Сценарий литературного КВН для учащихся 5-х классов
«В гостях у сказки»
Цели: повторение и обобщение знаний учащихся по теме в игровой форме;
развитие у учащихся умения анализировать прочитанное, логически мыслить , обобщать и оценивать литературные явления, кратко и грамотно отвечать на вопросы; развитие поликультурной, коммуникативной компетентности и продуктивной творческой деятельности;
воспитание интереса к литературе, к книге, к музыке и живописи, уважения к великой силе любви и дружбы в сказке, умения ценить и беречь эти чувства; совершенствование творческой активности, воспитание художественного вкуса и воображения.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена, рисунки учащихся, подборка музыкальных фрагментов из кинофильмов и мультфильмов, презентация «Сказочные герои», раздаточный материал.
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие дети! Добрый день ,уважаемые гости! Сегодня мы в очень красивой, чудесной, волшебной стране – стране незабываемых сказок. «Что за чудо эти сказки!»- писал А.С.Пушкин. Сказки, действительно, самое большое, умное чудо. Мир сказок необычен, удивителен и прекрасен. Здесь строятся прекрасные дворцы из снега, дикие лебеди летают над бескрайним морем, герои преодолевают множество опасностей. Все это так интересно и заманчиво. Немало на белом свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые.
(звучит песня «Страна сказок» в исполнении ученицы)
Сегодня наша игра будет посвящена литературным сказкам – любимому жанру не только детей, но и взрослых. И это не случайно . Сказки воплощают в себе мечты о доброй, справедливой жизни, а их герои – люди мужественные , благородные, совершающие подвиги во имя любви, красоты, правды.
Ученик:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса,
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Учитель.
Сегодня мы вспомним наши любимые сказки. Нас ждут интересные встречи, неожиданные сюрпризы. В этот сказочный день вы покажете свои умения, знания, блеснете своей находчивостью, раскроете дремлющие способности. Пусть сегодняшний КВН выявит лучшую команду – знатока литературных сказок.
Сегодня у нас игра интересная – будем соревноваться
В умении рассуждать, а порой и хитрить,
Внимательным быть, не вздыхать, а правильно отвечать.
Соберите все знания и силы, вспомните все, что вы учили,
В бой с друзьями вступайте, и в честной игре побеждайте!
А помогут нам определить лучших из лучших сегодня наши Магистры волшебных наук, наше уважаемое жюри. Позвольте представить…..
3 команды – не простые, а сказочные , и имена у них сказочные, и девизы сказочные. Свою команду представляет….
Вопросы первой команде:
Вопросы 2 команде:
Вопросы 3 команде:
3.Викторина по мультфильмам
4. «Заблудились слова» К нам пришла телеграмма: “Заблудились слова из сказок. Просим помочь”. Давайте поможем заблудившимся словам вновь попасть в сказку. Итак, отправляемся в поиск.
Снег, зима, стекло, зеркало, розы, дружба. (“Снежная королева”)
Трава, крапива, жаба, рубашки, птицы, терпение. (“Дикие лебеди”)
Лебедь, утка, яйцо, мечта. (“Гадкий утенок”)
Тюфяк, кресло, карета, ливень. (“Принцесса на горошине”)
Море, принц, боль, голос, колдовской напиток. (“Русалочка”)
Нора, вода, полевая мышь, крыльца, эльф. (“Дюймовочка”)
Дупло, принцесса, собаки, ведьма. (“Огниво”)
Вот мы помогли заблудившимся словам найти свое место, показали знание произведений одного замечательного сказочника. Кто написал эти сказки? Правильно! Это - великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.
5.Конкурс художников
У сказки может быть не только волшебное слово, но и свой символ – герб сказки. Сейчас вы специалисты по сказочной геральдике. Каждая команда рисует герб сказки, а мы попробуем угадать, к какой сказке относится рисунок.
В это время – команда выполняет задание «Восстановите текст»
Я хотел сегодня прочитать вам интересные сказки, но они очень старые, записи в них стерты, даже невозможно правильно прочитать. Если вы мне поможете восстановить текст, то прочитаете отрывки из русских народных сказок.
Конкурс “Восстановите текст”
1.“Жили-… старик да…, у них была дочка Аленушка да сынок… Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да … одни одинешеньки. Пошла … на работу и братца с … взяла. Идут они по дальнему …, по широкому …, и захотелось Иванушке … “Сестрица Аленушка, я … хочу!” “Подожди, братец, дойдем до …”
“Налетели …, подхватили мальчика, … на крыльях. Вернулась девочка, глядь - … нету! Выбежала она в чистое поле и только видела … метнулись вдалеке. … и пропали за темным … . тут … догадалась, что они унесли… : про гусей - … давно шла слава, что они … детей уносили. Бросилась … догонять их”
2.“Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие … и выстрелили. Пустил стрелу … брат. Упала стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела она прямо в …, подняла ее … !
3.Жили-были … да … Была у них внучка… собрались раз подружки в лес по … да по …Пришли звать с собой и … пришли девушки в …, стали собирать … да … вот Машенька … деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла… от подружек. Ходила -… по лесу - совсем…
Игра с болельщиками:
В известной вам сказке существовала зарядка для хвоста, а вот мы придумали зарядку для ума , дорогие гости и болельщики. Пока наши команды выполняют задания, я предлагаю вам ответить на вопросы шуточной викторины.
Шуточная викторина:
1.К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? (Курочка Ряба)
2. Назовите героя известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял дар речи, сошел с ума. (Поп)
3. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»)
4. Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т.д. (Винни-Пух)
5.Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
6. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»?(Змей Горыныч)
7. Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
8. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай (Буратино)
9.Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
10.В какой сказке рассказывается о дружном коллективе, который сумел выполнить очень трудную работу по уборке овощей? («Репка»)
11. Веселый и ловкий герой этого произведения так привык к победам, что потерял бдительность и попал в беду на большой дороге? (Колобок)
12.В какой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии? («Принцесса на горошине»)
6. « Черный ящик»
Друзья, к нам пришла посылка из «Бюро находок». Ваша задача – назвать предмет, который находится в этом ящике.
Во многих сказках сила музыки побеждала саму смерть. С песней герои преодолевают трудности, сражаются со злом, преодолевают свой страх, а посему и нам с вами без музыкального конкурса не обойтись. Каждой команде сейчас предлагается прослушать мелодию и определить, из какой сказки она.
А) А теперь мы проведем сказочную дуэль между капитанами команд. Попробуйте дать определение сказки, используя эмоционально-оценочные эпитеты. Какая она, сказка? За кем останется последнее слово, тот и победитель. Начинаем. Сказка чудесная…..
Б) Пока жюри подсчитывает баллы, мы просим наших капитанов исправить ошибки типографских наборщиков, которые соединили в одно целое отрывки из разных сказок. Определите , из каких.
«ЗА 3 печатями»
Вам предоставляется возможность угадать этого героя с 3 попыток.С1-й попытки -3 очка, со 2 -2 очка и т.д.
1.Этот герой:
А) инвалид с рождения, не повезло ему и впоследствии: он выпал с третьего этажа дома;
Б)совершил,вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы;
В) во всех жизненных испытаниях «держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова прямо, грудь вперед». (стойкий оловянный солдатик)
2. Эти герои:
А) вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего 11 дней;
Б) колдовскими чарами были лишены человеческого облика:
В) освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека (Братья Элизы «Дикие лебеди»)
3. Эта героиня:
А) хороша собой (все, кто ее видел, утверждали, что не встречали такой прелестной девушки), «стала первой красавицей при дворе, но оставалась…немой»;
Б) обладала «плавной, скользящей походкой» -ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она «как по лезвию ножа», каждый шаг причинял ей невыносимую боль»;
В) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену (Русалочка)
(танец в исполнении учащихся)
9. Инсценировка сказки на современный лад
Жюри решает судьбу капитанов, а мы переходим к последнему итоговому конкурсу : «Суперсказка -2011». Домашнее задание – сочинить пародию со сказочными героями на сказочный сюжет на современный лад.
Подведение итогов
Учитель. Наш КВН подошел к концу. Право заключительного слова предоставляется жюри…..
(награждение победителей)
Наш КВН закончился. Благодарим наших арбитров за творческую работу в оценивании конкурсов. А ребят мы благодарим за их знания, находчивость, смекалку и упорство в достижении цели. Мы сегодня с вами еще побывали в волшебном мире сказок. И я надеюсь , что вам еще и еще раз захочется перечитывать эти умные добрые сказки, брать пример с их героев. А когда сами будете взрослыми, с наслаждением будете читать эти сказки своим детям.
(Песня «Маленькая страна» в исполнении учащихся)
Я хотел сегодня прочитать вам интересные сказки, но они очень старые, записи в них стерты, даже невозможно правильно прочитать. Если вы мне поможете восстановить текст, то прочитаете отрывки из русских народных сказок.
VIII. Конкурс “Восстановите текст”
“Жили-… старик да…, у них была дочка Аленушка да сынок… Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да … одни одинешеньки. Пошла … на работу и братца с … взяла. Идут они по дальнему …, по широкому …, и захотелось Иванушке … “Сестрица Аленушка, я … хочу!” “Подожди, братец, дойдем до …”
“Налетели …, подхватили мальчика, … на крыльях. Вернулась девочка, глядь - … нету! Выбежала она в чистое поле и только видела … метнулись вдалеке. … и пропали за темным … . тут … догадалась, что они унесли… : про гусей - … давно шла слава, что они … детей уносили. Бросилась … догонять их”
“Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие … и выстрелили. Пустил стрелу … брат. Упала стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела она прямо в …, подняла ее … !
Жили-были … да … Была у них внучка… собрались раз подружки в лес по … да по …Пришли звать с собой и … пришли девушки в …, стали собирать … да … вот Машенька … деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла… от подружек. Ходила -… по лесу - совсем…
Желаю всем красным девицам, добрым молодцам крепкого, как могучий дуб, здоровья, богатырской силушки, доброй души, ясного ума.