Урок литературного чтения «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Про матеріал

В этой разработке представлен конспект урока-исследования по теме «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина. Дети на уроке выполняют задания в группах.


Перегляд файлу

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

                Составила и провела:

учитель общеобразовательной

школы І-ІІІ ступеней № 14

г. Мелитополя                                                                              

 Алёхина В. А.

 

 

 

 

2018

Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 

Цели:    - обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;

              - работать над развитием выразительной, грамотной речи;

    - формировать у детей умения находить нужный отрывок, выразительно читать его;

    - развивать артистические способности;

    - воспитывать нравственные качества, эстетический вкус;

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, предметные картинки, рисунки, поделки детей.

Тип урока: урок-исследование.

 

Ход урока

  1.                     Мотивация учебной деятельности.

- Дети, сегодня у нас в классе присутствуют гости. Давайте поздороваемся, подарим им улыбки и займём свои рабочие места.

 

Девиз: Кто много читает, тот … (продолжить)

  • много знает
  • речь развивает
  • тот себя умным считает
  1. Звучит музыка П.И.Чайковского

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса,                           (Слайд№1)

Где царевна оживает

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,       (Слайд №2, 3, 4,5)

Белочка поёт,

Где разбитые корыта 

Рыбка раздаёт,

Где шумит волна морская,

Нас туда зовёт

Лукоморье, цепь златая

И учёный кот.                               (Слайд № 6, 7,8) 

 

  1. Кто догадался, с произведением какого жанра мы будем сегодня на уроке работать?
  2. Вы любите читать сказки?
  3. Что такое  сказка? Какие бывают сказки?

 (Народные и авторские)

 (О животных, бытовые, волшебные).

«Дерево сказок»

Назовите признаки сказки:

ПРИЗНАКИ  СКАЗКИ: 

вымысел (вымышленный сюжет) (Слайд № 9)

зачин

троекратный повтор

концовка (хороший конец)

волшебство, волшебные предметы

сказочные герои

борьба добра и зла (добро побеждает зло)

II. Сообщение темы урока.

 

 

 

 1.  Разгадайте ребус. (слайд № 10)

J02275581)    ’’       

     

 

 

 

 

 

2. - Как вы считаете, почему я зашифровала именно это слово?

- Соберите полное название сказки.(слайд № 11)

 

 

 

  1. Постановка задач и сообщение ожидаемых результатов.
  1.     Путешествуя в прелестный мир сказки, я предлагаю провести исследование, т.е. научную работу. В любом исследовании есть гипотеза – предположение. Мы возьмём за гипотезу высказывание С.Я.Маршака: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». (Слайд №12) Постарайтесь доказать, что А.С.Пушкин создавая «Сказку о царе Салтане…» опирался на русские народные сказки.

Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. (Слайд № 13)

-  Итак, первое слово – «биографам»

1)А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в небогатой дворянской семье. Отец – Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна, старшая сестра Ольга Сергеевна, младший брат – Лев Сергеевич.(Слайд № 14)

2)Гувернёр был француз, в семье говорили на французском языке, поэтому Саша слышал только французскую речь.

3) К 7 годам он хорошо говорил и писал по-французски, даже сочинил пьесу.

4) Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна, которая знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и образным .(Слайд № 15)

6) Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои

сказки. Известно, что поэт записал в черновике семь няниных сказок, которые потом дословно передал в своих стихах.

Вывод: Мы считаем, что высказывание С. Я. Маршака верно, т.к.  Пушкин хорошо знал русские народные сказки.

Что такое сюжет?

            Сюжет – последовательность событий.(Слайд № 16)

Передаём слово «исследователям сюжета»

1)Вы знаете, как появилась Сказка о царе Салтане?

Арина Родионовна рассказала ему сказку, только по-другому.

Примите позу слушателя. Послушайте начало народной сказки. «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья – что родит 33 сына. Царь выбрал третью. По истечении срока царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц.

Потом эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.

А ещё в народной сказке не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись, а между ними сыпалось золото и серебро.

А мне всё-таки белочка больше нравится.

 

- Послушайте, как у А. С. Пушкина начинается сказка.

Инсценировка   

         У окна на лавке сидят три девицы, прядут пряжу (имитируют движения)

Автор                 Три девицы под окном

                            Пряли поздно вечерком.

1 девица             Кабы я была царица,

(напористо)       То на весь крещёный мир

                            Приготовила б я пир.

2 девица             Кабы я была царица,

(восторженно)   То на весь бы мир одна

                            Наткала я полотна.

3 девица             Кабы я была царица,

(задумчиво)       Я б для батюшки-царя

                            Родила богатыря.

Автор                 Только вымолвить успела,

(заходит царь)   Дверь тихонько заскрипела,

                            И в светлицу входит царь,

                            Стороны той государь.

                            Во всё время разговора

                            Он стоял позадь забора;

                            Речь последней по всему

                            Полюбилася ему.

Царь                   Здравствуй, красная девица,

(подходит          Будь царица

к 3 сестре)          И роди богатыря

                            Мне к исходу сентября.

                            Вы ж, голубушки-сестрицы,

                            Выбирайтесь из светлицы,

                            Поезжайте вслед за мной,

                            Вслед за мной и за сестрой:

                            Будь одна из вас ткачиха,

                            А другая повариха.

Вывод: Мы считаем, сюжет сказки Пушкин взял из народной, которую ему рассказала няня.

 

- Я знаю, что многим эту сказку читала мама или бабушка. А некоторые сами прочитали всю сказку.

 Скажите, что было дальше?

(Дальше была свадьба, потом царица родила сына. Царь ушёл на войну. Царицу с сыном оклеветали, посадили в бочку и бросили в море.)

 

  1. Учитель:

Выполним дыхательно-артикуляционную гимнастику.

 

  • Вдох носом, выдох через рот.
  • Вдох, задержка дыхания, выдох.
  • Вдох, выдох порциями.

Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп!

                        И поймали! (кулачок к уху)

Пусть летит! з-з-з.

 

  1. Работа над скороговоркой.

- Поработаем над скороговоркой.

 

Морская волна сильна и вольна. (Слайд № 17)

 

(Читаем с вопросительной интонацией, свосклицательной, делая логическое ударение последовательно на каждом слове.)

 

-В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи.

    -Как они называются? (устаревшие – архаизмы). (Слайд № 18)

 

- Давайте посмотрим на их значение.

 

А ещё у А.С. Пушкина есть слова, которые следует произносить так: по небу, по морю, на берег, на море, за морем. Прочитаем их хором. (Слайд № 19)

 

 Просмотрите фрагмент экранизации «Сказки о царе Салтане» (слайд №20)

 

Откройте учебник на странице 77, найдите отрывок, в котором дитя торопит волну. Все мальчики читают эти строки хором.

 

- Как автор относится к своим героям? (Сочувствует, жалеет, восхищается)

 

Читаем как комарики тихоотрывокиз учебника. (с.78-80)

- Читают все девочки слова царевны-Лебедь.

 

- Кто является воплощением зла? Добра? Докажите.

- Вы хотели бы подружиться с Царевной-Лебедью? Чего бы вы ждали от этой дружбы?

Физкультминутка 

Волны плещут в океане. 
(Дети машут руками, изображая волны.) 
Что там чудится в тумане? 
(Дети вытягивают руки в перед.) 
Это мачты кораблей. 
(Дети вытягивают руки вверх.) 
Пусть плывут сюда скорей! 
(Дети приветственно машут руками.) 
Мы по берегу гуляем, 
Мореходов поджидаем, 
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке 
(Наклоны.) 
И сжимаем в кулаке 
(Дети сжимают кулачки.) 
Чтоб побольше их собрать,- 
Надо чаще приседать. 
(Приседания.) 
Сядем дружно на песок. 
Снова начался урок. 
(Дети садятся за парты.)

 

- Какие события происходили в сказке дальше? (Царевна-Лебедь подарила царевичу город, белочку,33 богатыря. )

О чём поведали корабельщики царю Салтану?(О чудесах: о городе, белочке, о богатырях, о царевне-Лебеди.)

Прочитайте молча отрывок на с. 80-81

Прочитайте разговор царя Салтана с корабельщиками в лицах.

(с. 80 - 82)

 (Царь и корабельщики)

-Почему белочку назвали чудесницей?

 

Слово исследователям «магии чисел».

В русских народных сказках и сказке А.С.Пушкина происходят троекратные повторы. В каждой сказке  троекратное повторение имеет конкретный смысл.

         Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок.

         3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 раза обращался к царевне-Лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?»

3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Язык сказки плавный, напевный.

  Вывод группы.

         Мы убедились в том, что сказки роднит сюжет, герои, использование чисел.

А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

 

Слово «языковедам».

 

Простую разговорную речь А.С.Пушкин превратил в яркую литературную. Но поэт сохранил язык народных сказок.

 Роднит сказку А.С.Пушкина с народной использование многократных повторов «Кабы я была царица» (3 раза), «Ветер на море гуляет » (3 раза).

Поэт сохранил выражения из народных сказок: «красна девица», «пир честной», «златоглавый град», «свет божий» и сравнения «словно реченька журчит», «выступает будто пава».

 

        Поэт вводит элементы простонародной речи: «он прислал тебе поклон». Использует слова «де» и «кабы», «шлёт де свой царю поклон». Сохраняет концовку. Но в отличие от русских народных сказок «Сказка о царе Салтане…» написана не прозой. Это поэзия.

 

         Работа в группах:   задание вам придумала белочка и прислала в шкатулочках.

Отыскать в тексте четверостишья, оканчивающиеся такими словами. Выразительно прочитать.

(Слайд № 21)

 

 

1.                    захочешь,

                       точишь,

                       земли,

                       корабли.

2.                    спасена;

                       она.

                        вынет?

                       покинет?

3.                     воле;

                        поле,

                        кругом,

                       холмом.

4.                     спаситель,

                        избавитель,

                        меня,

                       дня.

 

 5.                     избавил,

                       оставил;

                        убил,

                        подстрелил.

 

         Почему было легко найти? Есть рифма. Это поэзия.

Вывод группы:Мы пришли к такому выводу: А.С.Пушкин обогатил сказку и написал её в стихах.

 

Слово предоставляется «знатокам героев сказки».

(Слайд № 22)

         В сказке положительные герои внешне прекрасны, а герои несущие вред, горе – безобразны.

         Вспомните какими словами в народной сказке передаётся красота героя «что ни в сказке сказать, ни пером написать».

         Пушкин восхищается красотой царевны Лебедь. Создавая её образ он использует образ невесты-птицы из былин и свадебных песен.

 

 Царевна Лебедь расскажет о себе.(Слайд № 23)

 

(Звучит музыка из оперы «Сказка о царе Салтане», тема «Царевна Лебедь»)

Я – сама царевна Лебедь.

Пушкин обо мне поведал,

Молвит в сказке справедливо:

Я ведь, диво, так уж диво!

Днём свет божий затмеваю,

Ночью землю освещаю.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступаю, будто пава.

Речь же, автор говорит,

Будто реченька журчит.

Вывод группы:  Мы утверждаем, что А.С.Пушкин использует героев русских народных сказок и дополняет новыми.

 

Вернёмся к нашему дереву сказок. Куда же мы с вами отнесём «Сказку о царе Салтане»?

А теперь проверим, насколько вы были внимательны.

Беседа по тексту

Как развивались события сказки . Установите очерёдность.(Слайд № 24)

Сказки А.С.Пушкина вдохновляют на творчество не только композиторов(Сегодня у нас на уроке звучали отрывки из гениальной оперы композитора Николая Римского-Корсакова), художников(наш урок украсила картина Михаила Врубеля), но и вас. Взгляните на выставку рисунков.

 Дадим слово и нашим будущим гениям.

 (Дети демонстрируют своё творчество) (Слайд № 25)

ΙV Итог урока

Чему учат сказки? (Доброте, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями.Высмеивается зло, жадность, клевета, зависть)

В чем сила сказок? (Добро побеждает зло)

Попробуйте сделать вывод.

Верна наша гипотеза (Слайд № 26)

 Мы это доказали?   

 V. Заключительный этап.

Оценивание работы учащихся в группах.

Все группы справились с заданием, поэтому все участники получают высокий балл за работу на уроке.

Домашнее задание. (на выбор) (Слайд № 27)

  • Если бы царь выбрал не младшую сестру, а среднюю или старшую, как могли бы развиваться события?
  • В сказке встречаются чудеса. Придумайте своё чудо.
  • Иллюстрация любого чуда

 

Благодарю вас всех за урок, за активное участие, прекрасные ответы. Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку.!

 А сейчас полюбившаяся уже вам игра «Миллионер» (Слайд № 28)

 

docx
Додано
18 квітня 2018
Переглядів
2147
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку