Урок "Обособленные приложения"

Про матеріал

Урок "Обособленные приложения" является третьим уроком в теме "Обособленные члены предложения" в 8 классе. Урок построен на основе комплексного анализа текста Цель урока - расширить и углубить понятие о приложении; познакомить с условиями его обособления; формировать умение определять эти условия и расставлять знаки препинания в предложении с обособленными приложениями.

Перегляд файлу

 

Урок  3

Тема:   ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний на основе комплексного

                      анализатекста и составления опорного конспекта

Цель:  - расширить и углубить понятие о приложении;                                                                                                                                                                          познакомить с условиями его  обособления; формировать умение определять эти  условия и  расставлять знаки препинания в предложении с обособленными приложениями;

           -  развивать восприятие,  наблюдение и мышление, речь уч-ся,    расширять кругозор уч-ся

                                    - воспитывать интерес к истории родного края, уважение к его историческому прошлому.

Оборудование:    портреты А.С. Пушкина, генерала Раевского, его сыновей,  дочери Марии Николаевны Раевской (Волконской),  декабриста Сергея Волконского;

             раздаточный материал:                                                      

             текст «Пушкин в Приазовье»

             шаблон для составления ОП,

             листы самоконтроля 

 

                                       Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Дифференцированная проверка домашнего задания.

  1. Проверка письменного домашнего задания.

Задания высокого уровня упр.289 выполняет на доске 1 ученик, все сверяются и выполняют дополнительное задание (упр.292(1-2 пр-я), проверяя затем по ключу  (ключ открывается на доске)

Задания достаточного уровня проговариваются вслух (упр.288)

Самооценка: уч-ся оценивают  выполнения домашнего задания  на листе контроля.

     2.  Работа в парах. Проговаривание ОК  - правила.

Взаимоконтроль и оценка на листе контроля.

 

III. Актуализация опорных знаний.

        Беседа. 

- Что такое обособление?

- Какие определения называются обособленными?

- Назовите условия их обособления?

 

IV. Мотивация.

        1. Подготовка к восприятию текста.

- Какова тема  всех текстов, которые мы читаем на уроках руского языка?

- Что вы знаете о пребывании А.С. Пушкина в нашем крае?

- Чьи это портреты?

  Краткое сообщение учителя  или подготовленного ученика о семье Раевских, о судьбе Марии Волконской, о её роли в жизни А.С. Пушкина

 

 - Сейчас вам предоставляется возможность расширить свои знания об А.С. Пушкине,  прочитав текст «Пушкин в Приазовье».

 

     2. Восприятие текста

        Под  кантиленную музыку уч-ся читают текст молча.

 

     3. Идентификация с текстом.

- Определите тему.

- Какова основная мысль текста?  Прочитайте предложение, содержащее основную мыслью.  (Любовь к поэту. Последний абзац).

- Определите стиль, тип речи.  (Публицистический, описание)

 

IV. Изучение нового материала.

      4. Анализ текста.

          Наблюдение за языковым материалом.

- Что вы знаете о приложении?

- Найдите в тексте и запишите следующее предложение.

                                                       x                                            x

        Уже княгиня Волконская, она последует в Сибирь к мужу – декабристу,

                         x

а  Пушкин – поэт будет грустить и восхищаться ею в стихах.

 

        Учитель обращает внимание на сочетания мужу-декабристу и Пушкин-поэт. Повторение одиночных приложений и знаков препинания при них по опорному конспекту.

 

- Что же такое приложение?

- Если это только лишь одно сущ., то такие приложения называются одиночными (или нераспространенными). Но ведь сущ. может иметь зависимые слова, и тогда приложение будет распространенным.

- Найдите в этом же предложении распространенное  приложение и его определяемое слово.                       x               

(Уже княгиня Волконская, она)

- Чем выражено определяемое слово?

- Построим схему

   x

|            |,  л.м.

- Найдите в тексте еще пр-я с распространенными предложениями  и постройте схемы

       л.м. x x

        Его, ссыльного поэта, пригласила на Кавказ семья генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года.

 

   x    x

л.м, |           |,                  сущ.  , |           |.

 

  Обобщение наблюдений.

- Вспомните м-л прошлого урока об обособлении определений? Что можно предположить?

      ( Условия обособления определений и приложений одинаковы).

- Предположим. Сверимся с учебником.

 

5. Работа  по учебнику

       Ознакомление с теоретическим  материалом

- Что узнали нового? (Уч-ся говорят об особенных случаях обособления  приложений)

 

6. Составление и запись опорного  конспекта

 Отдельно записываются схемы особых случаев обособления приложений»

 

7. Закрепление материала. Дистанцирование текста. 

     1) Конструктирование предложений.

с особенными условиями обособления приложений

(работа осуществляется по группам,  за ходом работы следит консультант, который помогает уч-ся, испытывающим затруднения).

     2) Анализ предложений.(1 уч-ся от группы)  Все уч-ся записывают пр-я в тетрадь со всеми обозначениями.

       Самооценка этого вида работы и выставление оценкм в листок самоконтроля

       Критерии самооценки.

         +

1) самостоятельно составил предложение      

2) расставил в нем знаки препинания

3) объяснил графически       

         x  

 не выполнил один из трех видов работ

         --       

не выполнил два из трех видов работы

 

 - Каковы же условия обособления приложений?

Озвучивание вывода  урока по опорному конспекту.

 

V. Домашнее задание.

    Выучить ОК.  Задания на выбор:

   Репродуктивного характера упр. 328 *

   Конструктивного характера 328 **

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

                                                                                                      Приложение 1

Текст к уроку «Обособленные приложения»

 

                                      Пушкин в Приазовье

 

            В Приазовье Александр Сергеевич Пушкин был проездом. Он провел здесь всего лишь три дня в конце мая 1820 года. Его, ссыльного поэта, пригласила  на Кавказ семья генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. С сыном генерала Пушкин дружил в юности. О местах остановок Раевского  в Приазовье существуют противоречивые легенды жителей местных сел  Широкино и Безыменного. Но реальны записки самого генерала в его дорожном дневнике и отметки в журналах почтовых станций.

            От впечатлений этой поездки появились позже в романе «Евгений Онегин» строки, посвященные юной Марии Раевской.

            Уже  княгиня Волконская, она последует в Сибирь к мужу-декабристу, а Пушкин-поэт будет грустить и восхищаться ею в стихах.

             Имя и творческий путь Александра Пушкина органически связаны с пребыванием на Украине и горячо любимы  не только ее  прогрессивными деятелями, но и многонациональным народом Донбасса.

 

 

 

                                                                                              Приложение 2

Раздаточный материал к уроку «Обособленные приложения»

 

Конструирование предложений с обособленными приложениями

(слова, входящие в приложения подчеркнуты)

  x

1. Н.Н. Раевский, во время, командовал, Бородинского сражения,  генерал, батареей.

(Приложение должно стоять после определяемого слова – имени собственного)

         x

2. Как почитатели, жители, Пушкина, поэзии, города, воздвигли, ему, нашего, памятник  (Приложение вводится союзом как).

      x

3. Русского, вечно,  А.С.Пушкина, творчество, поэта, великого.

 

     (Приложение должно выделятся тире)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Опорный конспект

 

 

            ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ

 

            Выделяются з а п я т ы м и

  1. любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

                                  х

                                Л.м., |           |, 

 

                                                     х

                               …, |           |, л.м. …

 

           .

  1.  если они стоят после определяемого существительного.

                                            х

                                        Сущ., |          |, …

                                       х          

                                    Сущ., |          |, |           |, …      

                                                                     х

 

  1. если они стоят перед определяемым существительным и имеют добавочное значение ( причины или уступки )

                                         уступка

                                         причина   х

                                        , |          |, Сущ …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Опорный конспект

 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБОСОБЛЕНИЯ И НЕОБОСОБЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

 

Выделяются запятыми

 

  1. Одиночные согласованные приложения, если они стоят после определяемого слова – сущ. – собственного

                                             х

                        Жухрай, матрос, с нами разговаривал.

 

               Исключения составляют приложения, которые сливаются с именем собственным по смыслу в произношении.

                                                            х

                         Владимир узнал Архипакузнеца.

 

  1. Приложения, присоединяемые союзом КАК,

 если они имеют дополнительное значение причинности.

                      х 

           Валерию, как уроженцу юга, труда было привыкнуть к суровому климату Арктики. – СР.: Валерию, так как он был уроженец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

 

Не выделяются запятыми

если союз КАК = В КАЧЕСТВЕ

                                                    х          в качестве

                          Все знают Семенова как искусного мастера.

 

Выделяются тире

                     если они распространённые и имеют оттенок самостоятельного значения

                         Мальчишки – полуголые дети неаполитанских улиц – скачут, точно воробьи, наполняя воздух звонкими криками и смехом.

 

если они распространённые и им придаётся большое значение

 

                           Пришёл ноябрь – месяц крепких морозов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
25 серпня 2018
Переглядів
1321
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку