(Ярошенко Елена, практический психолог КЗ «Пересечанский лицей» Дергачевского районного совета Харьковской области)
Цель - ознакомить участников тренинга с видами интеллекта и способами их развития.
Задачи:
- расширить знания участников об интеллекте и его видах;
- ознакомить со способами развития интеллекта у детей;
- развивать коммуникативные навыки;
- сформировать умение работать в коллективе;
- уметь обмениваться мыслями, идеями и вместе находить решения по различным вопросам.
Ожидаемый результат: умение распознавать виды интеллекта и развивать их. Сформированность умений работать в коллективе, делиться опытом, знаниями.
Продолжительность занятия: 45 минут
Структура занятия
№ |
Вид работы |
Продолжи-тельность |
Оборудывание |
1. |
Вступительное слово |
2 мин. |
Флипчарт |
2. |
Знакомство участников тренинга Упражнение «Не хочу хвастаться, но я …» |
5 мин. |
- |
3. |
Методы развития творческого интеллекта:
|
15 мин. |
Листы бумаги формата А4(6 шт.), фломастеры (3 пач.) Скрепки канцелярские (1 уп.) |
4. |
Развитие физического интеллекта: Упражнение «Постер» |
10 мин. |
Ватман (4 шт.), фломастеры (4 пач.) |
5. |
Развитие эмоционального интеллекта: Упражнение «Солёная акварель» |
15 мин. |
Картон белый (20 шт.); клей ПВА (с дозатором 20 шт.); соль экстра мелкая (3 пачки); краски акварель (10 шт.); кисточки для рисования (20 шт.); пластиковые тарелки глубокие (10 шт.); стаканчики с водой (10 шт.); салфетки (1 пачка). |
6. |
Рефлексия |
5 мин. |
Стикеры, флипчарт |
Интеллект можно определить, как способность адаптироваться к окружающей среде и эффективно решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Это способность нашего разума, которая реализуется в наших рассуждениях, в процессе обучения и восприятии связей между вещами.
Ученые, после долгих лет исследований, доказали, что человек имеет не один, как это считалось раньше, а множество интеллектов.
Сегодня мы рассмотрим 3 вида интеллекта это - творческий, физический, эмоциональный и научимся развивать их.
Знакомство участников тренинга между собой.
Ход упражнения: все участники садятся в круг, каждый поочередно называет свое имя и продолжает выражение, начинающееся со слов: «Не хочу хвастаться, но я ...».
Развитие творческого интеллекта
Первым мы рассмотрим – творческий интеллект.
Что ж такое творческий интеллект? Это способность видеть новые взаимосвязи между вещами и концепциями, умение находить новые нетривиальные решения для любых ситуаций.
Творческий интеллект отвечает за нашу оригинальность, за способность смотреть на задачи с разных сторон.
Творческий интеллект можно и нужно развивать в любом возрасте. У великих людей культуры и науки были свои секреты развития творческого интеллекта. Некоторые из них ми прямо сейчас протестируем.
Тренер объединяет участников в 3 группы (за словами ветер, огонь, вода). Каждой команде дается задание:
Команда ветер найдите что-то общее между лягушкой и космическим кораблем.
Команда огонь найдите что-то общее между машиной и муравьем.
Команда вода найдите что-то общее между бабочкой и мамонтом.
Команда ветер слова собака, облако, вода и дверь;
Команда огонь слова слон, огонь, дом, рыба;
Команда вода ветер, человек, роза, кот.
Задание: всем командам раздаётся по скрепке, нужно придумать ей как можно больше способов применения.
РЕФЛЕКСИЯ: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, легко ли Вам было?
Развитие физического интеллекта
А сейчас мы рассмотрим следующий вид интеллекта – физический интеллект.
Физический интеллект также называют телесным мышлением.
Физическое развитие напрямую связанно с развитием речи, слуха, ощущений, зрения и других важных функций. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.
Если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности.
1. Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях: в этом поможет внутреннее чутье – одна из форм проявления «мудрости» нашего тела.
2. Без особых энергетических затрат увеличить продуктивность своей деятельности.
3. Способность к овладению физическими навыками, причем почти не совершая ошибок.
4. Выносливость и способность работать дольше, без особых потерь перенести стрессовую ситуацию или какое-то заболевание.
5. С толком использовать язык тела.
Тренер объединяет участников на 4 группы (за временами года лето, осень, зима, весна). Каждой команде выдается по листу ватмана и цветные маркеры.
Задание: придумать как можно больше способов развития физического интеллекта и креативно, с помощью рисунков, изобразить их на плакате. Затем каждая команда представляет свой плакат.
Развитие эмоционального интеллекта
И последний вид интеллекта, с которым мы сегодня познакомимся поближе это – эмоциональный интелект.
Под эмоциональным (чувственным) интеллектом понимают определенную способность человека воспринимать собственные чувства и откликаться на чувства других людей. Чтобы быть на высоте, необходимо развивать в себе самосознание, восприимчивость, уметь управлять эмоциями и налаживать позитивные отношения.
По словам Брюса Крайера, вышеперечисленные навыки «...дают людям большую личную и профессиональную гибкость, жизненно важную для преодоления или предотвращения трудностей в период стремительных перемен».
Задание: на картоне клеем нарисуйте своё настроение, свои эмоции. Затем присыпьте клей солью, а теперь можно разукрасить свою картину, придав ей насыщенности и цвета!
РЕФЛЕКСИЯ: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, легко ли Вам было изображать свои эмоции?
Рефлексия. Тренер: «Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от нашей сегодняшней встречи?» Что понравилось в работе? Что вы узнали нового? Какие возникали трудности?
Спасибо за работу!