Школа здоров"я. Збірка вправ для здорового способу життя молодших школярів

Про матеріал
Цель: формирование здорового образа жизни младших школьников. Задания: - показать применение и эффективность проведения физкультминуток для укрепления здоровья ребёнка; способствовать развитию духовного и физического здоровья учащихся; развивать защитные свойства организма и устойчивое психическое состояние формирующегося организма.
Перегляд файлу

1

 

 

Школа

здоровья

(заместитель директора з УВР

Ермакова М.Ю.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение здоровье-сберегающих технологий на уроках в начальной школе

 

Цель:        формирование здорового образа жизни младших школьников.

Задания: - показать применение и эффективность проведения 

                   физкультминуток для укрепления здоровья ребёнка;

                - способствовать  развитию духовного и физического здоровья 

                   учащихся;

                -  развивать защитные свойства организма и устойчивое 

                   психическое состояние формирующегося организма.

 

Здоровье — это важнейший фактор работоспособности организма. Понятие здоровье включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением  здоровья человека, — это валеология.

Современное состояние здоровья и уровень  заболеваемости младших школьников  не могут удовлетворять ни врачей, ни педагогов. По данным ЮНЕСКО, страны СНГ, и том числе и Украина, сегодня по своему биологическому состоянию занимают одно из последних мест: протяженность жизни на 10-12 лет ниже, чем в развитых странах мира, особенно высока смертность среди детей. Лишь 20 % учащихся после окончания школы считаются практически здоровыми. Каждый третий учащийся Украины  — больной, а каждый тридцатый имеет отклонения в психическом развитии. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни :

   болезни органов  дыхания;   инфекционные заболевания (грипп);

   болезни органов пищеварения:

  травмы;

   аллергические заболевания;

   функциональные расстройства опорно-двигательной системы;

   невротические реакции;

   снижение остроты зрения.

На физическое развитие, состояние здоровья я распространение заболеваний оказывают влияние:

природно-климатические факторы:

  • солнечная радиация;
  • состав питьевой води;

   среднегодовая температура воздуха;

   влажность и т. п.;

социально-гигиенические:

   чистота воздуха, почвы;

   разная наполняемость школ; " сменность занятий;

   семейные условия жизни. и воспитания (национальные  особенности, материальные возможности, культурный уровень родителей);

биологические факторы:

   наследственность;

   состояние здоровья матери во время беременности;

   нарушение состояния здоровья новорожденного,

 

Огромное значение для укрепления здоровья ребёнка имеет внедрение здоровье-сберегающих технологий и целенаправленное физическое воспитание младших школьников, организуемое педагогами.

 

 

 

 

 

Задачи администрации школы и учителей начальных классов в формировании здорового образа жизни младших школьников :

 1) валеологически правильно организовать учебно-воспитательный процесс, включающий чередование видов деятельности, физкультминутки, активный отдых па переменах, отдых для глаз, умелое использование наглядных и технических средств обучения. Все это способствует положительной мотивации учебной деятельности. Учитель, опираясь на знания в области психологии, физиологии человека, осуществляет индивидуальный подход к образованию учащихся;

2) обеспечивать необходимый температурный режим, правильное освещение в классных комнатах;

3) наблюдать за состоянием здоровья, самочувствием учащихся и ото всех его изменениях сообщать медицинским работникам.

Педагогическая   практика   показывает,   что успех валеологического образования в школе достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы, как на уроках, так и во внеурочное время, как педагогами, так и родителями детей. Однако приоритетная роль все же отводится учителю, так как именно он может обучить школьников   технике   валеологических   умений и навыков на уроках.

Основные задачи педагогического коллектива: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоро­вья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Например:

   на уроках русского языка и литературного чтения ознакомить учащихся с правила­ми культуры чтения и письма; формировать и закреплять гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная посадка, положение книг, тетради и т.д.);

   на уроках математики не допускать перегрузок учебным материалом, а также домашним заданием; не забывать о смене видов деятельности; проводить физкультминутки, способствующие снятию напряженности и утомления детей в 1-2-х классах; организовывать игровую деятельность;

*  наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях дают на уроках природоведения. Младшие школьники должны уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра, правильно организовывать свой режим для, выполнять необходимые правила личной гигиены, оберегать себя от простудных заболеваний, зака­ляться;

*   к  четвертому классу валеологическое образование приобретает новые черты: дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями. Тема урока «Организм человека и охрана его здоровья» помогает учащимся представить организм как единое целое и позволяет детям глубже, усваивать вопросы личной гигиены;

   на уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности труда на учебных занятиях;

   на уроках физкультуры учащиеся получают сведения об образовательном значений тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.

Таким образом, программой начальной школы предусмотрено получение младшими школьниками валеологических знаний и умений.

Рассмотрим примерную тематику здоровье-сберигающих бесед для учащихся начальных классов. В соответствии со спецификой программы изучаемых предметов, учитель может соотнести тему беседы с возрастом детей:    .

1)  «Правильная посадка за партой»;

2)  «Личная гигиена, уход за толом»;

3)  «Уход за зубами»;

4)  «Закаливание»;

5)  «Классная комната учащихся»;

6)  «Двигательная активность»;

7)  «Рациональный отдых»;

8)  «Предупреждение простудных заболеваний»;

9)  «Физический труд и здоровье»;

10) «Как сохранить хорошее зрение»;

11) «Закаливание человека в разные сезоны»;

12) «Предупреждение травм и несчастных случаев»;

13) «Общее понятие об организме человека»;

14)  «Скелет. Значение правильной осанки»;

15)  «Питание человека. Роль витаминов для роста и  развития человека»;

16) «Что такое внимание, память и как их развить»;

17) «Чем человек отличается от животного».;

18) «Дурные привычки»;

19) «Органы кровообращения»;

20) «Органы дыхания и их охрана»;

21) «Режим дня».

 

 

Корригирующие упражнения для сохранения и возобновления трудоспособности учащихся.

Для предупреждения потерь очень ценного времени занятий , весьма целесообразно потратить около двух минут на упражнения , учитывая подготовку к ним и время на расположение по своим местам . Проведение физкультпаузы во время уроков необходимо заранее спланировать. Использование однотипных и однонаправленных упражнений не целесообразно , так как при таком подходе возникает негативное отношение к тому, что происходит .Поэтому необходимо иметь в запасе два - три комплекса упражнений , и для внесения разнообразия чередовать их время от времени. В комплекс физкультпаузы должны включаться три - пять упражнений , направленных на снятие напряжения с различных мышечных групп начиная с более крупных и заканчивая мелкими мышцами кистей.

К здоровье-сберегающим технологиям можно отнести следующие виды упражнений:

1. Иммунная гимнастика

1.        Левая рука на лбу, правая на затылке, постоять одну минуту.

2.        Пощипывание ушных раковин вдоль - сверху вниз    3 раза.

3.        Легкое потирание кожи за ушными раковинами по линии шейных 

           лимфоузлов - 3 раза.

4.        Дыхание через одну ноздрю попеременно- 3 раза.

5.        "Включение'" -- одна рука на пупке, вторая -  указательный палец над

             верхней губой, средний под нижней губой, «Чистка зу6ов" ЗО секунд

             сменить руки.

6.        2 пальца одной руки на иммунных точках (нижний край 2 ребра у грудины)

             второй на пупке - массаж ЗО секунд; сменить руки.

7.        Одна рука на пупке, вторая - на крестце, массируем точки ЗО секунд, затем

            сменить руки снова ЗО секунд.

8.        Правая рука касается левого бедра, левая - правого, маршируем 6 раз.

9.        Локоть одной руки касается противоположного бедра - 6 раз.

10.      "Вытряхивание пыли"    из под колена двумя руками ЗО секунд.

11.      Пощипывание ахиллова сухожилья - ЗО секунд.

12.      "Одевание чулка" по передней задней поверхности, по боковым З раза.

13.      "Одевание перчаток" - то же, что и 11. 12 для рук с каждой стороны.

 

2. Упражнения для снятия напряжения     

 

   1.        Положение стоя, при этом левая рука массажирует правую широкую мышцу  спины,  движение снизу вверх до подмышечной впадины ( 3 раза).

2.        Положение стоя, при этом правая рука массажирует левую мышцу спины, движение снизу вверх до подмышечной впадины (3 раза).

3.        Поглаживание ладонями от поясничною отдела до лопаток (З -6 раз).

4.        Разминка внешней стороны кулаков круговыми вращениями снизу вверх двумя руками.

 

3.Микропауза для улучшения мозгового кровообращения   

                  

1. Исходное положение сидя, руки па поясе, один два голову повернуть влево,

    левой рукой через правое плечо коснуться спины. Тоже в другую сторону.  

    Повторить 4 - 6 раз медленно.

 

 

 

4. ПАЛЬЧИКОВА ГІМНАСТИКА

 

Когда твои пальчики устали, мы предлагаем тебе выполнить пальчиковую гимнастику.

ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ.

Передвигай пальцы по ручке сверху вниз или снизу вверх путем хватания ими во время письма. Пытайся удержать ручку от падения.

ДЯТЕЛ.

 Большим и указательным пальцем сначала в медленном темпе, а затем в быстром - тихонько стучи по крышке стола.

 МЕСИМ ТЕСТО.

 По очереди сжимай пальцы рук в кулаки. После этого качай ручку между ладонями. 

ПИАНИСТ.

Имитируй игру на пианино.

ПТЕНЕЦ ОТКРЫВАЕТ РОТИК.

Указательным пальцем касайся большого пальца. Остальные пальцы собраны в кулак.

ДЕРЕВЬЯ.

Кисти рук держать перед собой, ладонями к себе Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения стрясти кисти рук.  Ветер залетел в рощу. (качать руками вниз вверх, не сгибая пальцы)

ПАРОХОД.

Обе ладони соединены «ковшом», все пальцы, кроме больших, направленные в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это

зъъеднани - это «труба». Пароход плывет по реке. Дым из трубы, словно из печи

ПТИЧКА ЛЕТИТ

Руки держим перед собой (ладонями к себе) Большие пальцы скрещены это «голова» птицы. Остальные пальцы - «крылья». Помахать ими. В небе птичка летела. На опушку присела, (помахать «крыльями») Посидела, отдохнула, И к гнездышку полетела, (прижать ладони к себе)

ЗАОСТРЕНИЕ КАРАНДАШЕЙ.

Указательным пальцем одной руки выполняем  проглаживание с нажимом (как будто заостряем карандаш) каждого пальца от ладони к ногтю пальца с четырех сторон (па счет и, 2,3,4).

 ЗАКРУЧИВАНИЕ ШУРУПЧИКОВ

Большим пальцем делаем точечный массаж между костями руки, якобы закручиваем шурупы. Ладонь сжата в кулак (на счет 1,2,3). 4. 

ВИЛОЧКА

Указательный и средний пальцы — это вилочка. Захватываем вилочкой по очереди каждый палец и пытаемся плавно вывернуть его наружу.

ВЕЕР

 По очереди все пальцы сложить в кулак и наоборот. Помахать руками имитируя веер

ДОЖДИК

 Имитируйте обычный дождик, потирая ладони, а сильный дождик — хлопая ладонями по бедрам, гром или град - топая ногами.

 

ПАЛЬЧИКИ БОРЯТСЯ!

Прижать и подушечки пальцев левой руки к пальцам правой руки и по очереди нажимать на них. Упражнения повторяются 5-7 раз.

ИГРА НА ФОРТЕПИАНО

Постучать и «поиграть» пальцами по парте

 

5.Упражнения для профилактики шейного остеохондроза

1.        Вырисовываем носом цифры от 1 до 9 и горизонтальную восьмерку.

2.        На счет один - три коснуться подбородком груди, отвести голову назад,  коснуться правым ухом правого плеча, коснуться левым ухом левого плеча.

          Повернуть поочередно через правое и левое плечо голову назад.

 В  положений сидя, поочередно коснуться кончиками пальцев пола.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

Упражнения для позвоночника

1 . Исходное положение ( ИП ) сидя за партой , спина прямая , голова опущена , руки за головой , локти свободно опущены ;

    1-2 - поднимая голову , развести локти и прогнуться (вдох ) ;

    3-4 - расслабляя мышцы , принять исходное положение ( выдох ) ,

    2-3 повторения .

2 . ИП - сидя за партой ( на стуле ) ноги на ширине плеч , спина прямая , руки 

     на поясе ;

     1 - наклон влево ( вдох) ;

     2 - ИП ( выдох ) ;

    3 - наклон вправо ( вдох) ;

    4 - ИП ( выдох ) . 1-2 повторения .

3 . ИП - сидя за партой ( на стуле ) , руки сложены на груди ;

    1 - поворот туловища влево ( вдох) ;

    2 - ИП ( выдох ) ;

    3 - поворот в другую сторону (вдох ) ;

    4 - ИП ( выдох ) , 2-3 повторения .

4 . ИП - сидя за партой ( на стуле ) ноги чуть расставлены , руки сложены

     перед собой на бедрах ;

    1 - вдох , руками взяться за левую часть спинки стула , с помощью рук

     потянуться , выдох ;

    2 - ИП ;3 - то же самое в другую сторону ;

    4 - ИП , 1-2 повторения .

5 . ИП - сидя за партой ( на стуле ) ноги чуть расставлены , руки сложены

     перед собой на бедрах ;

     1-2 наклон туловища влево ( вдох) . ИП ( выдох ) ;

     3-4 то же самое в другую сторону ,

     2-3 повторения .                                          

6 . ИП - сидя за партой ( или на стуле ) , ноги чуть расставлены , руки на  крышке парты ;

    1 - подняться , руки на парте ;

    2 - руки за спину , наклон назад (вдох ) ;

    3 - распрямиться , руки на парту ,

    4 - сесть ( выдох ) 1-2 повторения .

7 . ИП - сидя за партой ( на стуле ) ноги на ширине плеч , спина прямая , ладони лежат на груди .

     1-2 - сжать ладони ( вдох) ;

      С -4 - медленно уменьшая давление поднять руки вверх ( выдох ) , 1-2 повторения ,

8 . ОП - сидя за партой ( на стуле ) ноги на ширине плеч , спина прямая ,   ладони сцеплены в замок на груди ;

     1 - не распрамляя рук повернуть ладони от себя, (вдох ) ;

     2 - с напряжением распрямить руки ( выдох ) ИП ;

     3 - не расцепляя рук повернуть ладони от себя , (вдох ) ;

     4 - с напряжением распрямить руки вверх ( выдох ) ИП ,

     3-4 повторения.

9 . ИП - сидя за партой ( на стуле ) ноги на ширине плеч , спина прямая , руки

     на парте ладонями вверх , расслаблены , дыхание ровное , глубокое ;

     На счет , что ускоряется от одного до десяти делать быстрые

     последовательные касания большими пальцами рук других пальцев ,

     3-5 повторений ;

    Не забывайте , что такие физкультпаузы проводятся на всех уроках с обязательным учетом специфики каждого занятия . Еще раз подчеркиваю , что обучение детей специфике выполнения указанных упражнений ДОЛЖНЫ взять на себя учителя  с постоянным контролем за методической правильностью выполнения каждого из них.

 

7.  Микропауза для снятии утомлений глаз 

                     

І. Исходное положение сесть удобно. Один - закрыть глаза. выполнить глазными  яблоками движения вверх - вниз. Два - открыть глаза и посмотреть вдаль». Три закрыть глаза. Выполнить глазными яблоками движения «право

   - влево. Четыре - открыть глаза посмотреть на кончик носа. Повторить 3-5 раз в    медленном темпе

 

Массаж для глаз.

 1. Двумя пальцами массируем лоб , брови , виски , скулы под глазами , нос ( указательным пальцем) , ухо и за ухом , шею сзади ( так как часть напряжения приходится на заднюю часть шеи у основания черепа) . Сделайте « китайские » глазки , улыбнитесь друг другу !

2 . « Тренинг для глаз » Поморгайте ресницами. Исходное  положение - сидя прямо , голова неподвижна , работают только глаза : Вверх- вниз ; из стороны в сторону, по диагонали с левого угла в правый и обратно,  обвести глазами стороны прямоугольника ; рассматриваем большую арку или радугу , слева направо и справа налево .

3. Можно использовать таблицы на которых начерчены различные линии или геометрические фигуры. Дети глазами ведут по линиям в одну сторону и в обратную.

4 . Для снятия напряжения глаз можно  время от времени на несколько секунд посмотреть в окно , на небо или на потолок , на далеко расположенные предметы.

5 . Стоя , отведите правую руку в сторону и  медленно перемешивая указательный палец справа налево , не поворачивая головы , следите глазами за указательным пальцем. Повторить 5-7 раз.

6.Лучиком лазерного фонарика учитель “чертит” на потолке или над доской разные линии, а дети глазами следят за лучиком, не поворачивая головы.

7 . « Пальминг » .

 Трем ладони , пока не почувствуем тепло , складываем их под углом друг на друга , надеваем на глаза , как очки . Сесть прямо , локти поставить на стол , расслабиться , представить что-то приятное  ( 1 мин . ) Поморгать глазами

 

8.ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА  

Дыхательная гимнастика способствует улучшению снабжения кислородом головного мозга и кровеносной системы, что улучшает работоспособность ребёнка и укрепляет имунную систему детского организма.     

  

 

 

 

 

1.    « СВЕЧА » .

 Возьмите узкую полоску бумаги и , вообразили, что это свеча , дуйте на нее. Струя выдоха должен быть без резких колебаний - бумага контролирует      равенство выдоха.

2.ЗВУКОПОДРОЖАНИЕ.

  Вспомните и восстановите различные звуки природы из жизни : свист ветра , шум леса, писк комара , стрекотание сороки , рычание собаки , мелодию звонка.

 3. НАДУВАЕМ ШАРИКИ . Имитация надувание шарика. 

 4. ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА  . С карандашей выкладываем мнимые ворота, из ваты делаем небольшие шарики , размером с теннисный мячик , положите ватный шарик на край стола или парты и , дуя на него, задуйте его в воображаемые ворота с карандашей.

 5. ГУЛЯЕТ ВЕТЕР ПО ЗАБОРУ . Возьмите бумажные прямоугольники размером

20 x10см , с одной стороны разрезанные на полоски , как расческа . Сильным ротовым выдыхом приводим в движение полоски, чтобы они колыхались .

6. ЧЬЯ БАБОЧКА ВЫШЕ ? . Бумажные бабочки привязываем за ниточку . Держа за нить , дуем на бабочку . Ротовым выдохом приводим в движение бабочку( бабочка из очень лёгкой, воздушной ткани или пуха).

7. МЯЧ . Представьте , что у вас в руках мяч. Сделайте глубокий вдох и выполните команду «Мяч пробит » со звуком « с-с -с » начинайте выпускать понемногу воздуха из легких , одновременно показывая руками, как уменьшается мяч.

8. МАШИНКА . Работа губ : гудение губами , треск – (чем отвратительнее, тем лучше,  на улыбке мышцы растягиваются ) .

9. РУБКА ДРОВ  . Дети становятся прямо , ноги шире плеч . Руки опущены , пальцы сцеплены в замок . Поднимают руки вверх , вдыхают , прогибаются назад . Затем, резко выдыхают, со звуком "ха" наклоняются, опускают руки , как при ударе топором , между ног и сразу поднимают их вверх. Повторить 5-10 раз. Очень важно , чтобы звук « ха! » Был результатом резкого выдоха , шел из грудной клетки. Это упражнение хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу.

 

9. Упражнения для формирования правильной осанки

Следующими будут целевые упражнения, направленные на закрепление стереотипов правильной осанки. Выполняются они в последнюю очередь, должны проводиться с особой тщательностью. Первый этап это традиционно постановка правильной осанки. Следующий - возникает в том, чтобы правильно установить конечности для выполнения упражнений. При этом левая нога устанавливается на пятку, в 10-15 см по диагонали от правой ноги. Правая рука практически прямая , угол в локтевом суставе равен примерно 175 градусов .  Ладонь сжата в кулак. Рука поднята,  угол между ней и туловищем на 135 , 150 и 175 градусов для работы со всеми группами  скелетных мышц. Третьим этапом является напряжение мышц противопоставленных руки и ноги. При верном выполнении такого упражнения чувствуется приятное потягивание мышц поясницы на стороне, поставленной в сторону  ноги. Логично считать, что полный комплекс состоит из парных упражнений с изменением руки и ноги.

Поскольку все годы учебы школьники испытывают на себе постоянное воздействие гиподинамии, а хронический дефицит движения уже на первый десяток лет обуславливает появление все новых и новых болезней - поэтому предлагаем несколько рекомендаций.

         Для активации организмов школьников к восприятию информации на занятиях нужно непосредственно перед уроком выделить от тридцати до девяноста секунд на проведение утренней гимнастики.

1. Первой ее упражнением нужно делать потягивания. При этом нет никакого смысла в их исполнении, если они являются лишь иммитацией . Потягиваться надо как после сна  до  хруста и зевания. Только такие « качественные»  потягивание могут использоваться с пользой. Они рефлекторно вводят в тонус  все мышцы позвоночника . Снижают , а после рефлекторно поднимают артериальное давление до нормы .

При правильно  выполненном потягивании ощущается приятное покалывание или распирание  в области спины, « проясняется » в голове, возникает еще слабость, но уже заметен интерес к жизни и учебному процессу в частности. Выполнение этого упражнения временно осложняется тем, что дети начинают  «случайно " касаться друг друга руками. Но, как показывает практика это проходит уже на второй неделе занятий .

2.Следующее упражнение - при опущенных руках в положении стоя максимально опустить плечи и медленно и плавно с напряжением вертеть головой. Важно! При выполнении этого упражнения амплитуда движений головой не должна превышать двух сантиметров, всегда надо помнить о контроле за ощущениями, и не допускать дискомфорта при выполнении упражнений.

3.Следующее , что поможет более результативно использовать время занятий это интенсивный массаж мочек ушей . Выполнение такого упражнения начинается с сильного , до слабой боли , оттягивание мочек ушей вниз и в стороны с их легким массажем . Суммарные затраты времени на указанные манипуляции составляют до полутора минут . Использование их допустимо как в младших , так и в старших классах.

При учете специфики работы в детских коллективах понятно появление несколько возбужденного состояния при выполнении этих упражнений , однако через некоторое время ( около десяти дней) ажиотаж полностью спадает.

10. Упражнеия с предметом на голове. 

Для улучшения осанки и укрепления мышц спины лучше использовать мешочки с солью.(15х12см,200гр.йодированной соли).

1.Во время работы на уроке, учитывая вид работы(например чтение) учитель даёт команду, дети ложат на голову мешочки при этом спина должна быть прямая,ноги под прямым углом, а мочки ушей на одной линии с отверстиями носа.(10-15 мин.)

2. С мешочком на голове встать из-за парты, присесть и встать несколько раз.

3.С мешочком на голове повернуться вправо, влево.

4.С мешочком на голове сделать два-три шага вперёд-назад, вправо-влево и т.д.

11. Упражнения для осанки, позвоночника и спины.

1. « Качелька » .

Руки на поясе, ноги вместе. На « раз » - встать на носки , на « два »  - на пятки . Повторить 5 раз.

2 . « Да, нет , ай - я - я».Очень медленно! Упражнения для опорного отдела позвоночника. Ноги вместе! Руки вдоль туловища. Голову  медленно опустить вниз и спокойно вернуться в исходное положение . Затем голову повернуть налево -направо . После того покачать из стороны в сторону .как бы говоря : « Ай - я - я» . Повторить 5 раз.

3 . «Письмо носом ».

Словно карандашом, « написать » - в воздухе три цифры от 0 до 9 носом или подбородком . Руки свободно опущены , спина прямая .

4 . « Бабочки » .

Руки завести на затылке в замок . Спина ровная, локти максимально развернуть и обратно. На « раз » - локти под подбородком свести вместе , на «два » вернуться в исходное положение . Повторить 7 раз.

5 . « Божественная поза ». Выполнять стоя или сидя. Завести руки за спину, ладони сложить пальцами вверх,  расположить кисти рук  так, чтобы мизинцы  касались позвоночника. Локти поднять, спину выпрямить, и плечи отвести назад . Дыхание спокойное. Держать позу 10-20 секунд. Потом медленно вернуться к исходному положению .

12. Психогимнастика ( психологическая разгрузка )

   Учащимся рекомендуется сесть прямо , руки свободно положить на столы, глаза закрыты , мысленно повторяют за учителем :

 1. «Я дышу свободно . Мое тело становится легким , наполняется животворящим воздухом . Мышцы отдыхают. Мне приятно на душе. Я желаю себе и всем людям добра , мира , любви и здоровья».

2 . Вы знаете ключ , который помогает открыть все « замки» в душах людей ? Это улыбка . Красиво улыбаться  должен каждый. Повернитесь  друг к другу и подарите свою улыбку .

3 . Игра « Хвастун » .

 Дети по очереди выходят в центр круга , показывают на свои уши (глаза , нос , язык , руки) и рассказывают об органах чувств от имени самих органов .

4 . Игра « Цветочный дождь» .

  В ходе игры мальчика или девочку , у которых  плохое настроение ,  

  переживает какие-то неудачи или горе , друзья « поливают » щедрым дождем, из небольших цветов .  Дети выбирают разноцветные  цветы,  представляют цветочный дождь .  Они рассказывают,  какие красивые их цветы , как они пахнут , что символизируют.  Тот , кто «под дождем» , наслаждается цветами.

5 . Игра « Слушаем себя ».

  Учитель обращается к детям : « Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глаза . Послушаем , что происходит  вокруг и внутри нас. Внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям.  Что вы сейчас чувствуете ,   чего хотите ? Что вы услышали? ».

6 . Игра « Король Боровик » .

   Учитель читает стихотворение , а дети двигаются ​​соответственно текста:

«Шел король  Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком ,

Топал он каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

7 . Дети отвечают садятся , расслабляются . Мысленно повторяют слова , записанные на доске:

   - Я лежу в лесу,  на берегу реки.

 - Журчит вода , поют птицы . 

- Шумят листья деревьев.

- Я спокоен ( а ) .

- Я лежу на спине, глядя в голубое небо .  Там плывут облака.

- Надо мной качаются верхушки деревьев. - Я слушаю успокаивающий шум леса . - Мне легко дышится.

 - Я как бы нахожусь в состоянии невисомости .

- Мое тело отдыхает в приятных лучах солнца.

8 . Закрыть глаза , расслабиться. Представьте, что вы  осуществляете путешествие в страну Здоровья , ходите улицами этой страны , разговариваете с людьми , наблюдаете за ними.  Как выглядят эти люди , как себя чувствуют? Чем занимаются , о чем говорят , как живут , к чему стремятся ? Каких знакомых можно встретить в этой стране?

13. Релаксационные паузы.

   1.Закройте глаза и представьте себя в прекрасном месте на земле. Это большая цветущая поляна , на которой зеленая - зеленая трава . Вы испытываете то, как ноги ступают по утренней  росе , как тело окутывает утренняя прохлада. Дует нежный ветерок, и вам хочется быть здесь , среди  этой красоты . Вдохните глубже свежий воздух . Слышите какие-то звуки ? Может , это шумят деревья или поют птицы , а может , вы слышите , как звучит тишина ? Оставайтесь среди  этого буйства природы и почувствуйте , как в вас вливаются новые силы ... А теперь откройте  глаза и медленно оглянитесь вокруг . Попробуйте сохранить  свежесть , бодрость и хорошее настроение до конца дня.

2 . « Букет цветов ».

 Предложите каждому ученику на отдельном листе нарисовать цветок , на который он считает себя похожим . Рисунки  разместить на доске.  Это будет своеобразный 

« букет » класса . Каждого ребенка надо лелеять и беречь так же, как и цветы, чтобы планета была красивой и неповторимой. - Будут ли красивыми цветы , если за ними не ухаживать ( не поливать , не полоть сорняки .) ?

14 . Эмоциональное поздравление.

1. Я желаю здоровья , радости , знаний всем тем , кто слева от меня

( поворачиваются влево , руки подняты ). Я желаю здоровья , радости,  знаний всем тем , кто справа от меня ( поворачиваются ​​вправо , руки на груди ) , Я желаю здоровья , радости , знаний всем тем , кто впереди меня ( поворачиваются ​​вперед , руки перед собой ) , Я желаю здоровья , благополучия, всем людям, живущим в моем селе ( руки подняты вверх) , Я желаю здоровья , счастья, согласия всем людям  Украины (руки в стороны ) , Я желаю здоровья , счастья и мира всем людям планеты Земля (руками двигаем перед собой , будто перекрещивем  их )

2 . 1 ) руки в стороны на 30 градусов от тела , ладони параллельно земле , произносим спокойно : «Здравствуйте, мать Земля ! Прими нашу любовь и пожелания мира , согласия и процветания! » .

2 ) руки в стороны параллельно полу, ладони вниз : «Здравствуйте, чистая вода ! Прими нашу любовь и пожелания родниковой чистоты и благодати » .

3 ) Руки перед грудью , под углом 90 градусов друг к другу , ладони вверх , потом руки поднять : « Добрый ¬ день свежий воздух ! Прими нашу любовь и наилучшие пожелания ! ».

4 ) Руки ладонями вверх к Солнцу : «Здравствуйте, ласковое Солнышко ! Прими нашу любовь и пожелания посылай, на Землю лучи силы , вдохновения и здоровья! 5 ) Вернуться в исходное положение . Сесть на свое место , почувствовать мощь природной энергии, которую дадут Солнце и Земля , Вера , Надежда , Любовь независимо от того , что нас разделяет.

 

 

15. Физкультминутки

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сядем, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко.  

Прыгай на носках легко.

 «Два прихлопа»

 Два прихлопа, два притопа, Ежики, ежики.

Бег на месте, бег на месте,

Ножницы, ножницы. Наковальни, наковальни,

Зайчики, зайчики.

Ну-ка дружно!

Ну-ка вместе!

Девочки! Мальчики!

 «Мы тоже можем так»

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так,

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла…

Мы тоже можем так.

 «Мишутка»

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел –

Видно, меду не нашел.

Мишка в улей влез – и вот

Каплет с лапы сладкий мед.

Кап! Кап! Кап!

«Снег»

Выпал беленький снежок.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

 «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

16. Игры медитации

1. Дети стоят около парт. Раздается музыка «Лебедь» Камиля Сен-Санса. — Дети, закройте глазки и представьте себе дерево. Выберите то, которое вам больше по нраву, — хрупкую березку, стройный тополь, могучий дуб или зеленую елку. Представьте, что вы - дерево. Вы растете в осеннем лесу. Ваши ножки— это корень в прохладной земле. Ваше тело — крепкий, стройный, надежный ствол, который поддерживает на себе зеленую, лиственную крону. Ваши ручки тоненькие веточки дерева. Вы крепко держитесь корнем за почву. Корень идет глубоко в землю, набираеться оттуда силы, которая наполняет ствол, веточки, листочки...  Вы чувствуете, как эта сила поднимается вверх по каждой веточке, которые тянутся к небу, к солнцу, почувствуете тепло солнечных лучей, собираете его каждым листочком, и оно медленно, приятно разливается по всему вашему телу. Вы — дерево, вы забавляетесь с ветерком, который качает ваши тоненькие веточки, вы умываетесь капельками теплого дождика, который вдруг стал накрапывать, вы радуетесь его прохладе в знойный день.

 Потянитесь вверх, откройте глаза. Вы отдохнули, набрались сил, наполнились энергией жизни солнышка, ветерка, дождика.

 2. Игра «Я — солнце».

 — Закроет глазки, улыбнитесь. Представьте, что вы — солнышко, вы — маленькое солнышко. Вы просыпаетесь, умываетесь, расчесываете свои лучики и поднимаетесь на небо. Вы — большой шар (движения руками). У вас много тепла и света. Вы — большое солнце. Вы дарите тепло всей земле, лесам, рекам, морям, лугам. Вы вдыхаете тепло, превращаетесь в маленький солнечный лучик. Вы летите над Землей и освещаете зеленые листья. А теперь потянитесь, откройте глазки. Вы хорошо отдохнули.

...


 

Литература

  1.                   Валеология — религия XXI века//Нар. образование. — 2001.— №І.-С. 233-246.
  2.                   Висиженко II. Зарубіжна школа про здоровий спосіб життя//Шлях остити.  -1999. -ЛИ.—С. 15-18.
  3.                   3. Долгоп'ятова Т. Збереження здоров'я дітей - турбота школи// Директор. — 2002. — № 15.-С 5-6. 4.
  4.                   Качуровський Н. Формування у шко­лярів потреби в зміцненні влас­ного здоров'я засобами фізичної культури //Світло. - 2002. — Ні 1 .— С. 20-23.

          Оздоровчі валеологічні паузи.

  1.                   Кобилянський В. Народні ігри — засіб здорового способу життя // Завуч. -~ 2001. — № іб,- С. 14-16.   
  2.                   Концепція неперервної валеологічної освіти // Проект - К.: МГТ Полімст. — 1994. - С 36.
  3.                   .  Концепція фізичного виховання в сис­темі освіти України // Фізичне ви­ховання в школі. — 1998. — № 2.— С.2—7.
  4.                   Логінов А, Ю. Вибери життя: Виховання здорового способу життя // Позаклас-ний час - 2001. - № 34;- С. 20- 21.
  5.                   Матеріали журналів «Початкова школа», «Розкажіть онуку».— 1998—2003.
  6.               . Мовчанок Я О. Новий предмет — валеологія // Освіта.'— 1993. — № 78-79.
  7.               Програма «Сприяння просвітниць­кій роботі «Рівний — рівному» щодо здорового способу життя в освітньо­му процесі України // Освіта Украї­ни- 2001. ~ ЗІ серпня (№ 37) — С. 5-7.
  8.               Шкільний курс «Валеологія»: 36. ма­теріалів //К.; Освіта. — 1994. — СЗ-40.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
28 лютого 2020
Переглядів
1108
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку