Презентація до уроку №1 "Тайны искусства стародавнего Египта" За допомогою поданого матеріалу можна якісно підготувати учнів 8 класу до опису стародавнього Єгипту. У презентації є матеріал про архітектуру загалом і скульптуру зокрема із наочними прикладами, одано відомості про авторів монумента. Докладно розглянуто всі групи композиції та їхнє значення. Є словничок термінів і творче домашнє завдання.
Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира — Нила. По словам Геродота, Египет — дар Нила, ибо Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь.
630 000 лет назад... Официально принято считать, что история цивилизованного Египта началась примерно в пятом тысячелетии до нашей эры. Однако многие источники приводят совсем другие даты и указывают на то, что задолго до этого времени в Египте уже существовала развитая цивилизация. В Египте есть пословица: «Человек боится времени, а время боится пирамид». И действительно, египетские пирамиды настолько древние, что невозможно точно определить их возраст. Интересно, что самые разные источники подтверждают: египетская цивилизация намного древнее, чем мы думаем.
Древне-египетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Пирамида Джосера, больше известная как ступенчатая, находится в Саккаре, что в 30 км от Каира. Пирамида Джосера признана самой древней сохранившейся египетской пирамидой. Это первая пирамида Египта, а построена она в честь правителя Джосера архитектором и приближенным фараона Имхотепом.
Пирамида Хеопса Высота самой большой пирамиды Египта на сегодняшний день — 140 метров, а общая площадь более 5 га. Пирамида Хеопса сложена — внимание — из 2,5 млн каменных блоков! Чтобы доставить эти глыбы к месту строительства, древним египтянам приходилось преодолевать расстояния в сотни километров! На возведение пирамиды Хеопса ушло целых 20 лет.
Храм Амона Ра в Луксоре на сегодняшний день является одним из известнейших памятников древнеегипетской культуры. Храм в свое время являлся вторым по значимости храмом Древнего Египта. Мрамор, колонны, огромные пилоны, статуи фараонов высотой 14 метров, обелиски, рельефы, иероглифы и многое другое ожидает путешественника в этом прекрасном сооружении.
Карнакский храмовый комплекс или просто Карнак – это комплекс храмов, пилонов, святилищ, статуй и обелисков, возводимый египетскими фараонами в течение двух тысяч лет. Карнак – одна из самых величайших построек древнего мира. Находится Карнак в верхнем Египте. Карнакский храмовые комплекс это самый большой по площади храм во всем древнем мире.
Неотъемлемая часть гробниц, храмов и дворцов Стародавнего Египта –это скульптура. Скульптура. Круглая Рельеф В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Рельефы были низкие и врезанные (т.н. контррельефы). Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета. Настенные росписи были также двух видов: темперой по сухой штукатурке и такой же техникой в сочетании с вкладками из цветных паст. Применяли минеральные краски: красные и желтые охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи.
Скульптура Сфинкса. На момент создания самого грандиозного памятника человечества (высота Сфинкса превышала двадцать метров, а длина – более семидесяти) на территории Египта уже было хорошо развито искусство, в частности, скульптура. Получается, что статуя Сфинкса в действительности намного старше египетской культуры, которая появилась в IV тысячелетии до нашей эры.
Заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно поэтому древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.
Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.
Если вначале они изображали только богов (изготовленная из драгоценных металлов крупная статуя того или иного божества была расположена в посвящённом ему храме, в алтарной части), сфинксов, правителей и вельмож, то впоследствии стали изображать и простых египтян. Такие фигурки в основном были деревянными.
Живопись египтян также является яркой и неординарной. Все картины египетских художников выполнялись в определенных рамках. Фигуры людей, богов и животных на изображениях, как будто подчинены некой схеме. Лицо принято было изображать в профиль, а саму фигуру – руки, ноги, часть туловища – в анфас. Природа на картинах живописцев Египта также выглядела весьма схематично. Египтяне пользовались красками. Их изготавливали из минералов – извести, древесного и каменного угля, железной и медной руды. Древние художники не умели достигать игры цвета или полутонов. Однако основные цвета – белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый - долго не теряли яркости. Для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше.