Тема: Солнечная система. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты . Малые тела Солнечной системы
Цели: закрепить знания учащихся о Вселенной; развивать умение работать в команде, оценивать ответы товарищей; воспитыватьсплоченность и командный дух учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Урок №____________________ дата___________________
Тема: Солнечная система. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты . Малые тела Солнечной системы
Цели: закрепить знания учащихся о Вселенной; развивать умение работать в команде, оценивать ответы товарищей; воспитывать сплоченность и командный дух учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор, плакаты, карточки, раздаточный материал
Ход урока
- Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Всё готово? - Посмотри?
Начинаем: Раз! Два! Три!
I. Организационный момент
Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Риммы Алдониной, а вы отгадайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке.
Вот над нами свод небесный
Закружился как живой!
Звезды нашей стороны,
Звезды южной стороны…
Я забыл про все на свете,
Я как будто видел сны!
Мчит созвездье Гончих Псов
Мимо Лиры и Весов,
Бриллиантовый Пегас
Скачет по небу на нас,
Ковш огромный светится,
Но этот ковш – Медведица!
До сих пор со всех сторон
Где-то бродит этот сон,
Километров миллионы
И столетий миллион… (Тема урока – «Солнечная система».)
(запись на доске»
II. Повторение изученного материала
1. По просторам вод глубоких
Черепаха все плывет,
На своей спине широкой
Трех слонов вперед везет.
На хребте у них Земля,
Окружила их змея.
– В какой стране в древности так представляли Землю? (В Ин-
дии, потому что там живут змеи, черепахи, слоны.)
2. Он думал, Земля – это центр Вселенной.
Стоит себе смирно и смотрит она,
Как в сказочном танце, плывут постепенно
По кругу планеты, Солнце, Луна.
– Кто из античных философов предполагал, что Солнце и пла-
неты вращаются вокруг Земли? (Аристотель.)
3. Первым он придумал это:
Хоровод ведут планеты
Вокруг Солнца, не Земли,
Но ему не верили.
– Кто первым предположил, что в центре Солнечной системы
находится Солнце, а не Земля? (Аристарх Самосский.)
– Почему в эту теорию не могли поверить? (Когда мы смотрим
на небо, нам кажется, что движется Солнце, а не Земля.
К тому же движение Земли никак не ощущается.)
4. Разные ученые,
Люди увлеченные,
Думы думали, считали
И трактаты все писали.
Вот один подал идею,
А второй в костре сгорел,
Третий взял и отказался
От неправильных идей!
– Кто эти ученые? (1 – Н. Коперник, 2 – Д. Бруно, 3 – Г. Галилей.)
- Сейчас, ребята, давайте с вами вспомним благодаря каким ученым, мы, живущие в 21 веке, все это знаем?
- Посмотрите на “космического информатора” и выберите необходимые портреты ученых.
- Объясните в чём вклад каждого из них.
Аристотель – доказал шарообразность Земли.
Эратосфен – первый рассчитал размеры Земли.
Пифагор – первым высказал предположение о шарообразности Земли.
Физкультминутка
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар? (Солнце)
III.Изучение нового материала
1. Назовите яркую звезду из созвездия Малая Медведица. Которая указывает на север. \ полярная \
2. Назовите естественный спутник Земли \ Луна \
3. Как называют человека, который изучает звезды? \астроном \
4. Какая звезда находится ближе всех к Земле? \Солнце \
5. Как называется фигурное сочетание звезд? \ Созвездия \
6. Назовите прибор, с помощью которого наблюдают за звездами \Телескоп \
7. Что такое огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет \Звёзды\
- Так о чем мы сегодня будем говорить?
-Сегодня наш урок будет посвящен планетам нашей Солнечной системы.
- Назовите, пожалуйста, общие для всех планет признаки.
Ответы учащихся включают:
- планеты не излучают собственного света;
- вращаются вокруг своих осей;
- по орбите вращаются вокруг Солнца;
- почти одинаковая форма
- Но есть один из главных отличительных признаков у всех 9 планет - разные размеры.
- Верно. Давайте прочитаем определение планета в учебнике.
+ Планета – это холодное космическое тело, которое не излучает собственного света.
- Назовите планеты, которые вы знаете?
+ Меркурий, Венера. Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей
За ними Юпитер, из всех великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их различим мы
Уран и Нептун. и кроха Плутон.
Просмотр фильма(7 минут .краткий и красочный )
Разгадываем кроссворд (музыкальная презентация)
4. Закрепление изученного материала:
- Но это ещё не все обитатели нашей Солнечной системы. А вот про кого мы забыли сказать, вы узнаете из учебника.
- Откройте учебник и прочитайте второй абзац.
- Так, что же ещё находится в нашей Солнечной системе?
+ астероиды.
- Что же такое «астероид»?
+ Астероиды – это малые планеты.
- Астероиды – это камни и обломки скал. Сред них есть крошечные, не больше футбольного мяча, но есть и огромные.
- В учебнике написано стихотворение. Прочитайте его.
Наша планета.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей, нету.
- О чём оно?
+ о нашей планете Земля.
- Почему её надо беречь?
+ Потому, что только на Земле можно жить.
Тесты на усмотрение учителя (если осталась свободная минутка)
1. Самосветящееся небесное тело:
А) звезда В) метеорит
Б) планета Г) Луна
2. Группа звезд, занимающая определенный участок неба:
А) орбита В) астероиды
Б) комета Г) созвездие
3.Спутником Земли является :
А) Солнце В) Марс
Б) Луна Г) Венера
4. Солнце – это
А) звезда В) астероид
Б) планета Г) метеорит
5. Кто изучает звезды?
А) агроном В) астроном
Б) лунатик Г) счетовод
6. Группой звёзд называют:
А) созвездие В) метеоритом
Б) кометой Г) астероидом
7. Самая яркая звезда в созвездии Малая Медведица:
А) Сириус В) Полярная
Б) Плутон Г) Луна
8. Солнце – это –
А) звезда В) метеорит
Б) планета Г) комета
9. Спутником Земли является :
А) Луна В) Солнце
Б) Звезда Г) Марс
10.Созвездие Малая Медведица называют :
А) ковш В) крючок
В) кочерга Г) палка
11.Сириус, Вега, Ригель, всё это:
А) звёзды В) кометы
Б) планеты Г) астероиды
12.Лев, Лебедь, Скорпион, Дракон – это.
А) животные В) созвездия
Б) звёзды Г) кометы
13. Я – Сатурн, как вам известно.
Мне ужасно интересно,
В честь кого мне имя дали,
Странным именем назвали?
– В честь чего назвали планету Сатурн?
а) искусственного спутника Земли;
б) древнеримского бога;
в) древнегреческого ученого.
14. Я Венера, не Юпитер,
Вы, ребята, знать хотите,
К какой я группе отношусь?
С кем в соседстве нахожусь?
– К какой группе планет относится планета Венера? Перечис-
лите планеты этой группы. (Земная группа: Меркурий, Венера,
Марс, Земля.)
15. Юпитер, нет меня крупнее,
Попробуй-ка найди скорее
Такого же, как я, титана
И назови всех без обмана.
– К какой группе планет относится Юпитер? Назовите другие
планеты из этой группы и расскажи, в честь кого они названы.
Как вы думаете, почему? (Планеты-гиганты: Юпитер, Са-
турн, Уран, Нептун. Поскольку эти планеты самые большие,
они названы в честь крупнейших античных богов: самого
древнего бога, ставшего отцом всех богов, Урана; главного
бога Древнего Рима, властвовавшего над Землей, Юпитера;
его отца Сатурна; верховного бога морей Нептуна.)
5. Домашнее задание
- А сейчас запишем домашнее задание.
Дома вы прочитаете параграф о планетах Солнечной системы.
- И ещё я вам даю одно творческое задание: нарисовать на альбомном листе изображение любой понравившейся планеты и написать интересные сведения об этой планете или сочинить стихотворение.
6. Итог урока
- А теперь подведем итог всего того, о чем мы говорили на уроке.
- С какими космическими телами Солнечной системы мы познакомились?
+ с планетами Солнечной системы, астероидами.
- Какие открытия сделали вы для себя?
+ планет в нашей Солнечной системе всего 9
+ жизнь на одной планете – Земля.
+ они названы в честь древних богов.
- А сейчас мы ещё раз вспомним название планет нашей Солнечной системы.
7.выставление оценок
Дополнительно: Загадки.
1. Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая её свет,
Хороводы водят. / Солнце и планеты/
2. Загадочна, в белой вуали
Летит она в дальние дали
И, может быть, даже красива,
Но в дымке едва различима. / Венера/
3. Тепла, красива, зелена-
Для многих отчий дом она.
И много миллионов лет
От нас она хранит секрет. / Земля /
4. Планета эта горяча,
К Солнцу ближе всех она. / Меркурий /
5. Одному, конечно скучно,
Друга срочно вызвать нужно!
И не двух, не трёх – за раз,
Тридцать будет в самый раз.
Пусть кружат. летят вокруг,
Создавая плотный круг. / Сатурн /
Это пятая планета
Очень крупная она
Носит имя, планета эта
Самого главного божества. / Юпитер /
считалки
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Считалка “Планеты солнечной системы”
На Луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон!