Этот урок может использоваться для работы с детьми особенными образовательными потребностями. Так же данная разработка может использоваться в обычном классе.
Урок русского языка . 2 класс
Тема: Урок развития речи. Русское народное творчество.
Цель: Способствовать обогащению речи учащихся фразеологизмами, многозначными словами, научными терминами, активизировать словарь учащихся. Содействовать воспитанию у детей любви к родному языку, интереса к слову, потребности раскрывать тайны живого слова. Помочь учащимся в выборе продуктов для здорового питания.
Коррекционная цель: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). Развитие речи, овладение техникой речи. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Оборудование: карточки со словами: фольклор, загадки, пословицы, фразеологизмы, народные песни; фрукты и овощи; карточки с фразеологизмами, гимнастики для глаз, карточки «Настроение».
Ход урока
Здравствуйте, Дорогие мои! Как ваше настроение?
Каждый ребенок получает карточку и выбирает (устно, комментируя) то настроение, которое ему ближе.
II. Речевая разминка.
Интонирование предложения:
Грамота – к мудрости ступенька.
Коррекционная работа: чтение хором, групповое чтение, повторение за учителем.
Учитель:
– Объясните значение этой старинной русской пословицы. Запишите её на полученные листки. – Индивидуальная работа при записи пословицы с Катошкиным А., Четверяковым Р..
– К какому разделу литературы относится пословица?
Дети:
– К фольклору.
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
– Сегодня на уроке развития речи мы больше узнаем о творчестве русского народа, проникнем в тайны живого слова, познакомимся с новыми словами и их значением. В слове скрыта особая сила. Оно заставляет нас слушать, видеть, думать. Эти понятия очень важны в учёбе.
IV. Обогащение речи учащихся фразеологизмами.
Учитель:
– В старину, чтобы запомнить важные события, люди завязывали на верёвке узелки на память. А мы сегодня с вами новые знания “зарубим на носу”. Как вы себе это представляете?
1 ученик: “Зарубить на носу” означает “запомнить крепко-накрепко”. И не надо волноваться за свой нос, потому что здесь имеется в виду другой нос – дощечка, на которой в древности неграмотные люди зарубками делали какие-то заметки и носили их с собой.
Учитель:
– Пусть сегодня таким носом послужит ваш листок.
Запись: Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
Учитель:
–Как называется такое выражение в русском языке?
Дети:
– Фразеологизм. Фразеологические обороты тоже относятся к фольклору.
Работа в парах.
На карточках написаны фразеологизмы. Объяснить их значение.
Остаться с носом, задирать нос, повесить нос, крутить носом, нос не дорос, из-под самого носа, клевать носом, водить за нос.
Учитель:
– О каком носе здесь идёт речь?
V. Усвоение новых знаний.
Учитель:
– Продолжаем знакомиться с другими примерами народного творчества и узнавать тайны новых слов. В русском языке есть название овоща, который тоже бывает носом. Отгадайте загадку:
Красный нос
В землю врос. (Морковь)
Коррекционная работа, социальная адаптация: на первой парте лежит муляж моркови, на доске изображения этого овоща.
-Морковь это фрукт или овощ?
Учитель:
–Морковь – любимый овощ народов многих стран. В оранжевый цвет её окрашивает вещество каротин. Когда вы съедите морковку, это вещество превратится в витамин А. Витамин А улучшает зрение и помогает расти. Но только ли в моркови есть каротин? Это вещество есть во многих овощах и фруктах жёлтого, оранжевого и красного цвета. Но название ему дала “красная девица”, у которой “коса на улице”, т. к. в переводе с латинского языка «морковь” – “карота”.
Коррекционная работа (социальная адаптация детей)
Разделите эти плоды на 2 группы фрукты и овощи. А по какому признаку вы будете их определять?
Игра «Хлопок-прыжок», если я называю фркт вы подпрыгиваете, если овощ, хлопаете.
«Шиповник, капуста, морковь, морковь, картофель, петрушка, красный перец, укроп, салат, абрикос, лук.»
-Какое животное любит морковь? –Работа с рисунком
Учитель:
– Я не зря подобрала такое задание. Сейчас весна, и у всех нас авитаминоз – недостаток витаминов. Поэтому необходимо обязательно употреблять свежие овощи и фрукты, зелень, в которой тоже содержится каротин, превращающийся в витамин А.
Учитель:
– А вы знаете, кто впервые придумал слово “витамин”? Слово “витамин” придумал польский учёный Казимеж Функ. Он открыл, что вещество “амин”, содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Если соединить латинское слово “вита” (жизнь) с “амин”, то получится “витамин”.
VI. Инсценирование стихотворения С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.
Учитель:
– Для организма очень плохо, если он недополучает витамины, а ещё хуже, когда дети плохо кушают. Об этом стихотворение С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.
Юля плохо кушает, |
|
Только вижу, что она, |
Учитель:
– Какой вывод вы сделали для себя, посмотрев эту сценку?
Коррекционная работа: Проигрывание ситуаций из стихотворения, прозаически (ориентация в пространстве) .
Доктор приготовил для нас полезные советы. (Детям раздаются карточки).
Полезные советы
|
VII. Физкультурная минутка.
Игра на внимание: “Три сигнала”.
Дети встают. Учитель, а потом сами дети, называют продукты и блюда, дети выполняют действия.
Торт, сок, фрукты, кефир, чипсы, рыба, шоколад, овощи, манная каша, йогурт, булки, конфеты, гречневая каша, жевательная резинка, икра, орехи.
Гимнастика для глаз
Дети получают карточки с различными гимнастиками для глаз. (см. приложения к уроку). Гимнастику они выполняют самостоятельно.
VIII. Закрепление знаний о многозначных словах.
Учитель:
– Давайте продолжим исследовать слова. Вернёмся к устному народному творчеству. Ещё одним примером фольклора являются народные песни. Прочитайте народную песню, используя напевный ритм.
Чтение с плаката:
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала
Да на стол собрала.
( Дети читают не с плаката, а с полученных листочком)
Учитель:
– Проговорим словосочетания со словом красный и подберём к ним слова, близкие по значению.
Запись:
Учитель:
– Ещё мы узнаем, в каком значении употребляется слово красный, из текстов.
1. С давних пор русский народ называл красным всё красивое и славное. Яркое солнышко – красное солнышко. Пригожая девица – красная девица. Умное, меткое слово – красное словцо. Передний угол в доме для дорогих гостей называли красным углом.
2. В древние времена книги переписывали от руки. Первую букву расписывали красной краской. Отсюда и появилось выражение “писать с красной строки”. С красной строки начинают писать каждую часть текста, в которой содержится новая мысль.
Учитель:
– Что ещё русский народ называет красным? Подберите синонимы.
Устно:
Учитель:
– А какое время года называют красным?
Дети:
– Весну, лето.
Учитель:
– А осень можно назвать красным временем года?
Дети:
– Да, листья красные.
Учитель:
– Листья, оказывается, в красный цвет окрашивает тоже каротин.
IX. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
– С какими примерами народного творчества мы познакомились?
Дети:
– С фразеологизмами, загадками, пословицами, песнями.
Учитель:
– Какие открытия вы сделали на уроке?
– Какие полученные знания актуальны – важны в настоящее время?
– Тайны, каких слов вы открыли для себя?
– Продолжите предложения (устно):
Учитель:
– Закончить урок я бы хотела словами И. С. Тургенева:
“Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас”
Приложение 1
Приложение 2
Полезные советы
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красный угол прибрала
Да на стол собрала.