Урок "Обособленные приложения" является третьим уроком в теме "Обособленные члены предложения" в 8 классе. Урок построен на основе комплексного анализа текста Цель урока - расширить и углубить понятие о приложении; познакомить с условиями его обособления; формировать умение определять эти условия и расставлять знаки препинания в предложении с обособленными приложениями.
Урок 3
Тема: ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Тип урока: урок усвоения новых знаний на основе комплексного
анализатекста и составления опорного конспекта
Цель: - расширить и углубить понятие о приложении; познакомить с условиями его обособления; формировать умение определять эти условия и расставлять знаки препинания в предложении с обособленными приложениями;
- развивать восприятие, наблюдение и мышление, речь уч-ся, расширять кругозор уч-ся
- воспитывать интерес к истории родного края, уважение к его историческому прошлому.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, генерала Раевского, его сыновей, дочери Марии Николаевны Раевской (Волконской), декабриста Сергея Волконского;
раздаточный материал:
текст «Пушкин в Приазовье»
шаблон для составления ОП,
листы самоконтроля
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Дифференцированная проверка домашнего задания.
Задания высокого уровня упр.289 выполняет на доске 1 ученик, все сверяются и выполняют дополнительное задание (упр.292(1-2 пр-я), проверяя затем по ключу (ключ открывается на доске)
Задания достаточного уровня проговариваются вслух (упр.288)
Самооценка: уч-ся оценивают выполнения домашнего задания на листе контроля.
2. Работа в парах. Проговаривание ОК - правила.
Взаимоконтроль и оценка на листе контроля.
III. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
- Что такое обособление?
- Какие определения называются обособленными?
- Назовите условия их обособления?
IV. Мотивация.
1. Подготовка к восприятию текста.
- Какова тема всех текстов, которые мы читаем на уроках руского языка?
- Что вы знаете о пребывании А.С. Пушкина в нашем крае?
- Чьи это портреты?
Краткое сообщение учителя или подготовленного ученика о семье Раевских, о судьбе Марии Волконской, о её роли в жизни А.С. Пушкина
- Сейчас вам предоставляется возможность расширить свои знания об А.С. Пушкине, прочитав текст «Пушкин в Приазовье».
2. Восприятие текста
Под кантиленную музыку уч-ся читают текст молча.
3. Идентификация с текстом.
- Определите тему.
- Какова основная мысль текста? Прочитайте предложение, содержащее основную мыслью. (Любовь к поэту. Последний абзац).
- Определите стиль, тип речи. (Публицистический, описание)
IV. Изучение нового материала.
4. Анализ текста.
Наблюдение за языковым материалом.
- Что вы знаете о приложении?
- Найдите в тексте и запишите следующее предложение.
x x
Уже княгиня Волконская, она последует в Сибирь к мужу – декабристу,
x
а Пушкин – поэт будет грустить и восхищаться ею в стихах.
Учитель обращает внимание на сочетания мужу-декабристу и Пушкин-поэт. Повторение одиночных приложений и знаков препинания при них по опорному конспекту.
- Что же такое приложение?
- Если это только лишь одно сущ., то такие приложения называются одиночными (или нераспространенными). Но ведь сущ. может иметь зависимые слова, и тогда приложение будет распространенным.
- Найдите в этом же предложении распространенное приложение и его определяемое слово. x
(Уже княгиня Волконская, она)
- Чем выражено определяемое слово?
- Построим схему
x
| |, л.м.
- Найдите в тексте еще пр-я с распространенными предложениями и постройте схемы
л.м. x x
Его, ссыльного поэта, пригласила на Кавказ семья генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года.
x x
л.м, | |, сущ. , | |.
Обобщение наблюдений.
- Вспомните м-л прошлого урока об обособлении определений? Что можно предположить?
( Условия обособления определений и приложений одинаковы).
- Предположим. Сверимся с учебником.
5. Работа по учебнику
Ознакомление с теоретическим материалом
- Что узнали нового? (Уч-ся говорят об особенных случаях обособления приложений)
6. Составление и запись опорного конспекта
Отдельно записываются схемы особых случаев обособления приложений»
7. Закрепление материала. Дистанцирование текста.
1) Конструктирование предложений.
с особенными условиями обособления приложений
(работа осуществляется по группам, за ходом работы следит консультант, который помогает уч-ся, испытывающим затруднения).
2) Анализ предложений.(1 уч-ся от группы) Все уч-ся записывают пр-я в тетрадь со всеми обозначениями.
Самооценка этого вида работы и выставление оценкм в листок самоконтроля
Критерии самооценки.
+
1) самостоятельно составил предложение
2) расставил в нем знаки препинания
3) объяснил графически
x
не выполнил один из трех видов работ
--
не выполнил два из трех видов работы
- Каковы же условия обособления приложений?
Озвучивание вывода урока по опорному конспекту.
V. Домашнее задание.
Выучить ОК. Задания на выбор:
Репродуктивного характера упр. 328 *
Конструктивного характера 328 **
VI. Итог урока. Рефлексия.
Приложение 1
Текст к уроку «Обособленные приложения»
Пушкин в Приазовье
В Приазовье Александр Сергеевич Пушкин был проездом. Он провел здесь всего лишь три дня в конце мая 1820 года. Его, ссыльного поэта, пригласила на Кавказ семья генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. С сыном генерала Пушкин дружил в юности. О местах остановок Раевского в Приазовье существуют противоречивые легенды жителей местных сел Широкино и Безыменного. Но реальны записки самого генерала в его дорожном дневнике и отметки в журналах почтовых станций.
От впечатлений этой поездки появились позже в романе «Евгений Онегин» строки, посвященные юной Марии Раевской.
Уже княгиня Волконская, она последует в Сибирь к мужу-декабристу, а Пушкин-поэт будет грустить и восхищаться ею в стихах.
Имя и творческий путь Александра Пушкина органически связаны с пребыванием на Украине и горячо любимы не только ее прогрессивными деятелями, но и многонациональным народом Донбасса.
Приложение 2
Раздаточный материал к уроку «Обособленные приложения»
Конструирование предложений с обособленными приложениями
(слова, входящие в приложения подчеркнуты)
x
1. Н.Н. Раевский, во время, командовал, Бородинского сражения, генерал, батареей.
(Приложение должно стоять после определяемого слова – имени собственного)
x
2. Как почитатели, жители, Пушкина, поэзии, города, воздвигли, ему, нашего, памятник (Приложение вводится союзом как).
x
3. Русского, вечно, А.С.Пушкина, творчество, поэта, великого.
(Приложение должно выделятся тире)
Опорный конспект
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
Выделяются з а п я т ы м и
х
Л.м., | |, …
х
…, | |, л.м. …
.
х
Сущ., | |, …
х
Сущ., | |, | |, …
х
уступка
причина х
, | |, Сущ …
Опорный конспект
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБОСОБЛЕНИЯ И НЕОБОСОБЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
Выделяются запятыми
х
Жухрай, матрос, с нами разговаривал.
Исключения составляют приложения, которые сливаются с именем собственным по смыслу в произношении.
х
Владимир узнал Архипа – кузнеца.
если они имеют дополнительное значение причинности.
х
Валерию, как уроженцу юга, труда было привыкнуть к суровому климату Арктики. – СР.: Валерию, так как он был уроженец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
Не выделяются запятыми
если союз КАК = В КАЧЕСТВЕ
х в качестве
Все знают Семенова как искусного мастера.
Выделяются тире
если они распространённые и имеют оттенок самостоятельного значения
Мальчишки – полуголые дети неаполитанских улиц – скачут, точно воробьи, наполняя воздух звонкими криками и смехом.
если они распространённые и им придаётся большое значение
Пришёл ноябрь – месяц крепких морозов.