Тема: Слова одинаковые по написанию. Слова противоположные по значению. Слова, близкие по значению.
Цель: формировать навыки анализа слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению; расширять представления детей о словах, противоположных и близких по значению, учить использовать эти слова в речи; развивать орфографические навыки , связную речь учащихся, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: Учебник, дидактический матиреал
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
23.02.16
Урок русского языка
2-А класс
Тема: Слова одинаковые по написанию. Слова противоположные по значению. Слова, близкие по значению.
Цель: формировать навыки анализа слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению; расширять представления детей о словах, противоположных и близких по значению, учить использовать эти слова в речи; развивать орфографические навыки , связную речь учащихся, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: Учебник, дидактический матиреал
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Литература: Навчальна програма для загальноосвітніх навчальних закладів 1-4 класу ( з навчанням російською мовою, Освіта 2011 рік) з урахуванням змін та доповнень. Учебник Русский язык: учеб. для 2 кл. общеобразов. учеб. заведений с рус. яз обучения./ Рудяков А. Н., Челышева И.Л.– К.: Грамота, 2012. – 176с.: ил. Методическое пособие
Ход урока
Работа с учебником (с. 113).
-- Прочитайте слова. Какие буквы нужно вставить вместо точек?
П о суда, лет о, пош е л, есл и, п о чему, п е нал, м а г а зин, д е журный, кла сс, уч и тельница.
Игра «Обьдени в группу»
В школу сегодня возьму я тетрадь
И ручку возьму, ведь нужно писать!
Нужна мне линейка и моя книжка
Циркуль, резинка и карандаш,
Точилка, и мой пинал.
Куда это дену? Конечно в портфель.
( Школьные принадлежности)
Вот малина, голубика.
Земляника, ежевика,
Как назвать нам дар тот леса?
Это очень интересно!
(Ягоды)
определение задач урока (2 мин.).
-- Сегодня мы словами познакомимся с очень интересными словами которые пишутся одинаково но могут иметь разные значения. Узнаем что это за слова противники и слова друзья.
-- Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Вы откуда, Молодцы?»
-- О каких словах идет речь в стихотворении? Прочитайте второе стихотворение и найдите слова которые одинаковые по написанию. Дети а как вы думаете одинаковое ли значение этих слов? (пеночка на молоке, пеночка птичка, овсяночка каша, овсяночка птичка)
Существуют слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение. Чтобы их не путать, нужно внимательно читать предложение. Другие слова подскажут значение этих слов.
Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла,
Из волос и из песка.
(Коса)
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить.
(Ключ.)
--- Давайте составим два предложения со словом ключ, чтобы это слово выражало разное значение.
--- Дети иногда слова близнецы одинаково пишутся, но отличаются ударением как в слове замок (на двери) -- замок ( у короля)
--- Послушайте внимательно отрывки из стиха О. Емельяновой.
--- Скажите близкими или противоположными по значению являются выделенные слова?
--- Существуют слова противоположные по значению и слова которые близкие по значению
Противоположные по значению - - слова- противники.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – худой
Черный – белый
Смех – рыданья..
-- Какие противоположные слова вы запомнили?
Еще есть слова близкие по значению ( слова – друзья), они обозначают почти одно и то же. Они заменяют друг друга в тексте, чтобы не было повторов.)
--- Прослушайте стих и скажите какие слова в нем можно назвать друзьями?
Гляди, поехала машина.
Из-под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать АВТОМОБИЛЬ.
--- Как еще называются эти слова ( слова близкие по значению)
-- Сейчас вам нужно найти пары слов противоположных по значению и записать их.
-- Составьте предложение с одной из пар слов по схеме
, а . ( Пес злой, а кот добрый)
Здание- сооружение, постройка, дом, строение
Замечательный – великолепный, превосходный, чудесный,
Мокрый – сырой, влажный,
Говорить -- сообщать.
-- Прочитать стихотворение стр 116 Я. Козловского. «Месяц» и выполнить только задание 3. Стр. 119 Прочитать слова записать к ним слова противоположные по значению.
-- С каким поэтом вы сегодня познакомились? (Я. КОЗЛОВСКИЙ.)
-- Какие слова называются близнецами? ( слова которые одинаково пишутся и произносятся но имеют разное значение)
-- Приведите пример противоположных слов (высоко – низко)
-- Какие слова называются слова- друзья? Для чего их используют?