1 квітня о 15:00Вебінар: Викладання іноземної мови в умовах дистанційного та онлайн-навчання

Сценарий содержательно-поискового мини-модуля по русскому языку к мини- учебнику «Слово. Значение слова» для школ с русским языком обучения. 2 класс. Тема 3: «Заглавная буква в име

Про матеріал

Цель:активизировать познавательную активность и самостоятельность учащихся, продолжить знакомство с написанием большой буквы в именах, отчествах, фамилиях посредством практического выполнения упражнений, способствовать формированию орфографической зоркости младших школьников через организацию конкретных видов работы.

Перегляд файлу

 

Мини-модуль: Содержательно-поисковый   2 х 30

 

Тема: Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях

 

Цель: активизировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.

 

Задачи: 

  • продолжить знакомство с написанием большой буквы в именах, отчествах, фамилиях посредством практического выполнения упражнений, способствовать формированию орфографической зоркости младших школьников через организацию конкретных видов работы.
  • развивать устную связную речь и мыслительные операции: анализ, обобщение, наблюдение, сравнение, умозаключение, развивать мелкую моторику кисти руки посредством пальчиковой гимнастики, развивать у детей коммуникативные умения, способность поддерживать логическую линию урока; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире
  • воспитывать гуманное отношение к близким людям, толерантность в отношениях между участниками учебного процесса.

 

Реквизит: памятка ученика, слайды с этапами урока, серия картинок, презентация 3.

 

Сценарий модульного занятия.

І. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять -

Будете грамотно писать.

 

ІІ. Проверка домашнего задания

 

ІІІ.Рефлексия готовности к уроку. (слайд 2)

У солнышка улыбку нарисую я.

Так и работать буду, друзья!

 

ІV. Мотивация учебной деятельности

1.Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если уберёте буквы, дающие два звука.

(ЁСТРАЕНАЮ ЮЗАЁГЛАЯВНЫЕХ ЯБУЯКВ) (слайд 3)

 

(СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ)

Давайте прочитаем  замечательное стихотворение о большой букве, которое написал Е.Измайлов. (Упражнение 17, с.12)

– Попробуйте назвать тему нашего урока.

 

2.Содержательный модуль. (слайд 4)

– Сегодня на уроке нам предстоит…

(Важно, чтобы дети самостоятельно разобрались с тем, какие знания им понадобятся на уроке, т.е, опираясь на тему, сами огласили , что необходимо знать, уметь и ценить. Далее учитель подводит итог всему сказанному, открывая доску и демонстрируя запись на ней.)

Знать: 1. Как пишутся имена, отчества, фамилии

  2. Как возникли фамилии, каким образом их давали людям.

Нормировать:  1. Грамотное написание фамилий, имён, отчеств.

2.Образование фамилии от названия профессии.

3.Образование полных имён.

Ценить: Полученные знания, приобретённый опыт, рабочее время.

 

3. Памятка для учащихся (слайд 5)

  • Будь внимательным.
  • Умей владеть собой.
  • Активно узнавай, анализируй новое.
  • Не бойся ошибаться.
  • Самостоятельно делай выводы.

 

V. Работа по теме урока.

  1. Интерактивная технология «Микрофон»

– Вспомним стихотворение Е. Измайлова. Какие слова пишутся  с заглавной буквы?

– Ребята, а теперь послушайте внимательно вопрос и ответьте на него “Кто провожает вас в школу?” Давайте будем строить предложения полные, красивые. И не будем забывать о том, что мы уже умеем слушать и слышать своих одноклассников.

– Меня в школу провожает мама.

– А как зовут твою маму?

– Мою маму зовут – мама Валя.

– Можешь ли ты сказать полное имя и отчество своей мамы?

– Мою маму зовут Валентина Сергеевна.

(выслушиваются разные варианты ответов детей)

– Ребята, напомните что необычного в написании имен и отчеств?

– Они пишутся с большой буквы. 

 

2. Cообщения детей

Ученик 1

Имена, фамилии, клички, города

Все с заглавной буквы

Пишется всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Киев и Полтава.

Ученик 2

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Сережа и Андрей.

Никогда не забывайте -

Имя буквой выделяйте.

Ученик 3

Букве поручено важное дело.

Имя, Фамилию пишем мы с нею…

Чтобы звучали громко и гордо

 Имя твое, имя улицы, города.

 

– Спасибо, ребята. Давайте вспомним, какую роль играет большая буква в написании имен, отчеств, фамилий.(Большая буква помогает звучать словам гордо и громко) (слайд 6)

 

3. Пальчиковая гимнастика.

 Хорошо! А чтобы нам лучше выполнять задания в учебниках, что нужно сделать? (Чтобы лучше нам писать, нужно сделать пальчиковую гимнастику)

Тогда давайте вместе хором прочитаем слова, которые записаны на доске и выполним движения пальчиками, которые я буду вам показывать. Обратите внимание на ударение:

Мама, папа!

Что,что,что?

Гости едут!

Хорошо!

Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок, чмок!

Проходите на чаёк!

 

Давайте еще раз без меня повторим движения пальчиков и строки стихотворения.

Ребята, расскажите как вы встречаете гостей. Кто к вам приходит в гости? Как их зовут? Как пишется его имя?

 

4.Формулирование правила. (Упражнение 18, с. 13) (слайд 7)

– А теперь давайте поможем нашему Сам Самычу сформулировать правило.

Аня, Наташа, Юра – это имена.

Сердюк, Логинова, Франко – это фамилии.

Тарас Григорьевич – это имя и отчество.

Имена, отчества и фамилии пишуться с заглавной буквы.

5.Познавательная минутка (с.13)

Расскажите, что ты узнал об истории русских фамилий? По каким признакам давали фамилии? Выпишите фамилии.

 

6. Физкультминутка.

– Я буду читать словосочетания. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Ученик Петров, директор Зоя Владимировна, мастер Кузнецов, ученица Сидорова, ветеран Матвеева Елена Николаевна, машинист Стрельцов, рабочий Кузнецов, второклассник Сергей.

 

7.Выборочное списывание. (Упражнение 19, с. 14) (слайд 8)

Действительно, фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

– Давайте прочтаем стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин.

Допишите к приведённым ниже словам фамилии из текста.

Приведите свои примеры.

Знает ли вы, что обозначает ваша фамилия? Если нет, спросите у родителей.

 

8. Площадь имён

– В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая. Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения.

- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

Образование полных имён. (Упражнение 20, с. 14) (слайд 9)

 

– Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

– Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?

– Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? (Люда, Мила, Людмила)

– Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань –  Если скажут «Таня встань!»

Это прямо наказанье!    Встанут сразу восемь Тань.

Ведь у них, куда не глянь,   А ведь можно очень просто

Всюду – Таня, Таня, Таня!   Разобраться в новичках…

– А как вы думаете, как можно разобраться в новичках?

 

9. Проблемный вопрос Коллективная работа (устно). (слайд 10)

– Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Ответы учащихся.)

- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Земля – земля.)

Чем ещё различаются слова? (Значением.)

–- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

– Какие же слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

– Почему же они называются собственными? (Так как имеют своё личное, собственное имя)

 

10.Творческая работа в парах.

Устно составьте предложения, в которых одно и тоже слово будет писаться и с заглавной, и с маленькой буквы. (слайд 11)

(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)

 

11. Море отчеств. (слайд 12)

– Как образуется отчество? (Отчества образуются от мужских имен.)

– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьёву приближается…

Как же звать героя по имени-отчеству?

(Илья Иванович Муромец)

 

VІ. Рефлексия удовлетворённости своей работой. (слайд 13)

На уроке работал я точно, друзья!

А как, вам покажет улыбка моя.

 

VІІ. Домашнее задание.

Учитель поясняет разноуровневое домашнее задание. Упражнение 21, с.15.

 

VІІІ. Итог урока.

1.Беседа

– Давайте вернемся к главным вопросам урока.

Почему большая буква начинает не только предложения? (Большая буква указывает, что имя звучит громко и гордо)

Можно ли назвать большую букву – орфограммой? (Написание большой буквы - это орфограмма, т.к. ее необходимо запомнить и использовать при письме).

 

2. Интересные загадки

Что принадлежит только вам, а произносится чаще другими людьми? (Имя)

Как вы понимаете выражение «у этого человека доброе имя»? (Это значит, имеют ввиду, что он хороший человек)

– А что значит «не позорь имени моего»? (Значит, не позорь меня)

– То есть другими словами ваши хорошие или плохие поступки становятся известны окружающим благодаря имени. Поэтому прославляйте свое имя только хорошими поступками и не прославляйте плохими.

– Так как же пишутся имена, отчества, фамилии?

 

3. Ваши впечатления

– Ребята, поделитесь впечатлениями о нашем уроке.

– Зачем нам нужен был этот урок?

– За что вы можешь похвалить ребят своего класса?

– Что нам нужно учесть на будущее?

– Пригодятся ли Вам знания, полученные на уроке в жизни? Когда и где?

– Молодцы! (слайд 14)

 

 

 

 

 

docx
Додано
16 квітня 2018
Переглядів
285
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку