Аспекты урока:
Образовательные
Развивающие
Воспитывающие
2.воспитание умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой по геометрии;
3.воспитание в детях уверенности в себе при ответах на уроке;
4.формировать позитивное отношение к ситуации взаимопроверки своих знаний.
Тема урока: «Теорема Пифагора»
Основная дидактическая цель урока - выучить теорему Пифагора, способствовать выработке и закреплению навыков применения теоремы Пифагора при решении задач.
Тип урока – урок изучения и применения новых знаний
Аспекты урока:
Образовательные
Развивающие
Воспитывающие
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, компьютерная презентация, учебники по геометрии
Методы:
На доске записано число, месяц, год данного урока, а также тема урока. Продолжительность урока – 45 минут.
№ п\п |
Структура урока |
Хронометраж урока, мин. |
1 |
Организационный момент |
2 |
2 |
Актуализация опорных знаний |
10 |
3 |
Изучение нового материала |
10 |
4 |
Закрепление новых знаний |
18 |
5 |
Информация о домашнем задании |
2 |
6 |
Оценивание |
2 |
7 |
Подведение итогов по уроку |
2 |
Суть истины вся в том, что нам она – навечно,
Когда хоть раз в прозрении её увидим свет,
И теорема Пифагора через столько лет
Для нас. Как для него, бесспорна, безупречна…
Ход урока
Цель: подготовка учащихся к работе, активизация внимания для быстрого включения в деятельность.
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
Теорема Пифагора наверно самая известная теорема. Она имеет большую историю. Сегодня урок начнем с истории этой великой теоремы.
Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. Не подлежит, однако, сомнению, что эту теорему знали за много лет до Пифагора. Так, за 1500 лет до Пифагора древние египтяне знали о том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 является прямоугольным, и пользовались этим свойством (т. е. теоремой, обратной теореме Пифагора) для построения прямых углов при планировке земельных участков и сооружений зданий.
В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. В самом древнем индийском геометрическом сборнике «Сульвасутра» («Правила веревки», 600 год до н.э.), представляющем собой своеобразную инструкцию по сооружению алтарей в храмах, даются правила построения прямых углов при помощи веревки с узлами, расстояния между которыми равны 15, 36 и 39 падас (мера длины). Алтари по священному предписанию должны иметь строгую геометрическую форму, ориентированную относительно четырех сторон горизонта.
По-видимому, он первым нашёл её доказательство. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Это, однако, противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. В литературных источниках можно прочитать, что он «запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы». В связи с этим более правдоподобной можно считать следующую запись: «… когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста».
На протяжении последующих веков были найдены другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более пятисот.
c c – гипотенуза
b а, b - катеты
а
Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
с b
а |
с b
а |
с b
а |
|
|
|
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путём
К результату мы придём.
Задача 1.
В Прямоугольном треугольнике EFQ катеты равны 8 см и 6 см. Найдите гипотенузу.
Задача 2.
В треугольнике АВС АВ равно ВС, ВС = 15 см.. Найдите прямую делящую сторону АС пополам, если АС = 24 см.
Задача 3
Решите задачи по рисункам, данным на слайде 15.
Основное: Прочитать параграф 20,выучить формулы , стр.169 № 844 Дополнительное: стр. 173 № 886
Учитель оценивает учеников работающих на уроке, выставляет им оценки и объяснят их.