Урок "Обособленные определения и приложения"

Про матеріал

Урок "Обособленные определения и приложения" является четвёртым в цикле уроков по теме "Обособленные члены предложения" в 8 классе. Урок построен на основе комплексного анализа текста. Цель урока - обобщить знания об обособленных определениях и приложениях, условиях их обособления;

Перегляд файлу

 

 

Урок 4

Тема. Обособленные определения и приложения.

 

Тип урока: урок обобщения  и систематизации знаний.

 

Цель:  - обоббщить знания об обособленных определениях и приложениях, условиях их обособления;

           развивать наблюдение, восприятие, мышление, речь учащихся, их творческие способности;

           воспитывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому, к личности А.С. Пушкина, прививать интерес к истории и литературе родного края.

 

Оборудования: портреты А.С. Пушкина, И. Н. Инзова, Л.Д. Яруцкого, выставка книг Л.Д Яруцкого, текст «Счастливейшие минуты жизни моей», листок самоконтроля.

 

 

                                             Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодняшний  урок  - урок обобщения по теме «Обособленные определения и приложения». На листке самоконтроля в графе «Знаю, умею в начале урока», поставьте или + (хорошо),  или x (не очень),  или – (плохо), ответив на вопрос, насколько хорошо вы знаете условия обособления определений и приложений и умеете ли вы находить их в приложениях  и расставлять знаки препинания.

 

II.  Проверка домашнего задания.

  1. Домашние задание достаточного (репродуктивного характера) учащиеся проверяю с помощью ключа  (ключ открывается на доске)

         Домашние задание высокого уровня (конструктивного характера) 

         зачитывается.

- Какие есть вопросы по домашнему заданию?

   2.  Проверочная письменная работа.

        Воспроизведение ОК. Взаимоконтрол ь и выставление оценок в листок самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Актуализация опорных знаний

       Беседа

- Что такое обособление?

- Какие члены предложения могут быть обособленными?

- Чем приложение отличается от определения?

- Каковы условия их обособления?

 

IV. Мотивация.

1. Подготовка к восприятию тексту.

- Сегодня к нам в гости пришел необыкновенный человек – Лев Давыдович Яруцкий. (Учитель показывает его портрет)

- Может быть, кто-то знает, что это за человек?  Это замечательный наш краевед, который изучал историю нашего города и Донецкого края. (Знакомство с выставкой книг Л.Д. Яруцкого).

- Какой была тема всех текстов на последних уроках русского языка?

- Как вы думаете, каким образом Л.Д. Яруцкий связан с именем А.С Пушкина?

- Сейчас вы прочитаете текст из его книги «Пушкин в Приазовье».

В тексте вы встретите два имени, с одним из них вы знакомы. Это Николай Николаевич Раевский - герой Отечественной войны 1812г. А второе имя вам незнакомо. Это Иван Никитич Инзов, генерал – лейтенант, губернатор южного края России, куда был сослан А.С. Пушкин в 1820г. Он являлтся непосредственным начальником канцелярии, в которой Пушкин должен был служить. Будучи человеком умным, образованным и благородным,  к Пушкину он относился  с глубоким уважением, любовью и не обременял его службой.

 

2.  Восприятие текста.

    Чтение учащимися текста молча.

 

3.  Идентификация с текстом.

- О чем вы прочитали?  Что узнали?

- Какова основная мысль текста?

- Стиль и тип речи?

- Вы ничего необычного не заметили в тексте?

  ( Не расставлены знаки препинания при обособленных определениях и приложениях).

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Обобщение и систематизация материала.

     4.  Анализ текста согласно учебной задаче.

  1. Коллективнаяработа.

    Найти предложения с обособленными определениями и приложениями, записать их, расставить знаки препинания  и объяснить условия обособления, пользуясь в случае необходимости ОК

                          x сущ.                  ПО

Местные жители, оповещенные о знатном госте, ждали его на базарной площади с хлебом – солью.

                                                                      x сущ.

С большим почетом встретили они Н.Н Раевского, героя Отечественной

                                                              ПО

войны 1812 года, совершавшего со своей семьей путешествие на Кавказ и в Крым.

                                                                                   x

Между тем, в одном из экипажей сидел А.С. Пушкин, молодой поэт.

       x сущ

Наказание, строгое и неумолимое, последовало незамедлительно.

 

2) Самостоятельная работа.

Выписать из последних двух оставшихся абзацев предложения с обособленными определениями и приложениями, расставить знаки препинания, объяснить графически постановку запятых.

Самопроверка по ключу. Выставление  оценок в листок самоконтроля.

 

5. Дистанцирование текста.

1) Конструирование предложений.

- Какие условия обособления определений и приложений мы не повторили?

Выполните задание по конструированию предложений, пользуясь раздаточным материалом к уроку,   и запишите их с необходимыми обозначениями.

         причина                     x

Как краеведу, Льву Яруцкому было разрешено работать в архивах.

                                                         x                                                     в качестве 

В 1820 году в Петербурге А.С. Пушкин  был уже хорошо известен как поэт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Творческая работа.

- Составьте и запишите,   пользуясь раздаточным материалом, связанное высказывание на тему «А.С. Пушкин и мой город».  Предложения Iобязательно должны быть с обособленными определениями и приложениями.

 

А.С. Пушкин, сосланный на юг, проезжал через наш город в 1820г. Семья генерала Раевского, направляющаяся на Кавказ, пригласила поэта путешествовать. Он живо всем интересовавшимся во всем согласился. Уставшая, голодные, путешественники остановились в Мариуполе на ночлег. Я горжусь тем, что в моем городе побывал А.С. Пушкин - великий русский поэт.

 

Учащиеся сверяются с ключом и выставляют себе оценку.

- Обобщите материал сегодняшнего урока.

Еще раз повторяются условия обособления определений и приложений.

 

VI. Домашнее задание.

Представьте, что вы переместились во времени 1820г. и встретились А.С. Пушкиным.

 Возьмите интервью у поэта. Подумайте, что он вам мог ответить. Напишите диалог (10 реплик) между вами и поэтом. Не менее 3-х предложений должно быть с обособленными определениями или приложениями. (12 баллов)

В случае затруднения –  задание репродуктивного характера упр. 322.

 

VII. Рефлексия.

Выставите себе оценки на листке самоконтроля  и сдайте тетради.

На листке самоконтроля в графе «Знаю, умею в конце урока» поставьте + , x  или –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение 3

 

 

 

 

Листок самоконтроля к уроку «Обособленные определения и приложения».

 

Знаю, умею

на начало урока

на конец урока

             Виды урока

                   Оценка

1.Знание ОК.

 

2.Осложненное списывание.

 

3.Творческая работа.

 

4.Активность.

 

 

 

Общая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Приложение 2

 

 

Раздаточный материал к уроку «Обособленные определения и приложения»

 

1.Конструирование предложений с  приложениями, вводимыми союзом как

 

1. Как краеведу.

 

 

2.Как поэт.

 

 

Работать Льву Яруцкому в архивах, было разряжено

 

А.С.Пушкин, в 1820 году был, известен, уже,

в Петербурге, хорошо

 

 

 

 

 

  1. Опорные слова  для связного высказывания  «А.С. Пушкин и мой город».                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

А.С. Пушкин, сосланный на юг; через наш город в 1820 году; генерал Раевский, поправляющийся на Кавказе,  поэта, пригласил;  Живо всем интересовавшийся , согласился, он; на ночлег, уставшие, голодные, в Мариуполе, путешественники; великий русский поэт, я, А.С. Пушкин, горжусь, побывал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Приложение 1

 

 

Текст к уроку  «Обособленные определения и приложения»

 

                         Счастливейшие минуты жизни моей.

 

      Свежим майским утром 1820 года подпрыгивавшие на ухабах три экипажа въехали в маленький пыльный городок Мариуполь. Местные жители оповещенные о знатном госте ждали его на Базарной площади с хлебом-солью. С большим почетом встретили они Н.Н. Раевского героя Отечественной войны 1812 года совершавшего со своей семьей путешествие на Кавказ и  в Крым

           Вряд ли знали тогда мариупольцы, что среди путешествующих находится человек, имя которого составит славу и гордость России. Между тем, в одном из экипажей сидел А.С. Пушкин молодой поэт.

           События предшествующие этому эпизоду хорошо известны. Вольнолюбивая поэзия молодого Пушкина собрала над его головой грозовые тучи. Наказание строгое и неумолимое последовало незамедлительно. Пушкина сослали на юг в распоряжении генерала И.Н. Инзова.

            В Екатеринославе  искупавшийся в холодном Днепре А.С.Пушкин простудился и заболел.

             Одинокий больной лежал он в грязной полутемной лачуге. Здесь его и нашли Раевские. По просьбе Н.Н. Раевского генерал Инзов   человек благородный и образованный охотно отпустил  Пушкина на Кавказ.

 

 

doc
Додано
25 серпня 2018
Переглядів
1389
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку