Матеріали тренінгу для педагогів "Психосоціальна підтримка" дають можливість зрозуміти як себе вести коли у другої людини біда, та як самим вміти справлятися з тиском подібних проблем.
Психосоциальная помощь
Тренинг для учителей
Разработка учителя биологии и основ здоровья Морозовой Л.Н.
Психосоциальная помощь
Зорко лишь только сердце».
Маленький Принц. А-де С Экзюпери.
1. История…
К одному из похожих на остальные 2 десятка домиков модульного городка для переселенцев подошла девушка. Это была студентка, будущий психолог, волонтер. Увидев приоткрытую дверь, она не знала как поступить лучше – стучать или тихонечко войти? Осторожно, на цыпочках, девушка вошла в жилище, - «Есть кто?» - протянула она. У окна стояла пожилая женщина.
- Извините, могу я вам чем-то помочь?
- Чем? – взвыла женщина, поворачиваясь при этом к гостье.
-Вы способны вернуть мне сына, погибшего на войне? Мужа, который не лоехал сюда? Сможете восстановить разрушенный дом?
Девушка тут же вернулась в координационный центр очень расстроенная. Энтузиазма к дальнейшей работе у нее не было.
…..Это была война в Хрватии 1991-1997 гг, которая последовала за расколом бывшей Югославии.
-Что пошло не так?
-Почему?
Согласитесь, очень тяжело улучшить состояние людей, переживших психологическую травму. КАК? ЧТО? Надо сделать чтобы эти люди были готовы к принятию психологической помощи? В каких ситуациях психосоциальные программы полезны и необходимы?
2. Что собой являет психосоциальная помощь?
Это поддержка эмоциональная и социальная, возможность найти способы справиться со стрессами людям, вынудили покинуть свои дома опасности, это возможность преодолеть кризис и восстановить нормальную полноценную жизнь без болезненных последствий для себя и других. Психосоциалная помощь придает эмоциональные силы, учит справляться со стрессом и повышает психологическое самочувствие. Зачастую психологическую помощь оказывают как профессионалы так и природные помощники – непрофессионалы. Одной психологической помощи будет недостаточно, необходимо обеспечение таких потребностей как питание, одежда, жилье медицинское обслуживание.
Целью психосоциальной помощи является:
Т.е. придание уверенности и поддержка людей чтобы они снова могли обрести контроль над своей жизнью.
Не существует никаких инструкций, рецептов, шаблонов при оказании психологической помощи. Человека надо чувствовать…
В истории со студенткой-волонтером и женщиной опытный специалист дал девушке совет: «Не предлагать помощь людям, которые пережили потери. Они выжили. Можно только провести вместе время…Пусть человек поймет, что рядом кто-то есть, а придет момент и ему будет куда обратится за помощью…»
Работа с таблицей.
А) Вспомните несколько ситуаций в которых Вы сотрудничали с другими людьми и несколько – в которых Вы сохраняли свою автономность (из опыта работы или из личной жизни).
Б) Разделите ситуации на 2 категории:
- сотрудничество;
- автономность.
ВЫБОР – является ключевым. Где Вы окажетесь в конкретной ситуации – зависит от Вас!
|
Сотрудничество |
Автономность |
«Я должен/мне придется» |
|
|
«Я выбираю/я хочу» |
|
|
Т.о. если мы оказываем помощь взрослому или ребенку, если мы сталкиваемся по жизни с людьми, нуждающимися в поддержке, надо, прежде всего, чувствовать состояние этого человека и никоем образом не выделять таких людей (детей), а, наоборот, помочь им «раствориться» в новом коллективе.
Оказывая кому-то поддержку, мы зачастую настолько проникаемся проблемами пострадавшего человека, что порой приходим к такому состоянию, что пора уже оказать помощь и себе. Как это сделать?
Пример – самолет и кислородные маски. Ситуация – Вы и ребенок рядом. Кому необходимо первому оказать помощь? – Себе. А потом- окружающим.
Признаки стресса.
Цель: Уметь распознавать признаки стресса.
Работа в парах. Вспомните одну ситуацию работы с учащимися, коллегами, родителями, которая оказалась тяжелой, стрессовой. Поделитесь воспоминаниями. Что вы при этом чувствовали?
Запишем в таблице:
Эмоции |
Мысли |
Физические реакции |
Поведение |
|
|
|
|
С какой группой признаков стресса вы справляетесь лучше всего, сложнее всего?
Преодоление стресса. Волшебный лист. «Мое решение».
Цель: Научиться преодолевать стрессовые ситуации, выводить себя из состояния стресса.
На «Волшебном листе» запишите 3 вещи, которые Вы обещаете себе сделать в течение следующих 15 дней – чтобы сделать свою жизнь более счастливой, легкой, снизить в ней количество стрессов.
Пообещайте себе выполнить
1.
2.
3.
Чувственность – то, чего нам так часто не хватает…
«Зорко лишь только сердце».
Маленький Принц. А-де С Экзюпери.