Урок "Обособленные определения"

Про матеріал

Урок "Обособленные определения" является вторым в теме "Обособленные члены предложения" в 8 классе. Урок построен на основе комплексного анализа текста. Цель урока: дать учащимся понятие об обособленных определениях; познакомить с условиями их обособления, формировать умение определять эти условия и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.

Перегляд файлу

Урок 2

Тема:  ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Тип урока: Урок усвоения новых знаний   на основе комплексного анализа текста.

 

Цель:  дать учащимся понятие об обособленных определениях; познакомить 

            с   условиями  их обособления, формировать умение определять эти 

            условия и правильно расставлять знаки препинания в предложениях

            с    обособленными определениями.

            развивать восприятие наблюдения и мышления, речь учащихся.

            воспитывать эстетический вкус, чувстваогордости и уважения к великому

            поэту.

Оборудование: портреты   А.С. Пушкина,  И.С. Тургенева

                            раздаточный материал:

                            а) текст «Прощание»;

                            б) материал к уроку;

                            в) листок самоконтроля; 

                          музыка В. Моцарта «Реквием», «Слёзная»

 

                                            Ход урока

 

  1.  Организационный момен .

 

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Устный опрос

Рассказывание одним учащимся опорного конспекта «Обособление».

     2.  Работа в парах. Рассказывание ОК .

          Взаимоконтроль и оценка на листе контроля.

  1. Дифференцированная проверка домашнего задания.
  1. Работа у доски ( 1 учащийся ) по проверке домашнего задания высокого уровня ( упр. 281) и выполнение упр. 279 ( проверка по ключу ).
  2. Одновременная проверка домашнего задания достаточного уровня

( проговаривается вслух ) ( упр. 278 )

 

ІІІ. Мотивациия

  1. Подготовка к восприятию текста.

      1) Беседа

- Вспомните, о чём мы узнали из текста прошлого урока?

- Как вы думаете, почему рядом с портретом Пушкина я поместила портрет И.С. Тургенева?

 - Сейчас вы прослушаете текст и сможете наверняка ответить на этот вопрос. В тексте встретятся такие слова.

      2) Словарная работа

Парча – сложноузорчатая плотная ткань,

Камердинер – слуга.

Кафтан (устар.) – верхняя мужская одежда людей низшего класса -

 

 

 

2. Восприятие текста.

Звучит музыка В. Моцарт «Реквием», «Слёзная». Чтец читает текст. 

 

3. Идентификация с текстом.

 - Определите настроение текста, тему, основную мысль.

 - В каком предложении она выражена?

 - Как перекликается эта мысль с текстом предыдущего урока?

 - Как вы озаглавите текст?

 - Определите стиль и тип речи.

 

IV.Актуализация опорных знаний.

      Беседа

- Вспомните алгоритм нахождения в предложении обособленных членов предложения.

- На какой вопрос отвечают  обособленные определения?

- Чем они должны быть выражены?

 

V. Изучение нового материала

4. Анализ текста по теме урока.

     1) Наблюдение за языковым материалом.

 - Найдите в тексте предложения с обособленными определениями. Выпишите их. Найдите определяемые слова. Определите, чем они выражены. Построй те схемы.

 

              ПО                                                                           х сущ.

Преследуемый одной неотступной тайной мыслью, Тургенев дожидался именно этого часа.

                   х

 ПО  , сущ.,

 

         х                                                           ПО

Пушкин, прикрытый по грудь погребальной парчой, лежал легко и спокойно.

    х

сущ., ПО ,

                                       х

Навсегда застывший, он был необыкновенно выразителен.

                        х

   ПО   ,мест.

                                                                                                    ПО                                                        сущ. х

Никита Козлов тотчас же осторожно срезал | свисавшую на лоб Пушкина | русую прядь, мягкую, шелковистую.

                       х                                      х

|      По     |  сущ.                                 сущ.,|  прил . ,  прил.  |.

 

 

 

 

 

Л.м.

х                                                     сущ. в косв. пад.  

Он, в новом кафтане и высоких сапогах, был неподвижен.

 х

м., | сущ. в косв п. |,

 

- Чем могут быть выражены обособленные определения?

    ( ПО, 2 прилагательными, существительными  в косвенном падеже с зависимыми словами )

- К каким определяемым словам они относятся?

    ( к сущ., м.)

- Определите место их по отношению и определяемому слову?  (До и после).

- При каких условиях обособленные определения выделяются запятыми?

Учитываем, какой частью речи выражено определяемое слово.

 

  1. Составление опорного конспекта в виде схем условий обособления

 

1.                              Л.м., |           |, 

 

                                                     х

                               …, |           |, л.м. …

 

 

  2.                                Сущ., |          |, …

 

 

  1. Работа по учебнику.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника.

- Какое условие обособления определений нужно добавить в опорный конспект?

 

                                         уступка

                                         причина   х

                                        , |          |, Сущ …

 

 

 

 

VI. Первичное закрепление материала..

Дистанционирование текста.

  1. Конструирование предложений.

- Составьте предложения с обособленными определениями, работая в парах, пользуясь раздаточным материалом.

               х

 

 

 

              х

 

Даже природа, застывшая от горя, скорбила о потере поэта.

    х

сущ., |    ПО          |,

                                   х л.м.

Ушедший навсегда, он стал ещё более великим.

 

                  х

|             |, л.м.

 

- Как связаны эти предложения с текстом? ( Являются его основной мыслью )

Оцените свою работу на листе самоконтроля.

 

- Каковы же условия обособления приложений?

 Вывод делается по опорному конспекту 1 – 2 учащимися.

 

VI. Домашнее задание. Выучить ОК. на выбор  - задание высокого уровня

 (конструктивного характера ) – упр. 289,

задание достаточного уровня ( репродуктивного характера ) – упр. 288

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

Поставьте себе общую оценку. Приклейте кружочки о степени усвоения материала на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение 1

Текст к уроку «Обособленные определения».

 

          Кончился первый день после смерти Александра Пушкина. Толпа перед домом заметно  редела. Но Тургенев не уходил.

          Преследуемый одной неотступной тайной мыслью, Тургенев дожидался именно этого часа.

          Он быстро вошёл в квартиру. У гроба поэта никого уже не было, кроме старого камердинера Никиты Козлова. Он, в новом  кафтане  и высоких сапогах, был неподвижен и неотрывно смотрел на покойного барина.

          Пушкин, прикрытый по грудь погребальной парчой, лежал легко и спокойно. Навсегда застывший,  он был необыкновенно выразителен.  Курчавые волосы и бакенбарды теперь резко оттеняли побледневшее и сильно осунувшееся лицо поэта и особенно губы, на которых, казалось, застыла последняя жгучая обида.

          Долго стоял Тургенев у гроба, плакал беззвучно, не утирая слёз. « … Вот что, голубчик, срежь мне на память локон   Александра Сергеевича», - еле слышно сказал он.

          В голосе молодого человека было столько искренней скорби, что Никита Козлов тотчас же осторожно срезал свисавшую на лоб Пушкина русую прядь, мягкую, шелковистую.

          Тургенев бережно спрятал в карман драгоценную ношу, поцеловал холодную, уже каменную руку поэта и вышел на улицу.

           Метель разыгралась. Она выла, стонала, крутилась вокруг дома по набережной, над застывшей Мойкой.

 

                                                                                                   Приложение 2

                         Опорный конспект «Обособленные определения»

                х

1. |      |, л.м. |       |

          х

2. сущ., |        |,

                                                х

3. |причина или уступка | , сущ.                                  

                                                                                                      Приложение 3

 

 

Раздаточный материал   к уроку «Обособленные определения»

Конструирование предложений с обособленными определениями.

          х

1. Природа о потере даже застывшая скорбила от горя поэта.

                                                                                  х

2. Ещё великим ушедший стал более навсегда он.

doc
Додано
25 серпня 2018
Переглядів
1179
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку