Сложное предложение и его виды через призму украинской культуры конца 18- начала 19 века

Про матеріал

Задачи урока:

Систематизировать знания о сложных предложениях, их видах, уметь выделять части сложного предложения, использовать их в своих творческих работах;

Развивать речевые навыки, критическое мышление при восприятии исторического материала и умение его анализировать; навыки творческой работы с документами, иллюстрациями, умение обобщать и делать выводы, работать в группах и коллективно;

Воспитывать культуру речи, обогащать кругозор учащихся информацией о выдающихся личностях 18-19вв. (К.Брюллов, В.Жуковский, Т.Шевченко), вырабатывать грамотность, каллиграфию.

Перегляд файлу

Тема урока: «Сложное предложение и его виды через призму украинской культуры конца 18- начала 19 века».

Задачи урока:

Систематизировать знания о сложных предложениях, их видах, уметь выделять части сложного предложения, использовать их в своих творческих работах;

Развивать речевые навыки, критическое мышление при восприятии исторического материала и умение его анализировать; навыки творческой  работы с документами, иллюстрациями, умение обобщать и делать выводы, работать в группах и коллективно;

Воспитывать культуру речи, обогащать кругозор учащихся информацией о выдающихся личностях 18-19вв. (К.Брюллов, В.Жуковский, Т.Шевченко), вырабатывать грамотность, каллиграфию.

Тип урока. Интегрированный урок русского языка и истории. Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы: элементы сингапурской методики, интерактивный метод «решения проблем», работа в группах «Скрайбинг».

Межпредметные связи: русский язык, украинская литература, история Украины, искусство.

Оборудование: карточки с заданиями для групп, видеофильм «Украина в конце 18 – начале 19 вв.», презентация к уроку.

Эпиграф урока:

 « … чем выше культура, тем богаче язык…»

 А. П. Чехов

Ход урока

  1. Организация класса.

(Ученики входят в класс, и стоя перед доской, приветствуют гостей и учителей).

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель русского языкар.я.)учителю историищало язык, , воображение, речь?1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 после ответного приветствия предлагает ребятам выбрать карточки и продолжить смысловой ряд, который есть в карточке, выбрав себе товарищей с подобным текстом (так будут сформированы 4 группы для дальнейшей работы в классе)             

Карточка №1 .

  1. «Соединяются части сложного предложения: по смыслу, союзами…?»
  2. «Соединяются части сложного предложения: союзными словами, интонацией…?»
  3. «Соединяются между собой сложносочиненные предложения…? (соч. союзами.)
  4. «Соединяются между собой сложноподчиненные предложения…? (подчин. союзами)

Карточка №2.

  1. Между частями ССП ставятся знаки препинания «а также…?
  2. Между частями ССП ставятся знаки препинания «а также… ?
  3. Между частями ССП ставятся знаки препинания «а также…?
  4. Между частями СПП ставятся знаки препинания …?

Карточка№3

  1.   «Павел Пестель, Кондратий Рылеев… Это представители движения … ?»,
  2.    «Никита Муравьев-Апостол – это представитель движения…?»,
  3.   «Русская правда» и «Конституция» стали программными документами … какого движения?»
  4.    «Движение за свержение власти «Декабристы» получило название от …»

Карточка №4

  1.   «Иван Котляревский был родоначальником новой украинской литературы. Его выдающимся произведением была …?» «Энеида»
  2. «Пантелеймон Кулиш – писатель, ученый, педагог, выпустил первый в Украине учебник ….?» («История Украины» для старшеклассников)
  3. «По инициативе известного ученого Василия Карамзина был открыт в 1805 году …? Университет» (Харьковский)
  4. «Григорий Успенский, Петр Гулак-Артемовский, Григорий Квитка-Основьяненко, Николай Костомаров были связаны работой в ...?» (Харьковском университете)

Учитель подводит итог, выясняя, почему именно так объединились в группы ученики. Они самостоятельно делают выводы, какая изученная ранее тема, события и исторические персонажи соединили их. (два учителя по очереди)

(Образуются 4 группы по 4 человека. За отдельными столами с №1,2,3,4, выбирают председателя и спикера. Учитель объясняет правила работы.)

 

  1. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Учитель русского языка.

Обратите внимание на эпиграф урока: «…чем выше культура, тем богаче язык…». Эти слова принадлежат известному русскому писателю А.П. Чехову. Мы сегодня, обязательно это докажем с вами, ребята, на уроке, ведь язык – это душа народа.  Мы с вами знаем, что корни славянской культуры из далекой Киевской Руси-Украины у нас одни. Поэтому урок у нас интегрирован с историей Украины. Кроме того вы будете работать в группах, где каждый человек имеет свое задание и очень важен для группы. Предлагаю взять  за правило в нашей работе такой девиз:

«Не стремись быть первым,

А стремись быть лучшим...»

Ребята, откройте тетрадки, запишите дату и тему нашего урока.Оценки у нас сегодня необычные: за каждый ответ вы будете получать фантик-дольку ягодки (в виде долек ягода – клубника).

  • (Фронтальная работа со всеми группами. Повторяются все виды сложных предложений. Построение схем).

Предложение-схема

Предложения для подкрепления схемы сложных предложений:

  1. Вот в светлице стол накрыт белой пеленою;

И на том столе стоит зеркало с свечою.

[  _  _ ] ; И  [ _  _ ]  ССП, состоящее из 2 простых предложений,   соединенных между собой сочинительным союзом (соединительным)

  1. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет,

говорит, думает.

[ _  _ ], ( на котором _  _, _, _). СПП с придаточным определительным, придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзного слова

  1. … Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

[ _ _ ],  [ _ _ ], [ _ _ ], [ _ _ ]  БСП, связаны простые предложения между собой по смыслу, интонационно

  1. Не  всегда прощения просит тот, кто виноват; прощения просит тот, кто дорожит отношениями.

[ _ _ ], (кто _ ) ; [ _ _ ], (кто _ ). Сложное предложение с  различными видами связи (бессоюзной и подчинительной)

Учитель: внимательно ознакомьтесь с инструкцией к работе. На столе – одна на группу. Время работы над заданием-2-3минуты.

 

  • Работа с группами (4 текста–по четыре разных предложения в каждом, для каждой  группы –1текст). Задание:

1-й ученик: выбирает из текста сложное предложение и определяет его вид;

2-й ученик: делает схему к предложению;

3-й ученик: объясняет  орфограмму  подчеркнутого  слова;

4-й ученик: объясняет  пунктограмму  (с места)

ТЕКСТ 1

Я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух – незаслуженно забытом семейном обычае. Каждый вечер мы устраивались на своем любимом диване, а папа брал книгу и начинал читать. Читал он замечательно! С самого начала вводил он нас в мир классической литературы.

ТЕКСТ 2

В Англии, которую порой называют туманным Альбионом, существует поучительная система приобщения детей к искусству.  Ассоциация художников приобщает детей к программе «Художник в школе». Общество поэтов проводит занятия с любителями стихов. Лучшие музыканты и танцоры обучают детей музыке и танцам.

ТЕКСТ 3

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья  тихо бьют в лицо, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина.

ТЕКСТ 4

Мальчик бережно положил руки на клавиши и закрыл на мгновение глаза. Из-под его пальцев полились величавые аккорды начала рапсодии. Лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими.

(После окончания работы председатель зачитывает предложение и сверяет его с текстом на видеопрезентации, спикер на доске делает его схему. Весь класс записывает предложение в тетрадь.)

Учитель русского языка: Молодцы, ребята, вы справились с работой. А теперь мы переходим ко второй части нашего урока.

И я хочу ее начать словами замечательного поэта, друга А.С. Пушкина, Константина Бальмонта:

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть.

Слово учителю истории:

Время и век, о котором сегодня пойдет речь, в истории носил №19. Правда, говорить мы будем только о его первой половине и в контексте с последней четвертью 18 века. Но можно смело утверждать, что именно тогда сформировалась генерация борцов за возрождение Украины, начался процесс формирования национальной интеллигенции, украинской национальной идеи, изучения и популяризации национальной культуры, быта простого украинского

 народа, закованного в кандалы крепостничества.

(видеофильм «Украина на рубеже 18-19 веков»» 2-3мин.

Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были. В. Жуковский

(На столах лежат инструкции для учеников под № 1,2,3,4)

Работа по номерам в каждой группе.

К доске из каждой группы выходят по очереди №1, 2, 3, 4.

Задание для №1

Снять с доски прикрепленные понятия по одному для каждого. Объяснить их, с использованием карточки- инструкции.

  1. Крепостное право
  2. Модернизация Украины
  3. Национальное возрождение
  4. Меценат

Инструкция-подсказка. Найди соответствие для понятий:

  1. форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала.
  2. Ликвидация крепостничества, становление машинного производства, распространение рыночных отношений, рост городов, развитие науки, образования, культуры, литературы, искусства.
  3. Культурный политический процесс, в ходе которого этнос (народ) начинает чувствовать себя нацией, которая имеет историческое, культурное и экономическое единство и общее будущее.
  4. в переносном значении слова – покровитель искусства и литературы.

Задание для №2

На основании текста и инструкции, постарайтесь ответить на вопросы:

Инструкция-подсказка: Дай ответ на вопрос. Найди его в предложенном тексте:

  1. Каким материалом пользовался художник при составлении картины, и где сейчас она хранится?
  2. Какой фон и колорит выбран для картины, в какой позе изображен герой? Какими чертами лица он наделен?
  3. Если бы ты не знал того, кто изображен на портрете – ты смог бы определить, какое положение в обществе он занимает?
  4. Кто же изображен на картине? Кем был этот человек и кто художник и автор этого портрета?

Тексты

№1. Картина написана в 1838 г. Холст, масло. Размеры: 110x83см. Место хранения - Государственная Третьяковская галерея, Москва..

Брюллов достаточно редко обращался к портретной живописи. Но если это и случалось, то его работы всегда отличались удивительной простотой подачи героя.

Работа над портретом шла с перерывами, потому что Жуковскому в это время пришлось часто разъезжать по России. Писался портрет в петербургской квартире художника.

Художник не стал придумывать фон, но нужно было, как-то обозначить направление жизни человека,  которого он изображал, и вот тогда-то и появилась мысль изобразить поэта, сидящим за столом. И вот перед нами Жуковский. Его лицо, чуть полное, достаточно лаконичное, спокойное.

Брюллов создал удивительно точный образ поэта-романтика. Портрет проникнут умиротворением и сосредоточенностью, выраженными в глазах, и позе: Жуковский сидит, слегка пригнув голову к плечу, сложив руки на коленях. Он как будто спокойно слушает собеседника, присев к столу с книгами. Художник использовал спокойный красновато-коричневый колорит, который соответствует солидному положению поэта в обществе.

Спокойствие, полное спокойствие исходит от Жуковского и уверенность в себе.

Брюллову, по рассказам современников, удалось передать именно самые характерные черты Жуковского – спокойствие, умеренность в жизни, уверенность в себе. Жуковский много творил, писал великолепные стихи и занимался достаточно плодотворно воспитанием царственных детей. И кстати, сделал это великолепно: именно благодаря ему и его удачному подбору знаний как минимум два императора получили блестящее начальное образование.

№2. Брюллов достаточно редко обращался к портретной живописи. Но если это и случалось, то его работы всегда отличались удивительной простотой подачи героя.

Вот и на этом полотне нам представлен великий русский поэт Жуковский. Тот самый Жуковский, который потрясал своих современников простотой лиры. Он, кстати, много позже станет личным педагогом детей семейства Романовых. Но это чуть позже того времени, когда писался этот портрет.

Художник не стал придумывать фон, но нужно было как-то обозначить направление жизни человека, которого он изображал, и вот тогда-то и появилась мысль изобразить поэта, сидящим за столом. И вот пред нами Жуковский. Его лицо, чуть полное, достаточно лаконичное, спокойное. И вообще от этого человека веет чем-то умиротворённым.

С первого взгляда и не скажеш, что это властитель дум человеческих и воспитатель царственных особ. Хотя именно такая сановитость проскальзывает, но не более… Нет в этой позе пафосного показа, наоборот, простота, спокойный взгляд, смиренно сложенные руки…

Спокойствие, полное спокойствие исходит от Жуковского и уверенность в себе.

Брюллову по рассказам современников, удалось передать именно самые характерные черты Жуковского – спокойствие, умеренность в жизни, уверенность в себе. Жуковский много творил, писал великолепные стихи и занимался достаточно плодотворно воспитанием царственных детей. И кстати, сделал это великолепно: именно благодаря ему и его удачному подбору знаний как минимум два императора получили блестящее начальное образование.

Собственно и сам Жуковский был блестяще эрудирован, разбирался не только в русской словесности, но и неплохо говорил по-английски и по французски, знал основы истории. И, конечно же, был вхож в литературный Олимп столицы, а там, кстати, и до Пушкина было недалеко.

№ 3. Выкуп Шевченко из крепостничества.

В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем саду, Шевченко познакомился со своим земляком, художником И. М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Е. Гребинкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому.

Спустя некоторое время Карл Брюллов вместе с друзями: выдающимся поэтом Василием Жуковским  и графом Михаилом Виельгорским –организовали выкуп молодого художника.

Для начала сам Карл Брюллов нанес визит господину П. Энгельгардту с душеспасительными беседами о филантропии. Но барин (по выражению Брюллова — «амфибия в тапочках») прикинулся непонимающим, и Карл Великий ушел от него в скверном расположении духа. Сошенко перепоручил это непростое дело профессору Венецианову как человеку, принятому при императорском дворе, но даже авторитет придворного художника делу не помог, ему Энгельгардт озвучил цену: 2500 рублей. Это была баснословная цена — за обычного дворового тогда просили 20-25 рублей, за обученного ремесленника — 500-1000 рублей. Но пан Энгельгардт уже чуял деньги — тем более его посещали такие знаменитые в мире искусства особы, что просто не могло не спровоцировать у него приступ алчности.

Но такой суммы у господ-филантропов на руках не оказалось. Тогда решено было провести лотерею, на которой разыграть и продать портрет.  Как свидетельствует художник Аполлон Мокрицкий в своем дневнике, уже 2 апреля 1837 г. «…Брюллов начал сегодня портрет Жуковского и препохоже». Задумка была в том, что великий художник Брюллов напишет портрет великого поэта Василия Жуковского (который к тому же был преподавателем русской словесности в царской семье). И разыграть портрет не просто в лотерею — в «царскую лотерею».

«Сговорившись предварительно с моим помещиком, — писал Шевченко в своей автобиографии, — Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода, 22 апреля 1838 г.».

Художник Сошенко оставил воспоминания, как эмоционально воспринял  Т.Шевченко свое освобождение: «..Вдруг в комнату мою через окно вскакивает Тарас, …, бросается ко мне на шею и кричит: «Свобода! Свобода!» — «Чи не здурів ти, Тарасе?» А он все прыгает и кричит: «Свобода! Свобода!» Понявши, в чем дело, я уже со своей стороны стал душить его в объятиях и целовать. Сцена эта кончилась тем, что оба мы расплакались, как дети».

В последствии портрет В.К. Жуковского был выкуплен богатым меценатом С.Третьяковым для своей художественной галереи, где хранится по сегодняшний день.

Задание для №3

Инструкция-подсказка: На основании текста и инструкции дай ответ на вопрос. Найди в тексте предложения, которые соответствуют поставленному вопросу.

  1. Где и когда произошла встреча художника Сошенко с Шевченко и как она повлияла на его дальнейшую судьбу?
  2. Дай характеристику помещику Энгельгардту, какую сумму он запросил за выкуп Шевченко?
  3. Какой выход нашли друзья Шевченко после отказа помещика Энгельгардта? Почему выбор пал на поэта В.Жуковского?
  4. Как отреагировал Шевченко на известие о выкупе (из дневника Сошенко)?

Задание для №4

Инструкция-подсказка: На основании текста и инструкции дай ответ на вопрос. Найди в тексте предложения, которые соответствуют поставленному вопросу.

  1. Перечисли исторические персонажи, которые были задействованы в выкупе Шевченко. Что двигало этими людьми, решившими помочь ему?
  2. Кем были исторические персонажи, задействованные в выкупе Шевченко? Почему именно они были близки ему?
  3. Какой исторический персонаж принял активное участие в дальнейшей судьбе ПОРТРЕТА  Жуковского? Где портрет находится сейчас?
  4. Как ты думаешь: если бы люди, помогавшие Шевченко, не встретились на его пути в жизни, как сложилась бы его дальнейшая судьба?

(2-3мин.)

Учитель истории: предлагает поменяться местами. Все одинаковые номера садятся за совместные столы и готовят общий ответ на одинаковые вопросы, предлагая записать 1 сложное предложение по данной теме ответа.

Ученики отвечают, формируют цельный рассказ по данной карточке.

Зачитывают сложные предложения (учитель русского языка корректирует их ответы)

4. Рефлексия. Итог урока.

Учитель истории. Вот и подходит  к завершению наш урок. Давайте вернемся к началу, вспомним  эпиграф нашего урока:

«… чем выше культура, тем богаче язык…»

 А.П.Чехов

(использование техники «Скрайбинг»- оформление страницы альбома)

На столах в конвертах лежат разноцветные листики, постарайтесь подобрать правильные ответы для заполнения страницы альбома, которая выглядит красочной палитрой (найти в конвертах ответы на поставленные вопросы).

  1. Назовите людей, которые, по вашему мнению, обогатили культуру 19века (Т.Г. Шевченко, В.Жуковский, И. Сошенко, А. Венецианов, К. Брюллов, Л.Гребинка, П.Кулиш и др.)
  2. Кем были эти люди? (художники, поэты, писатели, баснописцы)     

 3.Какое наследие оставили эти люди? Что из этого наследия обогащало язык, воображение, речь? (картины, стихи и оды, романы и повести, рассказы, басни и т.д.)

Вывод: Чем  выше  культура – тем  богаче  язык.

Учитель русского языка: Ребята, мы с вами повторили тему «Сложные предложения, их виды», сделали экскурс в историческое прошлое нашего народа. И не зря, потому что, как мы знаем, без прошлого нет будущего. Вы работали в группах, показали слаженность, умение находить главное в заданиях, стоящих перед вами. Осталась одна незаполненная ячейка нашей палитры. Я думаю, вы нашли ответ: (1 ученик зачитывает предложение «Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает»). А теперь оценки. Подсчитайте свои баллы-дольки. Спасибо вам за работу, которую мы продолжим на последующих уроках. До свидания.

docx
Додано
4 грудня 2018
Переглядів
972
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку