Урок "Обобщение знаний по теме «Значение слова»"

Про матеріал

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.

2. Развивать умение применять полученные знания на практике.

3. Создать условия для развития речи детей, расширить их словарный запас, формировать коммуникативные умения.

4. Создать условия для активного включения каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

5. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, формировать желание изучать богатство русского языка.

Перегляд файлу

Русский язык  -  3 класс

Тема:  Обобщение  знаний по теме  «Значение слова»

 

Цель: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.

2. Развивать умение применять полученные знания на практике.

3. Создать условия для развития речи детей, расширить их словарный запас, формировать коммуникативные умения.

4. Создать условия для активного включения каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

5. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, формировать желание изучать богатство  русского языка.

 

Ход урока

Упражнение «Настроение»  Возьмите цветок вашего настроения (Слайд №2)

                Красный – трудовой

            Желтый – веселый

               Голубой – отличный

                     Синий - ответственный

 

І. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

 Учитель:-Сегодня мы отправляемся в путешествие. Побываем в удивительной стране  с прекрасным названием Лексика.

- Во время путешествия мы вспомним много интересного о словах.

- Но путешествовать будем группами и здесь мы проверим не только наши знания, но и то как мы умеем в группах дружно работать.  А для этого повторим правила работы в группах.                                                                                -  А также будем себя проверять и ставить самооценку  работе в группе.           -  В каждой команде будет капитан, который будет вам помогать. Фишки помогут сосчитать количество правильных  ответов.

 

ІІ. Обобщение и систематизация знаний по теме:

1 . Путешествуем по Улице Друзей 

- Мы попали на интересную улицу.                                                                                          - Как она называется?

-  Какие здесь домики: они очень похожи один на другой, но отличаются какими-то деталями. Живут в этих домиках слова, чем-то очень похожие.

- Давайте подумаем, какими могут быть наши домики.

(Старый, ветхий, дряхлый, древний, новый современный.)

- Как они называются? (Синонимы или слова близкие по значению)

- Что вы знаете о синонимах?   -    Работа в  группах  

 

 

   А)   Синонимы       (Ассоциативный куст)

(слова выставляются на доске)

-   близкие по значению;                                                                                                                -    один и тот же вопрос;                                                                                                                  -    помогают разнообразить нашу речь;                                                                                      -    устраняют  повторы;                                                                                                                            -   помогают объяснить значение слов;

-   Чем синонимы похожи на родственные слова?                                                           -   Чем они от них отличаются?

 

Учитель - Синонимы – это слова-друзья. Они помогают точно выражать мысли, избегать повторов.                                                                                                                          Сейчас мы в этом убедимся.

 

Б) Работа в группах   . Указать время  -5 мин .   Конверт № 1    (3 ф)

-  На столах лежат инструкции для капитанов к оцениванию активности работы членов группы. ( на листе) 

 3ф – активно работает над вопросом, выдвигает свои версии, помогает в определении, найдены  все слова.

2 ф. – сравнивает идеи со своими. Обсуждает информацию других. Одно слово не найдено или одна допущена ошибка.

1ф. – выдвигает свои версии, но очень робко.

0 ф – не работает в обсуждении.

 

- Прочитайте отрывок из этой сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» . (Отрывок дан на карточках)  (Слайд № 3,4)

1,3,5 - группы

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.

2,4,6 - группы

Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!

- Найдите в тексте синонимы. Запишите  их .(Собрались, сбежались, приплелись              ,                                                                                                                         хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)

Самопроверка–проверьте правильность написания слов (  Слайд № 5)

В) Задание по желанию :   сделать  звуко  - буквенный анализ слова ,

Составить предложение с одним из слов и определить грамматическую основу.

 

 

3. А это улица Противоположностей.  

Учитель: - Мы на следующей улице. Обратите внимание на домики, в которых живут слова. Какого цвета домики? (Белые и черные – противоположные по цвету.)

- Какие слова живут в этих домиках?  (Противоположные по смыслу.)

- Как их называют?  (Антонимы)

- Приведите примеры антонимов. Не забудьте, что они отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по значению.

- На улице антонимов в белых домиках живут веселые светлые слова, а в черных – прямо противоположные по смыслу – скучные - мрачные.

 

А) Конверт № 2   5мин  (3 ф)

    -Из данных слов составить и записать пословицы. (разрезать – по 2 комплекта)

1.Труд человека кормит, а лень портит.                                                                   2.Сытый голодного не понимает.                                                                                                      3. Мал телом, да велик делом.      (Слайд № 6)

-  В каких пословицах слова употреблены в переносном значении?

-  Объясните значение пословиц?

 

Б) Конверт № 3   3 мин.  (3 ф)

 Объединить стрелками антонимы 

Работать                                   печалиться

Смеяться                                  уходить

Радоваться                              плакать

Приходить                               отдыхать

Составить  1 предложение с парой слов. Записать.

(Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.

Больше смейся – меньше плачь.)

 

 

4. Улица слов с прямым и переносным значением  (2 мин)

(Технология «Светофор»)

Учитель:  Мы на дивной улице. Здесь живут слова , которые могут иметь разное значение.

-Я называю слова, а вы сигналом мне отвечаете :

красный цвет  - переносное значение слова.

зеленый –прямое значение слова.

 

Чистая тетрадь – прямое зн.

Высокая ель – – прямое зн.

Ясные глаза-  перен. зн.

Умный человек– прямое зн.

Золотые руки - перен. зн.

Сладкие слова- перен. зн.

 

Конверт № 4

Обсудить и объяснить значение высказываний. (Технология «Микрофон»)

 

1гр. Глаза на мокром месте. – расстроенный человек

2гр. Идти куда глаза глядят – идти куда нибудь

3 гр.Держать язык за зубами – молчать

4гр. Зарубить себе на носу что –то запомнить.

5 гр. Сел в калошу – опозориться

6 гр. Что кот наплакал – чего-то мало.

 

ІІІ.Обобщение изученного

 

 Конверт № 5   ( Слайд № 7)                                                                                                                    Тест « Верю не верю»

3 ф- тест выполнен верно

0ф – тест выполнен неверно

 

 

    1

   2

   3

  4

  5

 Верю

+

 

 

+

 

 Не верю

 

+

+

 

+

 

1. Синонимы – это слова близкие по значению.

2. Слово может иметь только одно значение.

3. Слова снег и дождь –синонимы.

4.Слова с противоположным значением называются антонимами.

5.Держать язык за зубами – значит много говорить.

 

Дополнительное задание

Конверт № 6. Кроссворды ( на листах)  (словари)

 

 

1

 

а

 

 

 

 

2

 

 

 

 

н

 

 

 

                                                         3

т

 

 

 

 

 

 

4

 

 

о

 

                                                          5

н

 

 

 

 

 

 

6

и

 

 

 

 

                                                             7

м

 

 

 

8

 

 

 

ы

 

 

 

1.Сильный (слабый)

2.Весёлый (Грустный)

3.Шум (тишина)

4.Зима (лето)

5.Старый (новый)

6.Сладкий (кислый)

7.Война (мир)

8. Сухой (мокрый)

 

 

ІУ. Итог урока.

 - Закончить предложение

Сегодня мы на уроке повторили…..

Синонимы украшают… (нашу речь)

Антонимы чаще всего встречаются…. (в пословицах и поговорках)

 

Рефлексия    (Светофор)    (Слайд № 8)

- Я могу сам оценить свой ответ.

- Могу объяснить как выполнял задание.

-Я понял разницу между словами синонимами и антонимами.

- Я не умел, в теперь умею ….

-На следующем уроке я хочу…

Вот и закончилось путешествие. Подсчитайте свои фишки и выберите свой цвет домика от    1-3 –белый

                          От   4-6 –синий

                           От  7-9 зеленый

                           От  10-12 – красный.

Цвет ваших домиков указывает на вашу активность работы во время урока.

 

В начале урока вы выбрали цветок. Изменилось ли ваше настроение.? Подарите его  товарищу в вашей группе.

 

 

 

 

docx
Додано
20 квітня 2018
Переглядів
904
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку