Математика
Урок путешествия
Тема : Счет в пределах 20. Предыдущее и последующие число.
Решение задач и уравнений.
Цель : Закрепить знания нумерации чисел второго десятка. Тренировать навычки сложения и вычитания. Уметь составлять и решать задачи изученных видов; продолжать работу над формированием первичного представления об уравнениях; развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.
Ход урока
І. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса. Громко прозвенел – звонок начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки широко открыты, слушаем, запоминаем. Ни минуты не теряем
– Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Мы с вами отправимся в гости. А к кому? … Вы сами узнаете, отгадав загадку.
Загадка
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота,
Вытащил он из болота
II Актуализация опорных знаний
- Ну что же, надо ехать. Поплывем на корабликах, надо только спустить их на воду. (Ученики выходят, берут кораблики, читают примеры , решают, прикрепляют кораблик на волну с ответом. Примеры на корабликах)
- Вот какая получается флотилия .
- Ребята, это путешествие будет далекое, интересное, но и опасное. Поэтому с собой берем смелых, дружных, сообразительных, находчевых.
- А есть ли среди вас такие ?
Это мы проверим, когда выполним такие задания
- Компоненты действия сложения.
- Как найти неизвестное слагаемое ?
- Компоненты действия вычитания.
- Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое ?
- Четыре прямых угла, четыре стороны. Все стороны равны. Что это?
- Как найти периметр геометрических фигур ?
- Сколько см. в 1 дм., 1 дм 7 см ?
- Сколько дм , см в 18 см ?
- найти сумму чисел 3 и 8
- Найти разность чисел 13 и 6.
- К какому числу надо прибавить 6, чтобы получить 14 ?
- На сколько 15 больше 6 ?
- На сколько 6 меньше 11 ?
- Сумму чисел 9 и 2 уменьшить на 10
- Чему равно первое слагаемое, если сумму 15 , а второе слагаемое 6 ?
2. Найти числа , которые спрятали рыбка и дельфинчик :
7+4-6+3+5=13
10+5-6+4-5=8
Записать число , котором число единиц на 3 больше числа десятков.
- Какое это число ?
Прописываем число 14
- Назовите пары чисел, из которых состоит 14.
Дайте характеристику числу 14 (это число двузначное, четное, в записи используется 2 цифры 1,4, состоит из разрядных чисел 10 и 4 . Это число II десятка)
- Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями и теперь можете смело отправится в путешествие.
Прямо по курсу виднеется остров Слонов .
Маленький слоненок давно нас ждет. Дело в том, что он учится в школе зверей и никак не может решить уравнения.
- Поможем слоненку. Исправьте его ошибки в уравнении.
Объясните ему, как решать уравнения.
х +6 = 11 х = 11 + 6 х = 5 5 + 6 = 11 11 = 11 |
6 + х = 13 х = 13 – 6 х = 7 6 + 7 = 13 13 = 13 |
9 + х = 17 – 2 9 + х = 15 х = 15 – 9 х = 6 9+6 = 17 – 2 15 - 15 |
- Дети , прощаемся со своим новым другом и отправляемся в путь.
- Но что это ? Вдали видны огоньки. Значит рядом остров.
Прислушайтесь : доносятся звуки музыки. Вероятно, у местных жителей праздник. Они нас тоже приглашают на праздник. Присоединимся к ним и тоже отдохнем.
Физкультминутка – “Чунга-чанга “
- Ребята, отдохнули , и опять в путь.
- Посмотрите, все ли спокойно в океане ?
Самое время сделать записи в вахтенном журнале :возьмите карточки и решите примеры .
I в II в
6+6 ..13 9+ .. =14
9+2 .. 10 7+ .. =11
8+5 .. 15 .. + 2=11
8..13-6 13-9=..
12-5 .. 9 11-5=..
11-4 .. 13 12-6=..
Взаимопроверка
- Вы справились с заданием на “отлично” .
Наше путешествие продолжается . Путь лежит мимо острова Задач.
Составим задачу по рисунку :
На пальме выросло 13 кокосов, 6 кокосов поспело и упало. Сколько кокосов осталось ?
- О чем это задача ?
- На что указывает число 13 ?
- На что указывает число 6 ?
- Что спрашивается в задаче ?
- Можно ли дать ответ на вопрос задачи ?
- Каким действием ?
- Какие главные слова ?
Растет – 13 к.
Упало – 6 к.
Осталось - ? к.
13 – 6 = 7 (к)
Ответ : 7 кокосов .
Задача
На одной ветке было 9 бананов , а на другой 6 бананов.
9 + 6 9 – 6
Дано условие задачи и предложено 2 решения этой задачи. Оба решения правильны.
Задание
- Какой поставить вопрос к задаче , чтобы она решалась действием сложения?
- Какой это тип задачи ?
Какой поставить вопрос, чтобы она решалась действием вычитания?
– А ещё какой вопрос можно поставить?
– Какой это тип задачи?(на сравнение)
Задачи на логику
Ответ: 1) Обезьяна
2) Лев
3)Улитка
4)Слон
– Молодцы! Умеете решать задачи.
– Скоро мы будем в Африке.
Осталось переплыть пролив Молчания
– Здесь даже ветер старается шуметь потише …
Закройте глаза, помолчим …
Надо причалить в тишине.
И вот мы в Африке.
Осталось последнее испытание – джунгли. Пройти сможем, когда решим такое задание.
Взяли карточки. Работаем в паре.
Дано геометрическая фигура.
I ряд. Разбить эту фигуру одной прямой на треугольник и пятиугольник.
II ряд – на 2 треугольника.
III ряд – на 2 квадрата.
Проверяем.
И вот мы у цели. Нас с радостью встречают доктор Айболит и его друзья.
IV Итог урока
– Наше путешествие закончено. Достигнута ли цель. Результат нашей работы виден на этой карте.
– Каких кружочков больше? Поздравляю. Вы молодцы! Настоящие путешественники, смелые, знающие, сообразительные.
– Что понравилось на уроке?
– Что помогло завершить путешествие?
– Путешествуя, мы вспомним, что изучили на уроке математики, это тоже помогло нам преодолеть трудности в путешествии.