоритм решения любой задачи (7 класс).
  •         В конце года напишите сочинение по теме «Мое отношение к предмету математика, анализ моей работы за год, что хорошего и что плохого».
  • Подумайте, как могли появиться дробные числа. Результаты своих умозаключений оформите в виде рассказа, сказки, комиксов и т. д. (5 класс).
  • Составьте по краткой записи задачу:
    1. - 800 г, .
    2. - 0,75 от І.

Всего — ?

  • Составьте сборник задач по теме «Проценты», в который включите не менее трех типов задач. На каждый тип приведите за­дачи трех уровней сложности (5 класс).
  • Придумайте и нарисуйте схему (рисунок), которая позволит легко запомнить (вспомнить) правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел (6 класс).
  • В одной лаборатории был проведен следующий эксперимент.  Цыплятам, которым было всего 10 мин от роду, показывали фигурки разной формы, похожие на корм, и смотрели, будут ли цыплята клевать. Оказалось, что цыплята клевали шарики в 10 раз чаще, чем звездочки. А кубики в 5 раз чаще, чем звездочки. Представьте результаты эксперимента одним из известных тебе способов фиксации.
  • Составьте свой алгоритм нахождения произведения разности двух алгебраических выражений на их сумму.
  • Составьте рекламу. Вид рекламы:
  • Знакомство с ситуациями, в которых выгодно пользоватьсятождествами.
  • Получая формулу куба суммы, выделяют существенные признаки куба суммы.

Придумать к каждой рекламной рубрике свои задания.

  • Среди предложенных задач выделите те, которые кажутся пап более сходными, и обоснуйте свой выбор. Решите выделенные задачи, объясните способ решения. Придумайте и решите свою похожую задачу.
  • Составьте программу по проведению праздника «Приглашаем принять участие в аукционе тождеств сокращенного умножении» Разработайте:
  • словарь аукциона,
  • условия аукциона,
  • алгебраический банк,
  • итоги торгов.

Задания оргдеятелъностного типа:

 

  • Напишите рецензию на сказку соседа по парте по теме «Приключения положительных и отрицательных чисел» (6 класс).
  • Разработайте план ответа по теме «Координатная плоскость» на основе материала учебника «Алгебра — 7»
  • Домашнее задание: напишите отчет «Моя работа на послед­нем уроке», в котором сформулируйте цели своей работы, этапы трудностей и рекомендации для себя.

Каждый шаг, как творческий поиск…(нестандартные методы объяснения материала).

                                                             

                    Тема: «Выражения со степенями» (7 класс)

 

Как упростить:

Используя специальную знаковую символику на уроках математики, формируем в учениках умение мыслить абстрактно и учит главному – самостоятельно переходить к разным видам выражения знаний.

Если учащиеся легко выполняют задания вида:      , то

задания учебника :  «упростить  »   для них не сложные.

Тема: «Многочлены» (7 класс)

 

 

D:\математика\курсовая\media\image8.jpegD:\математика\курсовая\media\image2.jpeg 

                      

 

Объяснение   с помощью символов, облегчает изучение материала.

 

 

(       +      )(        +        )= ( +  )+      (       +        )=  

 

 

 

=                      +                       +                  +

 

Тема: «Формулы сокращенного умножения» (7 класс)

 

(   2a  +  b    )(  2a   -   b    )=  2a 2-    b 2 ит.д.

 

Вовремя изучения формул сокращенного умножения (x+y)2= …учащиеся часто не могут понять, что вместо х и у могут быть записаны целые выражения, ((а+2b)+4ab)2и поэтому формулы можно подать в виде символов.

 

 

 

Тема:  «Упражнения на все действия с дробями» (6 класс)

Чтобы заинтересовать учащимся предлагается установить взаимосвязь музыки и математики. Каждая нота в музыке имеет определенное дробное значение. Таким образом, с начало изучив ноты, можно предложить детям нотные примеры.

              - 1                   -                -              -                -                . - 1∙1,5

 

 

пример

 

 

        (       .+) :       +       =

Тема: «Рациональные числа» ( 6 класс)

    Возьмем два игровых кубика – черного и белого цвета, на гранях которых точками обозначено число от 1 до 6. При работе на уроке знак «+» означает выигрыш, а знак «-» -проигрыш. Белый кубик будет показывать «выигрышное» число очков, а черный «проигрышное» число.

     Пусть награни белого кубика два очка, а на грани черного – три. Белый кубик показывает выигрыш в два очка, черный – проигрыш в три очка. Количество очков будем записывать с соответствующим знаком: +2 и -3.

 

 

 

Примеры:

а)                                                б)                                                  в)

 

      (+1)+(+5)=+6                               (-3)+(-4)= -7                                    (+2)+(-3)= -1

 

 

 г)                                                                                 д)   

 

  (+7)-(+1)=+6; (+7)-(+6)=+1                                                 (-4)-(+3)= -7     

Тема: «Числовые и буквенные выражения» (5 класс)

В жизни мы часто встречаем графические символы

 

                       Это условное обозначение Земли, знаки дорожного движения, знаки мужчина и женщина,      курить запрещено и т.д.

В математике символы служат для обозначения предметов и чисел.

 

 

D:\математика\курсовая\media\image12.jpeg 

 


 

 

 

В левой руке одно яблоко, в другой – два. Всего три яблока. Если яблоко назовем буквой «я», тогда сумма запишется следующим образом:

                                                 я+2я=2я

Мы обозначили яблоко буквой «я» просто потому, что это первая буква в слове. А могли бы выбрать любой символ, какой нам больше нравится.

Упражнение:    Сложите символы.

                                 Например:а+ 2а + 4а = 7а.

 

 12Ь - 6 Ь =                                                12а + 10а + а=

         4р + 20р+р =                                             15х+ 5х +16х=

 

D:\математика\курсовая\media\image17.jpeg     Здесь 2 яблока и 3 банана. Если вы хотите найти сумму, то получите

                                                  5 яблобанов – это что-то новенькое!

                                               Обозначим   а – яблоко, b – банан , получим 2а+3b ≠ 5ab

 

Запомните: в математике складываются только одинаковые символы – «а» с «а», « b» с «b» и т.д.

 

 

 

Упражнение:    Сложите одинаковые символы.

Например:       2а + За + Зb + b = 5а +4b

 

2а + 5а + 4Ь + 2Ь =а+2а+ ЗЬ=

5g + р + 2р + 6g = 10р + 4g + g + 2g=

   Зх+2у + х+5у =                                10а+2с + а + 3с =

 

docx
Пов’язані теми
Педагогіка, Інші матеріали
Додано
16 жовтня 2020
Переглядів
435
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку