Тема: «Здоровым быть – модно!!!»
Задачи:
- формировать у школьников целостное представление о здоровом образе жизни;
- способствовать профилактике вредных привычек у подростков;
- развивать творческие способности учащихся, расширить их кругозор.
Цель: приобщение школьников к здоровому образу жизни через профилактическую работу, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование и материалы: слайды, карточки с заданиями для групп, карточки с тестом.
Ход классного часа
Выходят ведущие
Вместе: молодому поколению
Вместе: отвергает молодое поколение
Вместе: солнце, воздух и. вода – наши лучшие друзья
Выходят ученики
1 ученик: Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с личной гигиены. К ней относится чистота тела и ежедневный уход за полостью рта. Немаловажное значение также имеет выбор белья. Оно должно соответствовать климату, времени года и роду занятий. После возвращения из школы ученическую форму необходимо сменить на домашнюю одежду. Она должна быть удобной и лёгкой, это способствует отдыху.
2 ученик: Не менее важно для здоровья правильное питание. Рацион школьника должен содержать витамины, поэтому нужно больше есть овощей и фруктов. Соблюдая режим питания, не следует переедать и «перекусывать» на ходу. И никаких чипсов, газировки и жевательной резинки!
3 ученик: Соблюдение режима дня способствует плодотворной работе и полноценному отдыху. Продолжительный глубокий сон в течение 8-9 часов заряжает бодростью, поднимает настроение. Ложиться и вставать лучше в одно и тоже время, перед сном проветривать комнату.
1 ученик: Двигательная активность – это путь к силе, выносливости, красоте. Начнёшь утро с зарядки – значит за день успеешь сделать много хороших дел. Несколько энергичных упражнений вовлекут в работу важные органы и системы организма, укрепят мышцы.
2 ученик: Укреплению здоровья способствуют так же хорошее настроение и добрые слова. Начинайте день с улыбки, с любимой музыки. Будьте приветливы, вежливы, не стесняйтесь благодарить окружающих за хорошие дела, добрые слова и положительные эмоции к вам обязательно вернутся.
3 ученик: Вредные привычки – это коварные враги, они доставляют удовольствие человеку, но потихоньку отравляют ему жизнь, наносят огромный вред здоровью. Вредные привычки могут совсем появиться в любом возрасте, они растут и меняются вместе с нами. И что самое печальное - вредные привычки со временем молодеют, ребята юного возраста попадают под их пагубное воздействие. Вредные привычки: табакокурение, алкоголь, наркомания, интернет зависимость.
І блок «Табакокурение»
Сценка «Глупый Вова»
Автор. Вот мальчик Володя идёт по бульвару,
Он юн и прекрасен, красавец он прямо.
Он шествует, весело взгляды бросая,
И вся его жизнь – дорога прямая …
Но вот из школьного портфеля,
Украдкою, таясь от всех,
Он пиво достаёт «Емеля»
И пачку сигарет.
Не боясь, что юн годами
И того, что ростом мал,
С папироской меж зубами
Гордо Вова наш шагал.
Он потягивал спиртное
И табачный дым вдыхал,
Но от этого взрослее
Глупый Вовочка не стал.
Вова:
Когда я синий дым курю,
Вдыхая глубоко,
Я чувствую, что я горю,
Мне это нелегко.
Я чувствую, как жжет в груди,
Как горько мне во рту,
И кашель рвётся из груди,
И тянет мокроту.
И в синем пламени горят мои дела, мечты.
Они, сгорая, говорят:
«О, что же сделал ты?»
Вы спросите: зачем курю,
Коль неприятно мне?
Но курят все и я курю,
Сгорая как в огне.
Автор. Бедный Вова, глупый Вова,
Ты не крут и не удал!
Повторим мы снова, снова:
Береги своё здоровье,
Пока молод, пока мал!
Учитель: Почему люди курят? Почему начинают курить подростки, а иногда даже младшие школьники? Попробуем вместе разобраться, почему табакокурение считают врагом человечества.
Учитель: Давайте посмотрим видео про вред табакокурения
Видео «Табакокурение»
ІІ блок «Алкоголь»
«Хорошо или плохо»
Ведущий.
С соской сын пришел к отцу
И спросила кроха...
Сын. Папа, это хорошо или это плохо?
Ведущий. Папа сыну отвечал На вопрос курьезный...
Папа. Если б соску ты сосал,
Был бы несерьезный.
Брось ее, и в тот же миг
Повзрослеешь ты, старик!
Давай-ка, парень, для зарядки
Займемся лучше физзарядкой.
Ведущий.
Год прошел, седьмой грядет,
Мальчик в первый класс идет.
И отцу (хоть и подрос)
Задает опять вопрос...
Сын. Там у школы два мальчишки
Зажигают часто спички.
Подскажи, ну как мне быть?
Предлагали закурить.
Я попробовал — отрава
Эти сигареты «Ява».
Как же можно их курить,
Так здоровью-то вредить?
Ведущий.
Подумал папа и в ответ
Сыну дал такой совет...
Папа.
Кто сигареты поджигает
— Жизнь на годы сокращает
Окружающим, себе,
Может быть, тебе и мне.
А друзей ты не стесняйся.
Вдруг предложит закурить
— Откажись, ты слышишь, Вить?
Ведущий.
Дни летят, идут года.
С ын растет, как никогда.
9 классов за спиной,
Стал сынок совсем большой.
Деньги просит без конца
У поседевшего отца.
Для чего — не говорит,
Принимает умный вид.
В подворотне с «друганами»
Пиво пьет и ест салями.
Но отец про все узнал
Сына на «ковер» позвал.
Папа. Ты ответь мне, сын родной,
Если пьешь, то ты крутой?
Ведь спиртное — это яд!
Что, дружки все говорят,
Что попробуешь разок —
И узнаешь жизнь, браток?
Это все вранье — не верь,
Мигом втянешься, поверь.
Алкоголь туманит разум,
Лучше брось ты это сразу!
На, рюкзак ты мой возьми
И в поход скорей иди.
Посмотри ты на природу,
Ведь в любую непогоду
Все прекрасно, сынка, в ней
Для людей и для зверей.
Набери себе здоровья
И для будущих детей.
Видео «Вред алкоголя»
ІІІ блок «Наркомания»
«Жить или не жить»
Дети играют у дерева
Автор. Был солнечный летний денек,
И счастье струилось повсюду.
Две девушки и паренек,
Играли у речки - Вакуду.
И жизнь их текла ровно, гладко,
И каждый их день был любим.
Но кто-то вдали показался,
И направлялся он к ним.
К детям идет человек
Танец Теней
Автор. Тот человек был красив.
По модному шиты фасоны.
Был он и весел и говорлив.
Герой без изъянов и более ...
С речью такой обратился он к ним:
Наркотик. Вы жизнь прожигаете зря.
Летит быстро время, уходят года,
И молодость тоже уходит.
Так, по течению жизни плывя,
Вы тоните в бездне покоя.
Не лучше ли выпить, пойти покурить,
Или другим чем заняться?
А не сидеть и не смотреть,
Как люди везде веселятся.
Ведь вы посмотрите вдаль….
Приоткрывается занавес, а там люди сидят веселятся
Наркотик. Вдалеке…, в белой, как каша, тумане….
Вы разглядите счастье везде,
Будите вы не в обмане.
Люди без боли и без забот,
Без лишних хлопот и печали.
Им неизвестно страданье и мука,
Им неизвестна разлука.
Обращается к одной из девочек, которая читает книгу
Наркотик. А ты, посмотри на себя,
Кто ты есть?
Дает ей зеркало.
Наркотик. Читаешь журналы и книги.
Зубришь и зубришь что-то ты каждый день.
А время уходит…. А время…
А можно ведь танцевать до утра
С бокалом вина, с сигаретой.
Бросай эту книгу, войди в мир теней
И счастлива будь там навеки.
Девушка. Да, я неправа. Слова твои верны.
Да, я учу и дни прожигаю напрасно.
Я тоже счастья немного хочу
И буду…Мне это подвластно.
(Уходит в мир теней)
Наркотик обращается к парню - спортсмену
Наркотик. А ты, чемпион, с утра и до ночи
В спортивные игры играешь?
А старость? Подумал ты и о ней?
Кто будешь? О чем ты мечтаешь?
Весь дряблый, понурый, угрюмый старик,
Висячая кожа, да кости.
Не лучше ль сейчас чашу жизни испить,
Чтоб вспомнить, что в старые годы?
Парень. Ты верно сказал. Век спортсмена недолог.
Уйдёт быстро слава, покинут друзья.
И оказавшись один у порога…
Я прожигаю время и зря.
(Уходит в мир теней. )
Наркотик обращается ко 2 девочке
Наркотик. Ты так красива, умна, без сомненья.
Тобою любоваться должен весь свет.
Стань же моделью, милая детка,
Стань же моделью мира теней.
Девушка. Я в своей жизни давно все решила.
Слова твои – песня, да плод – ядовит.
Прочь от меня, просить дважды не буду.
Прочь, уходи в царство теней.
(уходит) Наркотик тоже уходит вместе с миром теней
Автор. Прошел всего лишь один год.
Когда случилось это.
Той девушки и парня нет.
Их поглотил тот темный свет.
Душа сгорела где-то.
Девчонка умерла от рака,
А парень умер от укола.
Наркотик обещал им много.
Да… обещаний было много…
Другая девушка жива
У нее семья и дети.
Она лучиста и светла, как лучик солнца на планете.
Свой путь она прошла сама.
Теперь её не сломят ни годы,
Ни болезнь, ни страшный ветер….
Выходят все артисты.
- Мы вправе сами выбирать себе судьбу любую.
- Но надо помнить, что наркотик не даст земле покоя.
- Ты отойди подальше от него.
Говорят все вместе, указывая рукой на наркотик.
-Пусть не тревожит сердце он твое.
-И душу пусть твою он не тревожит.
Видео «Наркомания»
ІV блок «Наркомания»
Ведущий 1 Не виден лик, не слышен голос.
Мы далеко, но в этот час
Сидим у наших мониторов,
Друг с друга не спуская глаз.
Пусть речи нет, есть только строчки.
С тобою молча говорим
Эмоции, шифруя в точках.
Ведущий 2 То рассмеемся, то грустим.
Мы пальцы мысленно сплетаем,
По тропке клавишной скользя,
В мир виртуальный улетаем
Туда где ты, туда где я.
Ведущий 1 Врачи считают, что интернет-зависимость очень схожа с игровой, алкогольной и даже наркотической зависимостью
Ведущий 2 Интернет-зависимость – что это?
Ведущий 1 Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
Ведущий 2 Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка после многосуточной игры. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон.
Ведущий 1 Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.
Видео «Интернет зависимость»
Учитель: Каждый сам решает, согласиться или отказаться от вредных привычек или нет.
Учитель: Мы вам сейчас зачитаем стихотворение. Если в строке содержится инструкция по укреплению здоровья, то аудитория должна громко крикнуть слово «Я». Если строка противоречит правилам ЗОЖ, то в зале должна быть тишина.
Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? Я
Кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым?
Кто из вас не ходит хмурым, любит спорт и физкультуру? Я
Кто мороза не боится, на коньках летит как птица? Я
Ну, а кто начнет обед с жвачки импортной, конфет?
Кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны? Я
Кто поел – и чистит зубки, ежедневно дважды в сутки? Я
Кто из вас, из ребят, ходит грязный до ушей?
Кто согласно распорядку выполняет физзарядку? Я
Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать? Я
Обсуждение: Что мы сейчас делали? Мы с вами повторили правила ЗОЖ, все то, от чего зависит состояние вашего здоровья.
Учитель: Каждый из нас – маленькая частичка огромного мира. И если мы считаем свой организм частью природы, то не должны допускать небрежного отношения к нему. От того, насколько будет здоров каждый из нас, зависит насколько интересной, долгой и радостной будет наша жизнь на нашей планете. И ничто не сближает людей так, как хорошая песня.
Песня «Выбор есть»
Самоанализ классного часа.
Классный час на тему «Здоровым быть – в радости жить проводился в 5 г классе. В классе обучается 26 человек с разным уровнем учебных способностей, навыков и умений.
Классный час является обобщающим, так как в течение учебного года была проведена серия классных часов по формированию ЗОЖ, подробно были рассмотрены такие темы: «Мой режим дня», «Правильное питание», «Я и компьютер», «Гигиена», «Профилактика заболевания гриппом»,«Профилактика заболевания туберкулёзом», «Осторожно, клещи!».
Цель данного классного часа: формирование целостного представления о ЗОЖ, воспитание внимательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих через профилактику вредных привычек. В ходе сегодняшней беседы мы подводим итог всей проделанной работе за год. Особое внимание уделено профилактике вредных привычек, а именно – табакокурению, поскольку на сегодняшний день эта очень актуальная проблема в школе.
Выбранные формы и методы взаимодействия, последовательность этапов занятия обусловлены поставленными задачами и направлены на достижения цели.
Основным методом работы является проблемно- диалогическое взаимодействие. Этот метод помог заинтересовать детей, настроить на диалог, применить полученный опыт в конкретной ситуации.
В начале беседы использован метод «Мозгового штурма» - интересный факт о долгожителях, постановка темы так же вводилась через проблемную ситуацию – выбор формулировки темы самими учащимися. Раскрытие темы классного часа проходило через дискуссию , комментарий модели ЗОЖ способствовало формированию представления о составляющих здоровья человека.
Основная форма работы – групповая, оптимальная форма для проведения открытого мероприятия, создаёт условия для речевого взаимодействия, помогла снять напряжение, вовлечь в работу всех участников. Каждая группа готовила задание по одному из направлений:»Историки» сообщили о возникновении табакокурения и о мерах наказания, «Статисты» проанализировали данные о курении, «Эксперты» изучали как никотин воздействует на организм человека.
Подведение итога беседы проходило так же через выполнение задания в группе и дало возможность проявить творчество, применить знания о ЗОЖ в конкретной ситуации. 1 задание формировало умение отстаивать свою точку зрения, 2 задание – коллаж, как форма наглядной агитации, 3 задание (восстановление поговорок) направлено на расширение кругозора, пополнение словаря учащихся.
Небольшой тест направлен на самопознание, позволяет задуматься, насколько каждый подвержен влиянию вредных привычек.
Элемент драматизации не только оживил беседу, но и послужил наглядным примером пагубного влияния табакокурения на организм подростка.
Применение информационно- коммуникативных технологий заключалось в использовании Интернет-ресурсов в качестве дополнительного источника информации, и мульмедийной поддержки как технического средства. Использованное согласно требованиям к презентации мультимедиа не отвлекало от главной деятельности – речевого взаимодействия.