Критическое мышление – это сложный процесс, начинающийся от полученной информации до принятия решения. Такая конструктивная деятельность предполагает осмысленное восприятие информации, ее переработку в соответствии с установкой, освоение и усвоение наиболее ценной ее части, использование для достижения конкретной цели.
Технологическая карта для выполнения самостоятельной работы
по теме «Развитие критического мышления школьников»
Критическое мышление – это сложный процесс, начинающийся от полученной информации до принятия решения. Такая конструктивная деятельность предполагает осмысленное восприятие информации, ее переработку в соответствии с установкой, освоение и усвоение наиболее ценной ее части, использование для достижения конкретной цели.
Предложенные методы эффективно применять как при использовании инновационных технологий так и при классических формах и методах обучения.
1.СКОНСТРУИРУЙТЕ КЛАСТЕР
7 класс « Причастие» НЕ РАЗДЕЛЬНО СЛИТНО
* КР. ПРИЧ. * НЕДОУМЕВАЮЩИЙ * ПРИЧ. + З. С. * НЕТ З. С. * > , А < * НЕТ >, А <
ПЕРЕД Н И НН
ГЛ. НА - АТЬ _______________ В ПРИЧ. А, Я - ЯТЬ
В ОСТ. СЛ. _______________ В ПРИЧ. Е
|
2.СМОДЕЛИРУЙТЕ ПАЗЛ
5 класс « Понятие о предложении» На лесной поляне. Кругом пышно рос малинник. Скоро девочки набрали полные корзины спелой малины. Светило солнышко. Как хорошо было тут! Алые ягоды сами ложились в руку. Девочки пришли на лесную поляну. Тонкие ветки гнулись от сладких ягод.
|
3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТЕКСТ |
РАЗЛИЧНОЕ |
ТЕКСТ |
Русский лес. Красив, чудесен русский лес зимою! Глубокие , чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей…
|
|
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. ( А.Фет )
|
4. ЗАПОЛНИТЕ ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК
ОТРЫВОК |
РЕАКЦИЯ НА НЕГО |
11 класс «А. Блок. Главные мотивы лирики» Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче….
|
- Раскройте смысл обращения к «Пению в церковном хоре». - Соглашаетесь ли Вы с тем, что это звучит голос Веры, Надежды, Любови? - Какие изменения происходят под влиянием пения девушки? - Как Вы понимаете последнюю строфу стихотворения? - Раскройте смысл контрастного противопоставления: «сладкого голоса» девушки – и «слез ребенка». - Опишите Ваше эмоциональное состояние после прочтения отрывка. - Ваше отношение к моральным светским ценностям в современном мире. |
5. ЗАДАНИЯ ТИПИ VARIA
«Кто быстрее» Записываются слова: белый, ветер, взять, войти, волосы, время, вступить, выбиться, глаза, голова, дело, день, дорога, душа. Кто быстрее запишет в тетрадь фразеологизм з каждым словом?
|
«Угадай героя из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»» « За столом покойно сидел неизвестный, тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокей ской шапочке и в пенсне… ну, словом, тот самый» « Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрита белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной»
|
«11-словие»
Звонок
Долгожданный Последний звонок. Ты тревожишь сердца. Я люблю эту тревогу. Волнуюсь |
«Сочинение по метафоре»
Осень. Осень – золотая листва. Осень – вкус дождя за окном. Осень – пахнет холодом сада. Осень – одевает туманом поля. Осень – раздается гитары струна Осень – грустная пора. |
Стихотворение «Я …»
Я океан.
Я океан, зовущий корабли. Я океан, синеющий вдали. Я океан Хозяин дальних стран. Я океан.
|
«Сочинение-метаморфоза/идентификация» Сочинение-метаморфоза. Однажды я, проснувшись утром, увидела, что превратилась в белочку. Я стала красивым рыженьким зверьком. Моя шерсть блестела ярким светом не солнце. Звери, видевшие меня, не могли оторвать глаз от моего пушистого хвоста и ушек с кисточкой. Как прекрасно чувствовать себя неповторимой. Сочинение-идентификация. Чистый лист. Я – чистый лист еженедельника. Через минуту моя хозяйка напишет на мне заветное желание. Кроме меня, его никто не прочтет. Я умею хранить тайны и молчание. Я – надежный друг, и за это меня ценят. |
«Кинолента видений» Слова: Родина, песня, полумесяц, ключ, мелодия. Родина, родной край, родители. Как много для меня значат эти слова! В них слышится соловьиная песня, которая великолепными трелями сыплется из чащи. В этих словах свет серебристого полумесяца среди усеянного звездами неба и тихое журчание хрустального ключа. Конечно, каждый слышит свое в музыке этих слов, но разве может что-либо сравниться с этой божественной мелодией.
|
«СИНКАН/СЕНКАН» Синкан Сигізмундо Нестриманий, тиранічний володар Ув’язнений в самітній вежі Бунтівника звільнено Невільник у власному домі
Сенкан Щастя Чарівне, довгоочікуване Допомагає, надихає, окриляє Воно збагачує людську душу Кохання. |
СЛОВЕСНАЯ ПИРАМИДА |
|
Текст
Книга Мудрая святая Научит, поможет, расскажет Книга – наш друг и помощник
|
Синквейн
СУЩ. ПРИЛ. ПРИЛ. ГЛАГ. ГЛАГ. ГЛАГ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
|
7. МОДЕЛЬ КАРТОЧКИ ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
Карточка №1 9 класс «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия и уступки» Творческая работа в парах. Опишите одного из мальчиков по картине «Тройка», используя уступительные конструкции. План описания. 1.Холодный зимний день 2.Один из «Тройки»: а) лицо и поза мальчика; б) одежда. 3.Чувства, вызываемые картиной. |
Карточка №2 9 класс «Основные виды придаточных предложений» Творческая работа в парах. Составьте афоризмы, завершив начатые предложения.
|
ТЕКСТ 7 класс «Наречие»
Человек живет в мире, постоя..о находясь в ситуации выбора. Сплош.. и рядом он уподобляется витязю из старых сказок. Но в сказках всегда есть камень-указатель, на котором написано, что ждет его (в) переди. А в реальной жизни и самих возможностей выбора (альтернатив) больше, чем «(на) прав..», «(на) лев..», «прям..»», и исход каждой из них далеко (не) всегда ясен. Так что и в большом, и в малом деле особе..о важ..о овладеть искусством принимать правильные решения и постоя..о чувствовать ответственность за свой выбор.
|
Задания для всего класса
1.Спишите, раскрывая скобки. 2.Выделите наречия. Устно объясните их написание. 3.Какие орфограммы Вы использовали при написании слов с пропущенными буквами? 4.Два любых наречия разберите как часть речи. 5.Озаглавьте текст. 6.Определите стиль письма.
|
Задания для индивидуальной работы, для группы (пары)
|
9. КОММУНИКАТИВНО-СИТУАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
КСУ
8 класс. «Словосочетание. Предложение» Однажды Вы услышали такое изречение: «Единственная красота, известная мне, - это здоровье» Составьте связный текст, используя слова и словосочетания: внешность, манера, красота, мода и т. д.
|
КСУ
9 класс. «Сложноподчиненное предложение» Милосердие – это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, нежность, любовь к людям. Милосердие – это не слабость, а сила, потому что милосердие свойственно людям, способным прийти на помощь. Что Вы можете возразить по этому поводу. Аргументируйте свой ответ. Запишите сложноподчиненные предложения. |
КСУ 10 класс « Стили речи» Вам предстоит встреча с известным эстрадным певцом (футбольным игроком). Какие вопросы Вы зададите, интересуясь их творческими планами? Составьте интервью
|
КСУ |