Урок "Обособленные определения и приложения" является четвёртым в цикле уроков по теме "Обособленные члены предложения" в 8 классе. Урок построен на основе комплексного анализа текста. Цель урока - обобщить знания об обособленных определениях и приложениях, условиях их обособления;
Урок 4
Тема. Обособленные определения и приложения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: - обоббщить знания об обособленных определениях и приложениях, условиях их обособления;
развивать наблюдение, восприятие, мышление, речь учащихся, их творческие способности;
воспитывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому, к личности А.С. Пушкина, прививать интерес к истории и литературе родного края.
Оборудования: портреты А.С. Пушкина, И. Н. Инзова, Л.Д. Яруцкого, выставка книг Л.Д Яруцкого, текст «Счастливейшие минуты жизни моей», листок самоконтроля.
Ход урока
- Сегодняшний урок - урок обобщения по теме «Обособленные определения и приложения». На листке самоконтроля в графе «Знаю, умею в начале урока», поставьте или + (хорошо), или x (не очень), или – (плохо), ответив на вопрос, насколько хорошо вы знаете условия обособления определений и приложений и умеете ли вы находить их в приложениях и расставлять знаки препинания.
II. Проверка домашнего задания.
Домашние задание высокого уровня (конструктивного характера)
зачитывается.
- Какие есть вопросы по домашнему заданию?
2. Проверочная письменная работа.
Воспроизведение ОК. Взаимоконтрол ь и выставление оценок в листок самоконтроля.
III. Актуализация опорных знаний
Беседа
- Что такое обособление?
- Какие члены предложения могут быть обособленными?
- Чем приложение отличается от определения?
- Каковы условия их обособления?
IV. Мотивация.
1. Подготовка к восприятию тексту.
- Сегодня к нам в гости пришел необыкновенный человек – Лев Давыдович Яруцкий. (Учитель показывает его портрет)
- Может быть, кто-то знает, что это за человек? Это замечательный наш краевед, который изучал историю нашего города и Донецкого края. (Знакомство с выставкой книг Л.Д. Яруцкого).
- Какой была тема всех текстов на последних уроках русского языка?
- Как вы думаете, каким образом Л.Д. Яруцкий связан с именем А.С Пушкина?
- Сейчас вы прочитаете текст из его книги «Пушкин в Приазовье».
В тексте вы встретите два имени, с одним из них вы знакомы. Это Николай Николаевич Раевский - герой Отечественной войны 1812г. А второе имя вам незнакомо. Это Иван Никитич Инзов, генерал – лейтенант, губернатор южного края России, куда был сослан А.С. Пушкин в 1820г. Он являлтся непосредственным начальником канцелярии, в которой Пушкин должен был служить. Будучи человеком умным, образованным и благородным, к Пушкину он относился с глубоким уважением, любовью и не обременял его службой.
2. Восприятие текста.
Чтение учащимися текста молча.
3. Идентификация с текстом.
- О чем вы прочитали? Что узнали?
- Какова основная мысль текста?
- Стиль и тип речи?
- Вы ничего необычного не заметили в тексте?
( Не расставлены знаки препинания при обособленных определениях и приложениях).
V. Обобщение и систематизация материала.
4. Анализ текста согласно учебной задаче.
Найти предложения с обособленными определениями и приложениями, записать их, расставить знаки препинания и объяснить условия обособления, пользуясь в случае необходимости ОК
x сущ. ПО
Местные жители, оповещенные о знатном госте, ждали его на базарной площади с хлебом – солью.
x сущ.
С большим почетом встретили они Н.Н Раевского, героя Отечественной
ПО
войны 1812 года, совершавшего со своей семьей путешествие на Кавказ и в Крым.
x
Между тем, в одном из экипажей сидел А.С. Пушкин, молодой поэт.
x сущ
Наказание, строгое и неумолимое, последовало незамедлительно.
2) Самостоятельная работа.
Выписать из последних двух оставшихся абзацев предложения с обособленными определениями и приложениями, расставить знаки препинания, объяснить графически постановку запятых.
Самопроверка по ключу. Выставление оценок в листок самоконтроля.
5. Дистанцирование текста.
1) Конструирование предложений.
- Какие условия обособления определений и приложений мы не повторили?
Выполните задание по конструированию предложений, пользуясь раздаточным материалом к уроку, и запишите их с необходимыми обозначениями.
причина x
Как краеведу, Льву Яруцкому было разрешено работать в архивах.
x в качестве
В 1820 году в Петербурге А.С. Пушкин был уже хорошо известен как поэт.
2. Творческая работа.
- Составьте и запишите, пользуясь раздаточным материалом, связанное высказывание на тему «А.С. Пушкин и мой город». Предложения Iобязательно должны быть с обособленными определениями и приложениями.
А.С. Пушкин, сосланный на юг, проезжал через наш город в 1820г. Семья генерала Раевского, направляющаяся на Кавказ, пригласила поэта путешествовать. Он живо всем интересовавшимся во всем согласился. Уставшая, голодные, путешественники остановились в Мариуполе на ночлег. Я горжусь тем, что в моем городе побывал А.С. Пушкин - великий русский поэт.
Учащиеся сверяются с ключом и выставляют себе оценку.
- Обобщите материал сегодняшнего урока.
Еще раз повторяются условия обособления определений и приложений.
VI. Домашнее задание.
Представьте, что вы переместились во времени 1820г. и встретились А.С. Пушкиным.
Возьмите интервью у поэта. Подумайте, что он вам мог ответить. Напишите диалог (10 реплик) между вами и поэтом. Не менее 3-х предложений должно быть с обособленными определениями или приложениями. (12 баллов)
В случае затруднения – задание репродуктивного характера упр. 322.
VII. Рефлексия.
Выставите себе оценки на листке самоконтроля и сдайте тетради.
На листке самоконтроля в графе «Знаю, умею в конце урока» поставьте + , x или –
Приложение 3
Листок самоконтроля к уроку «Обособленные определения и приложения».
Знаю, умею |
|
на начало урока |
на конец урока |
Виды урока |
Оценка |
1.Знание ОК.
2.Осложненное списывание.
3.Творческая работа.
4.Активность.
|
|
Общая оценка |
|
Приложение 2
Раздаточный материал к уроку «Обособленные определения и приложения»
1.Конструирование предложений с приложениями, вводимыми союзом как
1. Как краеведу.
2.Как поэт.
|
Работать Льву Яруцкому в архивах, было разряжено
А.С.Пушкин, в 1820 году был, известен, уже, в Петербурге, хорошо |
А.С. Пушкин, сосланный на юг; через наш город в 1820 году; генерал Раевский, поправляющийся на Кавказе, поэта, пригласил; Живо всем интересовавшийся , согласился, он; на ночлег, уставшие, голодные, в Мариуполе, путешественники; великий русский поэт, я, А.С. Пушкин, горжусь, побывал.
Приложение 1
Текст к уроку «Обособленные определения и приложения»
Счастливейшие минуты жизни моей.
Свежим майским утром 1820 года подпрыгивавшие на ухабах три экипажа въехали в маленький пыльный городок Мариуполь. Местные жители оповещенные о знатном госте ждали его на Базарной площади с хлебом-солью. С большим почетом встретили они Н.Н. Раевского героя Отечественной войны 1812 года совершавшего со своей семьей путешествие на Кавказ и в Крым
Вряд ли знали тогда мариупольцы, что среди путешествующих находится человек, имя которого составит славу и гордость России. Между тем, в одном из экипажей сидел А.С. Пушкин молодой поэт.
События предшествующие этому эпизоду хорошо известны. Вольнолюбивая поэзия молодого Пушкина собрала над его головой грозовые тучи. Наказание строгое и неумолимое последовало незамедлительно. Пушкина сослали на юг в распоряжении генерала И.Н. Инзова.
В Екатеринославе искупавшийся в холодном Днепре А.С.Пушкин простудился и заболел.
Одинокий больной лежал он в грязной полутемной лачуге. Здесь его и нашли Раевские. По просьбе Н.Н. Раевского генерал Инзов человек благородный и образованный охотно отпустил Пушкина на Кавказ.