Тема . Народные музыкальные инструменты

Про матеріал

Цей урок-проект я проводила, прийнявши участь у Всеукраїнському конкурсі "Вчитель року-2017". Ввійшла в п'ятірку кращих вчителів області. З великим задоволенням пропоную Вашій увазі, можливо комусь стане в нагоді.

Перегляд файлу

                            Урок по музыкальному искусству в 5 классе.                                                                                   

Тема главы. Народная музыка.

Тема урока. Народные инструменты.                                                                                                  

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – проект.

Цель. Продолжить ознакомление учащихся  с народной музыкой, в частности с народными инструментами: сопилкой, скрипкой; инструментами, которые входят в состав народного ансамбля троистые музыки, а так же  их происхождением.                                                                                             Главные задачи урока.                                                                                                               

Обучающие. Учить детей рассуждать, логически мыслить, формировать позитивное отношение, интерес к народным музыкальным инструментам на основе эмоционального восприятия народной  музыки. Приучать детей  работать в группах, при этом самостоятельно добывать новые знания из различных источников информации, делиться ими с одноклассниками. Учить  детей  работать над проектом, делать  мультимедийную презентацию.                                                                                                                             Развивающие.  Развивать логическое, критическое  мышление;  музыкальную память,  мелодический, ритмический и гармонический  слух; артистизм.                                      

Воспитательные.   Воспитывать  музыкальную культуру и музыкальный вкус, любовь к украинской народной музыке;  заинтересованность к возникновению народных инструментов, традициям украинской истории и культуры, а также лучшие моральные ценности личности. 

Оборудование: музыкальный инструмент, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Раздаточный материал карт

  Музыкальный материал :Музыкальное приветствие, Шотландский  наигрыш «Играй, волынка»,   танец «Украинская полька»  ,  песня «Сопілко, грай», ирландская народная мелодия, (фрагмент)Прелюдии №5 Д.Шостаковича, «Гуцульский танец» в исполнении  народного ансамбля «Троистые музыки»                                                                                                                                                                                   

                                                               

 

 

 

                                                     Ход урока                                                                                                                                                                                         I. Организационный момент.                                                                                                                            Вход  учащихся в класс под  шотландский наигрыш «Играй волынка». 

Учитель.  Музыкальное приветствие с классом                                                                                 ( по мажорному тоническому  трезвучию)                                                                            - - --- Добрый день!                                                                                                                                                   (дети) - Добрый день!                                                                                                                             Учитель. А сейчас, ребята, давайте поприветствуем гостей нашего урока.                                                                                                                                                                                                           

Музыкальное приветствие:                                                                                                                       Добрий день Вам гості, раді   Вас  вітать.                                                                                             Ласкаво Вас просимо на урок до нас.                                                                                                              І в Вас , і в нас хай буде гаразд,                                                                                                                     Щоб Ви  і ми щасливі були.

Учитель.  Полилися скрипки звуки, за ними цимбали,                                                                                              Їх підтримав барабан, троїсті заграли.                                                                                                           А бандура собі знай віщує, бринить,                                                                                                                                    Разом з нею сопілочка, залунала вмить.                                                                                                                                                      Вже басоля вторить такт своїми басами,                                                                                                                                                                                      І свирілі понеслися попід  небесами.                                                                                                               Музиканти всі  зібрались й разом всі заграли,                                                                                               Та народні  інструменти в оркестр об’єднали !

Учитель. Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые  гости. Я рада приветствовать всех  на нашем  уроке: уроке - музыкальном проекте, тема которого называется «Народные инструменты». Главная задача  ребята, которая стоит перед вами - показать  все свои знания и умения, которые вы приобрели, работая над своим проектом и поделиться этими знаниями,  друг с другом, то есть, с одноклассниками.  Поэтому я всем вам желаю на этом уроке творческого вдохновения, хорошего настроения и удачи!

 II. Мотивация учебной деятельности.                    

          Месяц тому назад , мы начали с вами работать над музыкальным проектом.  Класс  разделился на три группы  и на протяжении всего этого времени  вы ребята, провели огромную исследовательскую работу.

      Первая группа изучала историю сопилки. Перед этими учащимися был поставлен главный ключевой вопрос: в чем особенность сопилки?

    Вторая группа исследовала происхождение скрипки. Эти ребята должны были ответить: почему скрипку называют королевой музыкальных инструментов?

    Ну и третья группа  занималась  исследованием происхождения народного ансамбля - троистые музыки. Этим учащимся был поставлен ключевой вопрос: в чем заключается роль троистых музыкантов в жизни села?

И сейчас все ребята, каждой группы  уже готовы презентовать свой музыкальный проект.  Но я прошу минуточку внимания, и предлагаю всем нам посмотреть, как мы с вами  начинали подготовку проекта?..

Презентация    «Мы делали это так…»                                                                                                       (Показ фото  - презентации работы учащихся над своим музыкальным проектом)

 Учитель. После просмотра мы все зарядились позитивной энергией и можем начинать.  Но,  я хочу обратить ваше внимание на ваши рабочие места. Перед каждым из вас, ребята,  на парте лежит  ваша рабочая карточка  – схема, которая  называется: алгоритм  работы с музыкальным проектом.   По этой схеме вы будете работать  на протяжении урока, а в конце урока карточки  сдадите для оценивания. Просмотрите, пожалуйста,  схемы,  у кого какие возникли вопросы?..  Итак, мы начинаем.

 III. Изучение новой темы. Презентация проекта.                                                                                                                               Учитель.  Слово предоставляется первой группе, которая изучала  народный инструмент – сопилка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              1-й ученик. Вашему вниманию музыкальный проект: «Таинственная сопилка»      Ключевой вопрос проекта: в чем особенность сопилки?                                     План проекта.                                                                                                                                                               1.  Происхождение сопилки.                                                                                                                                                        2. Разновидности сопилки.                                                                                                                                      3. Стихи и загадки  про сопилку                                                                                                                   4. Ответ на ключевой вопрос:  «В чем особенность сопилки?»                                                                                                                                                                                                                                                                           5. Творческое задание – песня «Сопілко, грай!”                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              2-й ученик.  Происхождение сопилки.                                                                                         Сопилка - украинский народный духовой инструмент, который появился более 20 тысяч лет назад. Звук сопилки — нежный,  очень похожий на звук флейты. Изготовляется из дерева (клён, липа, калина, бузина и др.) Репертуар  сопилки – это пастушеские импровизации, сопровождение танцев на свадьбах,  праздниках и гуляньях, народных обрядов. Играют на сопилке  сольно, в троистых музыках, в оркестрах народных инструментов.                                                                                                    3-й ученик.  Особенно этот инструмент до сих пор популярный  в Карпатах. Со средины ХХ века усовершенствовался и народными музыкантами, и профессиональными мастерами. Стали изготовляться сопилки из алюминия, бронзы, стали. Именно во второй половине ХХ века  сопилка зазвучала по новому,  усовершенствовал  ее основатель украинской сопилковой академической школы Иван Скляр.                                                                                                                                                                               4-й ученик. Разновидности сопилки.

Денцивка.  Представляет собой деревянную трубку, в верхнем отверстии  вставленным  свистком. На трубке 5-6 отверстий для пальцев. Это типичная  сопилка, которую можно смастерить с вербы, клена, калины, груши.  Звук у нее соковитый и насыщенный.                                                                                                                                               Флояра . Этот вид  от обычной сопилки  отличается тем,  что у нее нет свистка, а оба конца трубки открытые.  Звук из нее извлекается тяжелее.  Звучание  флояры  серебристо-утонченное.                                                                                                                                              Дводенцивка.  Две  одновременно соединенные  сопилки называют    дводенцивкою. Сопилка сопрано из эбонита. Сопилка такого типа применяется в современных ансамблях сопилкарей,  используются  как сольный инструмент,  а также,   входит в состав  оркестра украинских народных инструментов.                                                                         

5-й ученик. Загадки и стихи про сопилку.

Расскажу тебе, дружок, - в древние века                                                                                                   Дунул, тихий ветерок в  трубку тростника.                                                                                             Человек услышал вдруг  нежный мелодичный звук,                                                                                      И родился в тот момент   музыкальный инструмент.                                                                  - Ребята, что это за инструмент?                                                                                                                                       – Из какого материала сопилка в этой загадке?

 Дідусева сопілка                                                                                                                                            Змайстрував сопілочку дідусь.
Кажуть: в нього руки — золоті.
І тепер я грати на ній вчусь,—
Буду музикантом у житті.                                                                                                                                     Кожна нотка: до-ре-мі-фа-соль,—
Чарівними звуками бринить.
Грай,моя сопілочко! Дозволь
Душу звеселити хоч на мить.                                                                                                                                Бо твоя калинова душа, 
Вірю, що приглянеться комусь…
Грай, сопілко! Кожного — втішай.
Змайстрував сопілочку дідусь.                                                                                                                             – Из какого материала сопилка в этом стихотворении?

6-й ученик. Ответ на ключевой вопрос: в чем особенность сопилки?(ответ учеников)                            

1-й ученик. А сейчас мы вам представляем нашу творческую работу. Вашему вниманию песня «Грай, сопілко (Исполнение песни)(1.42сек)

Учитель. Спасибо ребята, за ваш творческий музыкальный номер и за прекрасную работу над проектом.

 Рефлексия. Методический прием «Микрофон»                                                                                                                                                                                                                                                                              Учитель. - Что вы, ребята,  нового узнали для себя из данного проекта? (Ответы)

Учитель. А сейчас мы приглашаем вторую группу, которая изучала историю скрипки.                                                                                                                                              1-й ученик. Мы предоставляем вашему вниманию проект «Знакомая незнакомка»    Ключевой вопрос: почему скрипку называют королевой музыкальных инструментов?                                                                                                                                       План проекта.                                                                                                                                 1.Происхождение  скрипки.                                                                                                          2.Известные  скрипичные мастера.                                                                                                  3.Великие скрипачи – виртуозы.                                                                                                4.Интересная история о призвании великого  Эйнштейна.                                                        5.Ответ на ключевой вопрос. Почему скрипку называют «королевой» музыкальных инструментов?                                                                                                                               6.Творческое задание – сказка  «Скрипка и ветер»                                                                                                                    2-й ученик.  Происхождение скрипки.                                                                                                                          Скрипка – музыкальный инструмент из   группы  струнно  – смычковых. Слово  «скрипка»   происходит от старославянского  «скрипати», то есть скрипеть.  Предшественницей скрипки была виола, а у  украинцев издавна бытовал струнный смычковый инструмент гудок. Историки считают, что в Украине именно  он был предшественником скрипки. Скрипка четырехструнный  инструмент, но бывает и пятиструнной. Тембр инструмента в низком регистре – густой,   в среднем  мягкий и   в верхнем блестящий.  Современный вид  скрипка приобрела  в ХVI веке, а широкое распространение в XVII.   Без нее не обходилась ни одна   свадьба или  вечерницы.  Скрипка    является   неотъемлемой частью оркестров,  ансамблей, троистых музык. Она и сольный, и аккомпанирующий инструмент. Часто солирует певучие и виртуозные мелодии.                                                                                                                     

3-й ученик. Известные скрипичные мастера.                                                            

Итальянские  скрипичные мастера 16-17 в.  А.Амати, Дж.Гварнери и особенно А.Страдивари создали непревзойденные скрипки удивительной красоты и утонченности. Стоимость  этих скрипок в  наше время -  целые состояния. Главная их ценность в неповторимом волшебном звуке, который эти инструменты несут сквозь века.                                                                                                                                                               4-й ученик. Великие скрипачи виртуозы.                                                       Антонио Вивальди (1678—1741)  — итальянский скрипач, композитор и дирижер. Является одним из самых ярких представителей скрипичного искусства Италии 17 века.                                                                                                                                                           Никколо Паганини (1782-1840) – итальянский скрипач и композитор, признанный  великим гением игры на скрипке.                                                                                                            Давид Ойстрах (1908—1974) - ярчайший скрипач-виртуоз советских времен, лауреат множества международных конкурсов. Его называли «королем скрипки».             Ванесса Мэй – современная английская скрипачка-виртуоз и композитор, знаменитая своими современными аранжировками классических произведений.                                          Ассия Ахат ( Полное имя Инесса Данилова) Современная известная украинская скрипачка.  Родилась в Киеве. Номинант и дипломант Международных конкурсов в Италии, Франции, США. Скрипачка Ассия Ахат пока не виртуоз, но стала настоящим открытием Украины и за ее пределами.

5-й ученик. Интересная история о  призвании великого  Эйнштейна.                                        Альберт Эйнштейн (1879-1955)-немецкий ученый, физик – теоретик.                             Как-то в Германии Эйнштейн принял участие в    благотворительном концерте. Местный журналист, восхищённый его исполнением, спросил у соседки: «Кто это играет?» и получил ответ: «Как, вы  не узнали? Это же сам Эйнштейн!» — «Ах, да, конечно!» На следующий день в газете появилась статья о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, А.Эйнштейна. Великий ученый пришёл в восторг, вырезал  из газеты заметку и с гордостью показывал знакомым: «Вы думаете, я учёный?...  Я знаменитый скрипач, вот кто я на самом деле!».

6-ученик. Ответ на ключевой вопрос. Почему скрипку называют «королевой» музыкальных инструментов? (Ответ учеников)                                                                                                               1-й ученик. А сейчас вашему вниманию наше творческое задание – сказка  «Скрипка и ветер» (30 сек.)     

       На лугу, в тени, под  одиноким деревом  о чем-то мечтая, стояла и смотрела на синее небо  девушка. В руках у нее была скрипка. Улыбнувшись  мечтательно, она положила скрипку на плечо и заиграла… ( На тихом фоне звучит отрывок  Прелюдии №5 Д.Шостаковича).     В ее талантливых руках скрипка  так играла, что к  ее прекрасной мелодии прислушивались  птицы, и деревья.   А  цветы на лугу, кажется, ожили, стали еще красивее и ярче. Даже ветер прилег под кустом и с удивлением слушал прекрасную мелодию. Играла музыкант о голубом небе,  белом облаке,   ласточке летавшей высоко в небесах, о своей мечте…                                                                                                                    Замолчала мелодия, положила девушка скрипку   и пошла полюбоваться красотой  луговых цветов. Поднялся ветер из-под куста, подлетел к скрипке, поднял смычок и начал им водить по струнам изо всех сил. Заскрипела, загудела скрипка, будто старая крыша в осеннюю непогоду. Тогда подул ветер  еще сильнее, а скрипка не играет – скрипит и гудит. «Почему это так?»- думает ветер. Ведь я же могу вырвать дуб с корнем, сбросить крышу с дома. Почему же скрипка не подчиняется мне – не играет?...»                                                                                                                                                 Вопрос для класса   - Почему ветер не смог сыграть на скрипке? (ответы учеников)

Учитель. Спасибо ребята, за ваш творческий  номер - вашу поучительную сказку и за прекрасную работу над проектом.

 Рефлексия. Методический прием «Микрофон»                                                                                                                                                                                                                                                                               Учитель. -  Что вы, ребята, узнали для себя нового из данного проекта? (Ответы)

Учитель. Ребята   третей группы, мы предоставляем вам слово.                                                                     1-й ученик. Музыкальный проект. Троистые музыки.                                                                 Ключевой вопрос: в чем заключается роль троистых музык в жизни села?                                    План проекта.                                                                                                                                   1.Происхождение  ансамбля троистых музык.                                                                             2.Высказывание о троистых музыкантах Н.В.Лысенка.                                                                                    3. Легенда о троистых музыках.                                                                                                                         4.  Ответ на ключевой вопрос проекта. В чем заключается роль троистых музык в жизни села?                                                                                                                                                       5.Творческое задание – танец «Украинская полька»                                                                                  2-й ученик. Происхождение троистых музык.                                                                                   Народный ансамбль троистые музыки  впервые упоминается в  Украине в конце XVII — начале XVIII века.Называется ансамбль троистым потому, что в его состав входили три исполнителя – скрипка, басоля , бубен (в центральных областях Украины), или скрипка, цимбалы, бубен (в западных областях Украины).  В наше время, оставив за собой традиционное название, украинские троистые музыки значительно расширили свой состав. Современных троистых музыкантов может быть три или больше. Главное то, что все они исполняют украинскую народную музыку, и обязательно одеты в народные костюмы.  Вашему вниманию состав троистых музык (фото).

3-й ученик. Высказывание о троистых музыкантах Н.В.Лысенка.                                    Н.В.Лысенко(1842-1912) – украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог  собиратель  песенного   фольклора. Впервые обратил на троистых музыкантов внимание Н.В. Лысенко в 1874 г. Он писал «Наконец-то  музыка сугубо танцевального характера выполняется специальной игрой на скрипке, цимбалах, с дополнением ударного инструмента бубона и составляет так называемые в народе «троистые музыки».                                                                                                                                                                                         4-ученик. Легенда  про  троїстих  музик.                                                                                                  Гуцули склали легенду про троїстих музик. Три легені – скрипаль, цимбаліст і сопілкар – закохалися в одну дівчину. Вибираючи собі  нареченого, красуня запропонувала їм прилюдно змагатися у грі:  чиє виконання визнають найкращим – за того вийде заміж. 
Кожен із парубків грав на своєму інструменті найулюбленішу мелодію. Та виконання було таким майстерним, що жоден не одержав переваги.   Тоді дівчина звеліла їм грати одну й ту саму пісню, але й цього разу   надзвичайно важко було виявити найкращого… 
Залишилося останнє: грати парубкам  разом. Та від сумісної гри народилася      нечувана досі чарівна музика і народ вирішив – не слід розлучати  музикантів. 
З тієї пори музики грали не поодинці, а втрьох (тобто в ансамблі).  Тому в народі їх назвали  «троїстими музиками».                                                                                                                                                   5-й ученик. Ответ на ключевой вопрос проекта: в чем заключается роль троистых музык в жизни села? (отвечает на вопрос)                                                                                                                               1-й ученик. Мы вам представляем наше творческое задание – танец «Украинская полька»(1.22 сек.)

 Учитель. Спасибо ребята, за ваш творческий  номер – украинскую польку, исполненную  под троистые музыки и за хорошую работу над проектом.

 Рефлексия. Методический прием «Микрофон»                                                                                                                                                                                                                                                                              Учитель. - Что вы, ребята, узнали для себя нового из данного проекта? (Ответы)

Учитель.  А сейчас я вам предлагаю послушать музыкальное произведение и его проанализировать по схеме в ваших карточках.

Методический прием «Мозговой штурм»                                                                                            Слушание.                                                                                                                                                          Анализ музыкального произведения: «Гуцульський  танок» в исполнении  народного ансамбля «Троистые музыки»                                                                                                                                                                                    * инструменты, которые  звучат – это…  (скрипка, тарелки, цимбалы )                                                                                                      * какой из инструментов ведет главный мотив мелодии? (скрипка)                                                                                                                                                                                          * назовите характер музыки в данном произведении (веселый, танцевальный, радостный,)                                                                                                                                                                            * темп (быстрый )                                                                                                                                                                                * регистр  (высокий)                                                                                                                                                  * лад (минорный)

Закрепление и обобщение материала.                                                                                Учитель. Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали интересные истории о сопилке , скрипке и троистых музыках. Скажите, пожалуйста, а какие еще народные инструменты вы знаете? (ответы учащихся).

-  Давайте, закрепим наши знания, посмотрим музыкальные инструменты и послушаем, как они звучат.                                                                                                    резентация  – украинские народные инструменты и их звучание)                                                                                  Методический прием «Домино» Работа в группах.

Учитель. Всем известная игра «Домино». Составьте картинки в таком порядке,  чтобы фотография музыкального инструмента совпадала с его названием. Какая группа  быстрее соберет домино? (проверка задания» Домино»)

Рефлексия.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Игра называется «Незаконченное предложение». Я начинаю предложение, а ваша задача его закончить.

- Сегодня на уроке я …

- Узнал… (новые нар. инстр., об Эйштей.,а-ле Троис. муз. егог составе, разн. виды сопил. Скрипач-вирту. Скрипичн. мастер                                                                                                                                                              - Научился… определять на слух инстр. Распознавать их на вид,                                                                                                                                                    - Самым трудным на уроке  для меня было…                                                                                                                                                                                                                   - Самый интересный для меня эпизод на уроке  – это…                                                               Учитель.  Наш урок подходит к концу. Вы, ребята, сегодня все   хорошо поработали, показали  свои знания и умения. У кого-то было хорошо, а у кого - то еще лучше. Но главное то, что вы все старались. Молодцы! Спасибо вам за урок!                                             А сейчас, пожалуйста, сдайте свои карточки-схемы для оценивания.

        Ребята, посмотрите, перед вами стоит «дерево настроения».  И перед тем, как вы будете выходить с урока, ваша задача его украсить. Если вы покидаете урок в хорошем настроении, вам все было интересно, то украсьте его зеленым листиком. Если вам урок не понравился, и вам было скучно -  повесите красный. Ну, а если вы чего-то не поняли, и у вас настроение так себе, наполовину,  украсьте дерево желтым листочком.                                                                                                                                            Итак, листики все приготовили?..                                                                                                                                     Мы заканчиваем урок, и давайте  наших гостей поблагодарим за поддержку и за их присутствие на нашем уроке.

Учащиеся поют.                                                                                                                                                                         Скільки б ми не вчились та кінчати час,                                                                                                                       Кращі побажання ви прийміть від нас.                                                                                                          І в вас, і в нас хай буде гаразд,                                                                                                                 Щоб ви і ми щасливі були.                                                                                                                Шановний учителю,дякуємо вам.                                                                                                            Кращі побажання Ви прийміть від нас.                                                                                                          І в вас, і в нас хай буде гаразд,                                                                                                                 Щоб ви і ми щасливі були.   (Выходя из класса, учащиеся украшают листочками «дерево настроения»                                                                                

 

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
docx
Додано
11 січня
Переглядів
182
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку