Сценарий экологической квест-игры
«Там на экологической дорожке» для детей школьного возраста
Цель: формирование экологической культуры младшего школьного возраста.
Задачи:
-систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы.
- развивать социально-коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач, умение работать в команде, соблюдать правила игры. Развивать связную речь и активный словарь.
- воспитывать любовь к родной природе.
Ход квест - игры:
В класс входит ведущая с коробкой.
- Здравствуйте, ребята!
- У дверей класса посмотрите, что я нашла. (показывает на коробку)
- Может мы заглянем во внутрь и посмотрим, что там? (заглядывают и находят письмо)
Читают письмо:
«Здравствуйте, дорогие пчёлки!
Пишет вам Фея Природы .
Я живу на планете Земля и слежу за порядком в природе на всей нашей планете. Но так как, наша планета очень большая, мне нужны помощники. Предлагаю вам стать ими.
- Вы согласны? Для этого вы должны вступить в клуб "Эколёнок- юный помощник" и произнести клятву. Я приготовила для вас «картинку – портал» с изображением Земли, на обратной стороне есть клятва «Юного эколёнка», произнося которую вы сразу же превратитесь в моих помощников.
- Как вы знаете на нашей планете существует много разных сказок.
А герои сказок бывают добрыми и злыми.
- Но, вот случилась беда, злые герои не хотят, чтобы у меня появились помощники. Они радуются, когда кругом беспорядок, грязь, разруха и загрязненный воздух, они объединились и украли эту картинку с клятвой, порвали на 4 маленьких кусочка и спрятали у вас на территории школы. Ваша задача найти с помощью карты все отрывки клятвы и тогда вы сможете стать моими помощниками. Удачи, юные пчелята-эколята!"
Вед.: Ребята, а вот и карта, по которой мы с вами сможем найти нужные нам отрывки слов из клятвы. Вы готовы? (да) Я жду вас на улице!
(Дети одеваются и выходят на улицу, их встречает ведущая)
Вед. : Давайте мы с вами перед началом нашего путешествия произнесем волшебные слова, чтобы в пути нам улыбнулась удача.
Там на экологической дорожке
Ждёт ребят удача и успех!
Потому что юные ребята- пчелята
Любят солнце, воздух и веселый смех!
Вед: А теперь посмотрим на карту (рассматривают).
- Какие цифры вы увидели (называют).
- Ребята, а с какой цифры начинается счет (один)
- Что нарисовано под цифрой один (птица)
- А где мы можем увидеть птичек на нашей территории школы?
- Птичья столовая
- Да, ребята, это птичья столовая. Пойдемте!
(идут на станцию "Птичья столовая")
Вед: Где -то тут должна быть подсказка, ищите ребята!
(Ищут, находят сверток, читают задание)
Задание 1
"Ха-ха-ха! Это я, Соловей разбойник, спрятал отрывок из вашей клятвы, потому что я очень люблю пошуметь и повеселиться в лесу! Если вы выполните моё задание я отдам вам то, что вы ищите!
А) Для начала отгадайте мои загадки!
1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)
2. Верещунья, белобока, а зовут ее … (Сорока.)
3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.)
4. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)
5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.)
Б) Правила поведения в лесу:
- А сейчас мы проверим как вы себя ведете в лесу? Отвечайте на мои вопросы!
Если поступки хорошие, говорим «да», если плохие, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
В) загадка про радугу
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветны ворота
Что зовутся...и(Радуга)
- Ай да ребята, юные эколята, справились с заданием, то что ж ищите.
- Вы найдете задание в кормушке цвета радуги
(ищут кормушку нужного цвета, достают отрывок)
- Молодцы, ребята, а я предлагаю вам насыпать корма в кормушки для наших птичек! И отправиться дальше (насыпают корм в кормушки)
- А следующая цифра на карте, цифра два.
- Какое задание?
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
- Ребята, так это же " мир бабочек"! Отправляемся туда.
Приходят на станцию " Мир Бабочек ". Находят задание. Читают письмо.
Задание 2.
"Я таракан, таракан, тараканище! Спрятал отрывок из вашей клятвы! Хочу быть одним единственным насекомым красивым и неповторимым! Отдам вам то что ищите, если выполните моё задание "Назови одним словом".
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
- Ребята, а вы знаете чем питается бабочка (нектаром из цветка). Помогите бабочке добраться до своего цветка
Игра "Найди свой цветок"(по цвету)
- Молодцы, справились! Отрывок спрятан под лавочкой. "
(ищут под лавочкой прикрепленную записку)
- Замечательно, ребята! У нас уже два фрагмента нашей клятвы! Продолжаем наш путь! Следующая цифра три и под ней картинка "пчелы".
- Как вы думаете, где нас ждет новое испытание (отвечают на станции "пасека Бабы Яги" (отправляются на станцию)
Задание 3
"Здравствуйте, детки сладкие конфетки! Это пишет вам Кощеюшка. Скучно мне в лесу стало, даже поболтать не с кем. Вон баба Яга делом занялась, пасеку развела на территории вашего детского сада и даже в гости теперь редко заходит. Вот и решил я пошалить, ваши слова клятвы спрятать. Пройдете мои испытания и получите слова. "
игра "Помогите Бабе Яге расселить пчел по ульям"(по счету)
- Вы отлично справились с заданием, теперь ищите записку под шляпкой мухомора.
- Да, мы справились с заданием Кощея Бессмертного, а теперь у нас осталось последнее четвертое задание. А под цифрой четыре нарисован, кто (доктор Айболит)
- Спешим, ребята в "Лекарственный огород" к доктору Айболиту.
(идут на станцию "Лекарственный огород доктора Айболита")
Задание 4
" Йо-хо-хо! Вас приветствует злой и кровожадный Бармалей! Мое задание самое сложное, выполните его и найдете, последний отрывок вашей клятвы. Я перепутал все растения, помогите Айболиту, навести порядок в своем огороде.
игра "Назови лекарственное растение"
За то, что вы выполнили мое задание. я расскажу где отыскать вам последний отрывок. Он у птицы, которая умеет разговаривать (у попугая!"
- Ура! Ребята, у нас все получилось! Осталось только соединить все части вместе.
Склеивают все части записки с клятвой.
- Ребята, все готовы произнести клятву и стать "Эколёнком- юным помощником"?
-Тогда повторяйте за мной!
Слова клятвы:
Я добрый и заботливый пчелёнок,
Вступаю в ряды "Юного эколёнка"!
Сейчас торжественно обещаю, за природой наблюдать.
Родники не загрязнять! (клянусь)
Пташек, мышек не пугать, экологию изучать! (клянусь)
Зря цветы я не нарву,
Мусор с травки уберу (клянусь)
Буду беречь свою планету!
Ведь другой на свете нету! (клянусь)
Итог:
- Ребята, все вы были только пчелята, а теперь вы "эколята"!
- Послушайте, что написала нам Фея Природы.
"Спасибо вам, ребята, теперь вы, мои помощники!
Передаю вам медали" Пчелёнка-юного эколёнка".
Впереди лето. А летом у меня очень много разных дел.
Но я скоро прилечу к вам в школу, осенью снова встретимся!
А пока предлагаю вам нарисовать мой портрет! До скорой встречи!"
Вручение медалей.
- Ну что ребята, понравилось вам сегодня путешествовать по экологической дорожке?
- Трудные ли были задания от сказочных героев?
- А, что вам больше всего запомнилось?
- Нарисуйте в группе портрет феи природы "Радужки".
- И не забывайте, что "эколятами" зовут, тех кто очень любит природу, небо, лес и воду! Спасибо вам!