Согласные звуки речи -Звонкие и глухие (парные и непарные). -Твердые и мягкие (парные и непарные).

Про матеріал
согласные звуки речи: -Звонкие и глухие (парные и непарные). -Твердые и мягкие (парные и непарные).
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Согласные звуки:-Звонкие и глухие (парные и непарные).-Твердые и мягкие (парные и непарные).

Номер слайду 2

Звук речи – минимальная единица произносимой речи.

Номер слайду 3

Номер слайду 4

В современном русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]) и 10 гласных букв (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один звук, если: стоят после согласных (например, м[а]со, м[и]сной). И два звука, если: стоят в начале слова ([й’а]корь, ([й’э]сли), после разделительных ъ и ь (вь[й’у]н, съ[йʼэ]л), после гласной (по[й’о]т, ма[й’а]к).

Номер слайду 5

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Под ударением различаются все шесть гласных звуков: например, воды [в о´д ы], мишка [м ʼи´ш к а]. В безударном положении гласные отчётливо не произносятся (кроме [у]). Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [в а д а´]. Именно гласный звук образует слог, поэтому сколько в слове гласных, столько и слогов.

Номер слайду 6

Номер слайду 7

Подбери проверочное слово, впиши безударную гласную: Ч..сать-Хл..стать-Тр..петать-Х..хетать-Гр..хотать-Щ..бетать-Упражнение 1

Номер слайду 8

Чесать – чешет.хлестать - хлесткий,  трепетать - трепет, трепещет, хохотать - хохот, хохочет, грохотать - грохот, грохочет, щебетать - щебет, щебещет. Давай проверим!

Номер слайду 9

Из  слов в скобках выбери одно  или  два   проверочных слова. С...сна -    (  сосновый,  сосенка,  сосны )ш...рокий -   ( шире,  широко,  ширь )зв...зда  -   ( звездочет,  звёздочка,  звёздный )з...лёные  -   ( зеленеть,   зелень,  зелёнка )х...лода -   ( холодный,  холод,  холодильник )г...лова  -  (  головушка,  головы,  головка )л...нейка -  линейный,  линия,  разлинованный. Упражнение 2

Номер слайду 10

Вставь  нужную  букву  и рядом  запиши проверочное  слово.к...рмушка-  (  о,а)   -  ............................... д...ревья-  (е,и) - ..................................уг...щать-  (а,о) -      ...................................ст...рожить- ( а,о) - ..............................ш...лестеть- (е,и) -  ....................................  ш...рстяной- (е,и) - ..............................ж...стянка- (е,и) -    .....................................  м...рской-  (о,а)  -  ………………………т...пло- (е,и) -  ………………………….  ж...мчужина- (и,е) -………………………Упражнение 3

Номер слайду 11

Напиши  проверочные  слова:село -   ..................................                             дрова -   ...................................стена - ..................................                             страна -  ...................................волчонок - ...........................                             морской - ..................................ленивый - ............................                             весёлый -  .................................скрипучий - .........................                             мастерить - ...............................удивительный - ...................                             менять -    ..................................лепить - ...........................                             подчищать - ............................... Задание

Номер слайду 12

Согласные звуки речи

Номер слайду 13

Что такое твёрдые и мягкие согласные? Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками. Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими. А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»: пар [п а р] пир [п’ и р].

Номер слайду 14

Номер слайду 15

Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.как произносится согласный звук, в русском языке зависит от его позиции в слове и от того, какие звуки идут после него. Так, если он стоит перед гласными а, о, у, ы, э, перед другой согласной или в конце слова (и после него нет мягкого знака), то звук произносится твердо.

Номер слайду 16

В русском языке есть три согласных звука, которые всегда остаются твердыми, независимо от того, какой звук идет после них и какую позицию в слове они занимают – в начале слова, в середине или в конце. Это ж, ш и ц. Так что даже когда пишется жи и ши, то произносится [жы], [шы].

Номер слайду 17

Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.

Номер слайду 18

В русском языке мягкость согласных в письменной речи можно показать двумя способами. Первый способ – это буква «мягкий знак» (Ь). Буква «мягкий знак» - особенная. Она не обозначает звука! Но она может показать мягкость согласного звука на письме. Запомните! Мягкий знак – это орфограмма. Второй способ – это гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я. Эти буквы гласных звуков – большие труженицы. Они выполняют сразу две работы обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Номер слайду 19

Номер слайду 20

В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ.

Номер слайду 21

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, тыква, огурец.

Номер слайду 22

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Номер слайду 23

Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Возит – возить                   Трактор сено _____________ .                                            Далеко ему  ______________ . Говорит – говорить           Ира по телефону _____________ .                                             _______________  долго нельзя. Шест – шесть                     Вове ______________  лет.                                             Петя  взял _______________ . Жар – жарь                         От печки идёт _______________ .                                             Скорее  ______________  рыбу. Удар – ударь                      Раздался ______________ .                                            Ваня, _______________ в барабан.

Номер слайду 24

Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку. Подчеркни все мягкие и твердые звуки.лист           окун           карас            пыл           рол            денрул             нос             сом               бол            сол            мирлос             крик           лен               слон          мох            гус

Номер слайду 25

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Номер слайду 26

Задание. Запиши слова группами. Прочитай слова. Запиши сначала слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. Затем слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука. ДЕРЕВО, ДУБ, ПОДРУГА, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ВОДИТЕЛЬ, ПОГОДА, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.

Номер слайду 27

Правильный ответ: ДЕРЕВО, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ. ДУБ, ПОДРУГА, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ПОГОДА.

Номер слайду 28

Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие. Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] - [ф], [ж] - [ш], [г’] - [к’], [б’] - [п’], [в’] - [ф’], [з’] - [с’], [д’] - [т’]. Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков. Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.

Номер слайду 29

Согласные звуки, которые произносятся с голосом, звучат ярче и звонче, чем другие согласные звуки. Поэтому их и назвали «звонкими согласными звуками». А вот другие согласные звуки, в образовании которых голос участия не принимает, назвали «глухими».

Номер слайду 30

Давайте проведем эксперимент. Произнесите звонкий согласный звук [Б]. Обратите внимание на то, что активно при этом работают губы. Они плотно смыкаются, а потом размыкаются, выпуская струю воздуха. Произнесите ещё раз: [Б] [Б] [Б]. А теперь произнесите глухой согласный звук П. Проследите, как работают губы. Произнесите ещё раз: [П] [П] [П]. Не правда ли, они двигаются так же, как при произношении звука Б. Произнесите попеременно: [Б] [П] [Б] [П] [Б] [П]. Обратите внимание, что губы двигаются одинаково. А вот голос то звучит, то «отдыхает». Такие звуки легко произносить друг за другом, в паре, то «включая», то «выключая» голос. Такие согласные звуки назвали парными.

Номер слайду 31

Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум. Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса. Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Номер слайду 32

Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными. Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б - П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука - мягкий и твёрдый согласный звук.

Номер слайду 33

Выдели красным цветом буквы. Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки. Черничный пирог, шерстяной свитер.

Номер слайду 34

Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.

Номер слайду 35

Подчеркните слова, в которых есть согласные глухие звуки . КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ

Номер слайду 36

Проверяем. КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ

Номер слайду 37

Оглушение и озвончение согласных звуков1) Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой. Такой фонетический процесс называется оглушением. ДУБ; звонкий согласный Б на конце слова произносится как глухой звук [П];СКАЗКА: звонкий согласный 3 перед глухим согласным К произносится как глухой звук [С]. ВСЕГДА: звонкий согласный В перед глухим согласным С произносится как глухой звук [Ф].2) Глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий. Такой фонетический процесс называется озвончением. ПРОСЬБА: глухой согласный С перед звонким согласным Б произносится как звонкий звук [3']. Примечание:• озвончение или оглушение наблюдается в тех словах, в которых подряд идут два согласных: глухой + звонкий = озвончение; звонкий + глухой = оглушение;• оглушение происходит в тех словах, на конце которых стоит звонкий согласный и после него нет гласного.

Номер слайду 38

Задание учащимся. Исправьте ошибки в словах. Почему они были допущены?Дуп, зуп, нарот, любофь, чесный, сонце, прелесный, крёсный.

pptx
Додано
17 листопада 2021
Переглядів
55503
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку