Семінар-практикум "Стилі сімейного виховання" розроблений для батьків учнів освітніх закладів. Метою семінару є підвищення психологічної компетентності батьків щодо стилів сімейного виховання, завданнями - ознайомлення батьків з різними стилями сімейного виховання, визначення переваг та недоліків кожного з них, розвиток вміння розрізняти стилі виховання та сприяння усвідомленню батьками власного стилю та прагнення його коригувати.
Без згоди на копіювання.
1
Семинар-практикум для родителей
«Стили семейного воспитания»
Добрый день, уважаемые родители!
Эпиграфом нашего занятия будет восточная мудрость:
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
Сегодня мы рассмотрим различные стили семейного воспитания.
Стиль семейного воспитания - это способ отношения родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком.
Мы, родители, в отношениях с детьми ведём себя так, как нам подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, либеральный (попустительский), гиперопека, отчужденный (индифферентный), хаотический, демократический (авторитетный). Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и развитии личности ребёнка.
Авторитарный
Либеральный или попустительский, гипоопека
Гиперопекающий
Отчуждённый (индифферентный)
Хаотический
Демократический
3. Упражнение 1. Приглашаю 3 родителей-добровольцев. Вам нужно пригласить в свою команду ещё 2 человек. (Раздаю задание). Вы получаете лист с описанием одного из стилей. Ваша задача: создать послание родителям, которые привержены даному стилю воспитания. Подумайте, о чём хотели бы предостеречь или наоборот выразить своё признание родителем, которые придерживаются конкретного типа воспитания. Время: 18 минут. Прошу разместиться в зале так, чтобы не мешать другим.
4. Упражнение 2.
Приглашаю трёх родителей-добровольцев. Каждому из Вас нужно создать символическую семью, пригласив в свою команду 2 человек. (Раздать задание). Каждая команда получает лист с описанием одного из стилей семейного воспитания.
Ваша задача: используя полученные материалы, представить указанный стиль воспитания, используя пантомиму, застывшее фото, скульптуру или звуковую динамичную сценку. Время: 17 минут.
Прошу разместиться в зале так, чтобы не мешать другим.
5. Тестирование.
Уважаемые родители! Предлагаю Вам тест, с помощью которого попробуйте оценить свой собственный стиль семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный. Время: 5 минут.
ТЕСТ
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Стиль поведения |
Номера вопросов |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
авторитетный |
Б |
В |
В |
Г |
В |
Г |
А |
Б |
Г |
Б |
авторитарный |
А |
А |
Г |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
либеральный |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
Г |
В |
В |
В |
индифферентный |
Г |
Г |
А |
А |
Г |
В |
В |
Г |
Б |
Г |
Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Авторитетный стиль («демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль («попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль (отчуждённый, отстранённый). Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
6. 3адание 3. Работа в группах.
Подумайте, при помощи какого стиля воспитывались предложенные сказочные герои? Время: 11 минут.
7. Задание 4. (22 человека). Найти пару.
На листиках написаны высказывания «Дети учатся у жизни»
Высказывание поделено на 2 части. Нужно найти пару и прочитать высказывание. Время: 10 минут.
Дети учатся жить у жизни.
— Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
— Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
— Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
— Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
— Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
— Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
— Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
— Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
— Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;
— Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
— Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.
8. Представление работы групп. Время: 20 минут.
Задание 1.
Представление авторитарного, либерального, демократического стилей с помощью выразительных средств.
Задание 2.
Зачитать послание к родителям гиперопекающего, отчуждённого, хаотического стилей.
Задание 3.
Озвучить, при помощи какого стиля воспитывались предложенные сказочные герои?
Задание 4.
Прочитать высказывания «Дети учатся у жизни».
9. Чтение «Сказки о садовниках». Время: 10 минут.
У одного богатого человека был прекрасный сад. Какие только диковинные цветы и великолепные деревья не росли в нем. Чтобы ухаживать за цветами, хозяин пригласил садовников и строго настрого приказал бережно ухаживать за растениями и внимательно наблюдать за ними, чтобы не пропустить начало цветения. «Я щедро награжу того, кто вырастит самые прекрасные цветы!» - сказал он. Каждому из садовников он выделил в саду участок, и они дружно принялись за дело.
Первый садовник, увидев, что на розах появились бутоны, с радостным криком бросился к цветку и начал разворачивать лепестки, пытаясь бутону помочь раскрыться как можно быстрее. Садовник так торопился, что нежные лепестки под его пальцами оказались разорванными и смятыми. Тогда он стал разворачивать другой бутон, но с тем же успехом. Горько заплакал садовник, увидев, что, пытаясь преждевременно раскрыть цветы, он лишь загубил их.
Второй садовник решил выращивать цветы под стеклянным колпаком. Он ухаживал за ними очень тщательно: то нагревал, то остужал воду, осторожно тонкой струйкой поливал землю, снимая колпак с цветов всего на пять минут в день. Через много дней, когда садовнику показалось, что цветы достаточно окрепли, он снял колпаки и увидел, что большие красивые головки цветов качаются на тонких стеблях. Цветы стали такими изнеженными, что, когда подул слабый ветерок, их стебли обломились.
Третий садовник любил все измерять и хотел, чтобы во всем был порядок. Цветы росли у него ровными рядами, и если один озорной цветочек хоть на сантиметр уклонялся от линии, то садовник попросту выкапывал и выбрасывал его. Оставшиеся цветы он постоянно измерял линеечкой: какова их высота, толщина стебля, длина шипов и размер лепестков. Зачем он это делал? Этого третий садовник и сам не знал, но уж очень он любил порядок.
Четвертый садовник однажды, подрезая веточки и снимая сухие листья с Розовых кустов, поцарапал руку о шипы и , увидев царапину, разгневался и закричал: «Сейчас же выполю это гадкое растение!» И выполол, не дожидаясь цветка.
Пятый садовник, увидев, что рядом с розами расцветают астры, колокольчики и ландыши, очень рассердился и воскликнул: «Это что такое? Здесь должны расти только розы!» И с этими словами он с корнем выдернул все другие цветы.
Шестой садовник, как только увидел, что цветок распускается, быстро срезал его и побежал показывать своему хозяину, ожидая награды. «Смотрите, смотрите! – кричал он прочим садовникам. – Я вырастил самые красивые цветы! Меня ждет награда!» Но, пока он бежал, цветок завял.
Седьмой садовник так старался вырастить самые красивые цветы, что однажды ночью, пока все спали, незаметно прокрался в сад, захватив с собою кисти и краски, и разрисовал стебли и лепестки невиданными узорами. Наутро вся округа сбежалась посмотреть на чудо, которое он вырастил, но уже к вечеру цветы погибли, так как не могли дышать через краску.
И только один садовник никуда не торопился, зная, что самое важное для цветов – это время и тепло. Поэтому он бережно ухаживал за ростками, поливал их, окучивал, слегка прикрывал их от холодного ветра и терпеливо ждал, когда придет время цветения. Он знал, что одни цветы распускаются весной, другие – летом, а третьи – только осенью. Он знал также, что иные будут расцветать много раз, а иные зацветут лишь однажды. Кроме того, он был необычным садовником – он был еще и музыкантом.
Он приносил с собой в сад флейту и , когда выдавалась свободная минутка, играл нежные мелодии. Цветы покачивали головками в такт музыке и становились прекраснее с каждым днем.
Вскоре его часть сада превратилась в настоящий райский уголок... Богатый хозяин, обойдя весь сад, признал, что именно этот уголок самый прекрасный и ВСЕ цветы здесь по-своему великолепны! Со слезами благодарности он спросил садовника, как ему удалось вырастить столь чудесные растения. «Мой секрет прост, - ответил садовник, - Я очень люблю все цветы, ведь каждый из них прекрасен тем, что не похож ни на какой другой, и они это чувствуют».
Вот такой прекрасной сказкой, вселяющий уверенность в том, что любовь творит чудеса, мы хотим закончить наше занятие. Желаем вам всегда помнить о мудром садовнике, который живет в каждом из вас, уважаемые родители!
Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
10. Рефлексия учасников. Что было легким, а что сложным? Что было самым важным?