Цель тренингового модуля по профилактике насилия среди старшеклассников«Не проявляй бессилия, ты – сильней насилия!»-формирование у молодежи сопротивляемости насилию и жестокости через правовое, духовное и физическое просвещение.
Масютина М.Э., руководитель кружка «Дебаты» ЦДЮТ г. Бердянска, руководитель кружка -методист
Тренинг по профилактике насилия среди старшеклассников
Цель: Формирование у молодежи сопротивляемости насилию и жестокости через правовое, духовное и физическое просвещение.
Ожидаемые результаты:
– Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения;
– Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления;
– Повышение собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей;
– Улучшение здоровья и качества жизни, отношения с окружающими;
– Воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности.
Целевая группа: учащиеся 7-11 классов (12-15 человек);
Время:270 мин
Материалы: маркеры, бумага, листочки с клейким краем, схемы Оборудование: флип-чарт, мультимедийный проектор, DVD-плеер
Содержание тренингового занятия.
1. Организационный момент. Приветствие, 5 мин.
2. Упражнение «Мой герб», 10 мин
3. .Упражнение «Правила работы в группе», 10 мин.
4. Работа в парах «Твой выбор», 10 мин.
5. Упражнение «Ассоциации», 15 мин.
6. Игра - разминка «Репка», 5 мин.
7. Мини-лекция «Насилие в молодежной среде», 15 мин.
8. Упражнение «История одного насилия», 15 мин.
9. Рефлексия занятия, 5 мин.
Ход занятия.
Организационный момент.
Знакомство с целями тренинговых занятий, формой проведения (что такое « тренинг», особенности формы общения в группе, в кругу). Если работаем с новой группой, где участники не знакомы между собой проводим упражнение «Знакомство». По кругу называем свое имя и черту характера на первую букву своего имени.
Упражнение «Мой герб»
Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту.
Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.
Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей.
В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.
Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.
В третьей — самое большое свое достижение.
В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.
А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.
Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков. Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось.
Упражнение «Правила работы в группе».
1. Разделите участников на четыре группы попросив рассчитаться, например, по временам года: «лето», «осень», «весна» и «зима».
2. Предложите всем сесть в кружок лицом к лицу в разный частях комнаты.
3. Распределите роли в группах:«ведущий», «хронометрист», «стенографист», «лаборант» и «докладчик» в соответствии со случайными признаками (самые длинные волосы, самые большие часы и т.п.).
4. Дайте инструкции каждой роли. «Ведущий» стимулирует дискуссию, «хронометрист» следит за временем выполнения задания, «стенографист» записывает за участниками группы их высказывания, «лаборант» обеспечивает группу большим листом бумаги, скотчем, маркерами и ножницами (подойдет и возьмет все это у тренера.)
5. Дайте задание группам: «Выработайте правила работы группы на три дня».
6. Время выполнения задания – 10 минут.
7. По окончании работы групп заслушайте отчеты (доклады) каждой из них. Похвалите.
8. Запишите их на отдельном листе бумаги, озаглавив его «Правила». Предложите участникам в знак согласия с правилами работы группы расписаться на плакате.
Работа в парах «Твой выбор»
Тренер делит группу на пары, предлагает каждому участнику по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации. Задача каждой пары обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант ответа или придумать свой, записать его и объяснить свой выбор.
Упражнение «Ассоциации». (обсуждение в широком кругу)
Предложите участникам проговорить свои ассоциации, когда они слышат слово «насилие», записывайте на большом листе бумаги все выражения, не комментируя. Когда лист будет заполнен, предложите группе обсудить следующие вопросы:
• Часто ли в нашей жизни случаются конфликтные ситуации?
• Расскажите, как заканчиваются конфликты?
• Случается ли так, что конфликты имеют негативные последствия? Какие? После обсуждения зачитайте группе определение насилия: насилие - это применение силовых методов или психологического давления с помощью угроз, сознательно направленных на слабых или неспособных сопротивляться. То есть, это любое применение силы по отношению к к беззащитным
Развлекательная игра «Репка».
Ведущий предлагает участникам игры поиграть в своеобразный театр и поставить в нем трагическую мелодраму по мотивам известной сказки «Репка».
Группа делится на несколько равных частей. Как правило, количество таких групп может быть по количеству главных героев. Не исключается вариант увеличения или уменьшения количества групп ведущим игры в зависимости от количества играющих. Затем идет распределение ролей. Каждой из групп актеров предлагается после упоминания ведущим имени их персонажа исполнять свою роль хоровым произнесением предложенной реплики. Итак, тексты каждого из персонажей:
Репка — «У-у-уффф! ! !» Жучка — «Гав-гав!»
Дедка — «Е-моё!» Кошка — «Мяу-мяу!»
Бабка — «Ну, давай!» Мышка — «Пи-пи!»
Внучка — «Тра-ля-ля-ля!»
Затем ведущий читает сказку о репке (см. приложение 2 ), делая паузу после каждого персонажа, а игроки после имени своего персонажа хором кричат свою роль.
Лекция-презентация «Насилие в молодежной среде»
(см. приложение 3)
НАСИЛИЕВ МОЛОДЕЖНОЙСРЕДЕ ПоданнымВОЗ: ¡Ежегодно примерно 250 тысяч случаев убийств во всем мире происходит среди молодых людей в возрасте 10-29 лет, что составляет 41% от общего числа случаев убийств в год в мире. ¡На каждого убитого молодого человека приходится 20-40 случаев получения серьезных травм, требующих стационарного лечения. ¡По данным одного из исследований от 3 до 24% женщин сообщают о том, что их первый сексуальный опыт носил насильственный характер. ¡в 40% случаев убийства в молодежной среде совершаются с помощью ножей и острых предметов. Поскольку ножи в большинстве стран общедоступны.5-12% молодежи носит их при себе. Правда, согласно опросам, молодые люди вооружаются холодным оружием не для нападения, а для самозащиты.
|
|
КонвенцияООНоправах ребенка Статья 19 1. Государства-участники принимают все необходимые … меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Статья 28 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией. 3 |
|
Внешние причины насилия: - распространение в обществе алкоголизма, наркомании; - кризис морали; - кризис культуры; - влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
|
ПРОБЛЕМНОЕПОВЕДЕНИЕ ¡подростковые преступления, ¡прогуливание уроков, ¡бросают школу, ¡злоупотребляют алкоголем и т.д.
|
КРУГНАСИЛИЯ Подростки сначала наблюдают насилие в семье, или сами становятся жертвами насилия, а впоследствии воспринимают насилие как средство разрешения повседневных проблем. Военные конфликты порождают «культуру террора» и увеличивают вероятность насилия в подростковой среде.
|
Под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.
|
Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого
|
|
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы - три существенных признака буллинга
|
|
По окончании лекции спросите участников все ли им понятно и ответьте на вопросы, если таковые возникнут.
Упражнение «История одного насилия»
1. Пусть группа сядет в круг. Включите магнитофон.
2. Скажите, что вы начнете рассказ о насилии, сказав одну фразу. Затем вы передадите эстафету следующему участнику, сидящему в кругу. Его задача добавить одну или несколько фраз к вашей фразе, а затем передать слово следующему участнику.
3. Предупредите группу, что участники имеют право пропускать свою очередь. 4. Каждый раз, когда в рассказе появляется новый персонаж, его имя записывается на доске.
5. Прекратите историю, когда каждый участник высказался по кругу пару раз (2-3 полных круга) или когда группа этого пожелает.
6. Прослушайте аудиозапись. Попросите участников внимательно прослушать запись и выписать фразы, отражающие отношение к насилию в школе, в семье, в обществе.
7. Выпишите примеры отношения к насилию, прозвучавшие в рассказе, на доске.
8. Предложите группе ответить на вопросы:
• Какое отношение преобладает? Отрицательное или положительное?
• Как оно влияет на окружающих?
• Как и почему формируется это отношение?
• Можно ли назвать это отношение всеобщим? Можем ли мы изменить преобладающее отношение к насилию? Да? Нет? Почему?
Рефлексия занятия в форме незаконченных предложений
- Сегодня на тренинге я узнал…
- Мне сегодня понравилось…
- Меня удивило то, что…
- Мне было сложно…
Приложение 1 Задания к упражнению «Твой выбор»:
1. Какой ты дома?
1. Младший брат стёр важные файлы на твоём компьютере…
Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно… Ты ударишь его…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Ты поссорился со своей сестрой…
Ты пытаешься объясниться с ней… Ты обижаешься и мстишь ей за это… Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
3. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…
Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять… Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны… Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Какой ты в школе?
1.В классе учитель уже спросил тебя…
Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря:
«Спросите меня…»
Ты предоставишь другим возможность ответить….
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2. Ваш одноклассник одет хуже, чем ты… Для меня это не важно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...
Ты пытаешься разнять и примирить их.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
Ваш вариант ответа Как вы поступите?
4.Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь..
Ты все-таки слушаешь его… Ты не даешь ему говорить… Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
5.Пожилая женщина медленно идет.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Приложение 2 Сказка «Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку -- тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку -- тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку -- тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут - вытащили репку!
Приложение 3 Насилие в молодежной среде
Ежегодно примерно 250 тысяч случаев убийств во всем мире происходит среди молодых людей в возрасте 10–29 лет, что составляет 41 процент от общего числа случаев убийств в год в мире. Такими суровыми цифрами пугает Всемирная организация здравоохранения, рассказывая о молодежном насилии в современном обществе.
В СМИ только и говорят о том, что у современной молодежи расцветает «культ насилия», она беспринципна, бесцеремонна и агрессивна. Нагнетание такого негатива приводит общество к соответствующим выводам: молодежь с каждым поколением становится все хуже, под воздействием телевидения и компьютерных игр она развращена и агрессивна. На каждого молодого человека, убитого в результате насилия, приходится 20–40 случаев получения серьезных травм, требующих стационарного лечения.
Несмертельные травмы в результате насилия значительно реже связаны с применением огнестрельного оружия, чем насильственные действия со смертельным исходом, и чаще сопровождаются применением кулаков, ног, ножей и дубинок. Значительная часть молодежи страдает также от сексуального насилия. Например, от трех до 24 процентов женщин в рамках проведенного ВОЗ исследования по вопросам здоровья женщин и бытового насилия в отношении женщин сообщают о том, что их первый сексуальный опыт носил насильственный характер. Среди молодых людей также распространены случаи драк и издевательств.
Факторы риска насилия
Индивидуальные факторы риска: биологические, психологические, поведенческие Биологические факторы:
– травмы и осложнения при беременности и родах, приводящие к повреждению ЦНС и, впоследствии, к агрессивному поведению
– психическое заболевание одного из родителей
Психологические и поведенческие характеристики:
– гиперактивность
– импульсивность
– низкий уровень контроля за своим поведением
– рассеянное внимание
– склонность к риску
– слабое умственное развитие
– низкая успеваемость в школе
Факторы риска в отношениях с людьми: межличностные отношения в семье, с друзьями и сверстниками
Влияние семьи (поведение родителей и обстановка в семье):
– слабый контроль над детьми
– грубые физические наказания
– отсутствие заботы и жестокость по отношению к ребенку
– конфликты между родителями
– недостаток общения родителей и детей
– большое количество детей в семье
– матери-подростки
– отсутствие сплоченности членов семьи
– состав семьи
– низкий социально-экономический статус семьи
– низкий образовательный статус матери
– перенаселенность
– войны, эпидемии, быстрые социальные изменения, приводящие к распаду семей
Влияние сверстников:
– друзья с преступными наклонностями
– друзья, употребляющие алкоголь, наркотики
Факторы риска на уровне общины
Место жительства:
– город
– районы с высоким уровнем преступности
– наличие в районе банд
– наличие в районе наркотиков
– наличие в районе огнестрельного оружия
Факторы на уровне общества Социально-демографические изменения:
– модернизация
– эмиграция
– урбанизация
– экономический кризис – структурные реформы
– деколонизация – социальные и политические преобразования
– социальные и политические преобразования в бывших коммунистических странах – рост безработицы, ограничение социального обеспечения Неравенство доходов.
Политическая структура в стране:
– качество и исполнение законодательства и политики в стране с точки зрения социальной защиты
– недовольство населения полицией, судами и тюрьмами
– взяточничество и насилие, включая сексуальное, со стороны полиции по отношению к бедным ощущение несправедливости и безнаказанности виновных
Факторы культуры:
– нормы и ценности данного общества
– СМИ
Содержание тренингового занятия.
1. .Организационный момент. Сообщение темы, 2 мин.
2. Упражнение «Поменяемся местами», 3 мин.
3. Анкетирование учащихся "Насилие и дети", 15 мин.
4. Мини- лекция "Насилие в семье ", 10 мин.
5. Игра-разминка «Сумасшедшая семейка», 5 мин.
6. Работа в малых группах «Проявление насилия», 10 мин.
7. Упражнение «Мифы и факты о насилии», 20 мин.
8. Упражнение «Что мы можем сделать» 10 мин.
9. Упражнение «Скульптура семьи»,10 мин.
10. Рефлексия занятия, 3 мин.
Ход занятия. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Упражнение «Поменяемся местами»
– Поменяйтесь местами те, кто уже проснулся.
– Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.
– Поменяйтесь местами те, кто хочет плодотворно поработать.
– Поменяйтесь местами те, у кого веселое настроение.
– Поменяйтесь местами те, кто хотел бы узнать что-то новое.
Анкетирование участников "Насилие и дети" (см. приложение 1).
Мини - лекция"Насилие в семье: формы, виды, последствия".
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей.
Детей могли убивать также и в ритуальных целях. ( см. приложение 2)
Работа в малых группах «Проявление насилия» Задание для 1-й группы:
– Что такое физическое насилие?
– Как оно проявляется?
– К чему может привести?
– Как избежать физического насилия?
– Что нужно делать, если над вами или над вашими близкими совершают физическое насилие?
Задание для 2-й группы:
– Что такое сексуальное насилие?
– Как оно проявляется?
– К чему может привести?
– Как избежать сексуального насилия?
– Что нужно делать, если над вами или над вашими близкими совершают сексуальное насилие?
Задание для 3-й группы:
– Что такое психологическое насилие?
– Как оно проявляется?
– К чему может привести?
– Как избежать психологического насилия?
– Что нужно делать, если над вами или над вашими близкими совершают психологическое насилие?
Задание для 4-й группы:
– Что такое экономическое насилие?
– Как оно проявляется?
– К чему может привести?
– Как избежать экономического насилия?
– Что нужно делать, если над вами или над вашими близкими совершают экономическое насилие?
Задание для 5-й группы:
– Кто из членов семьи может стать жертвой насилия?
– Какие бывают виды насилия над детьми?
– Каковы причины насилиия в семье? – К чему может привести жестокость в семье (последствия насилия)?
Игра-разминка «Сумасшедшая семейка»
Тренер предлагает участникам на время игры стать членами одной семьи. Каждый получает одну из ролей: «папа», «мама», «дочь» «сын», «дедушка», «бабушка», «собачка», «кошка» и т.д. (количество ролей зависит от количества участников). Первоначально все выстраиваются друг за другом. Задание участника, который услышал свою роль, встать впереди всех. Но когда тренер произносит «сумасшедшая семейка», все участники стараются стать впереди других.
Ведущий начинает рассказ, импровизируя на ходу. Например: «В одном городе жила удивительная семья. Первой утром просыпается бабушка и начинает готовить всем завтрак, затем дедушка выводит собачку погулять. Кошка тоже хочет гулять и своим мяуканьем будит маму и папу. Мама, в свою очередь, старается разбудить сына и дочку. …Наконец вся сумасшедшая семейка проснулась ….»
Упражнение «Мифы и факты о насилии» ( см. приложение 3)
Тренер раздает каждому участнику несколько утверждений о насилие и просит сначала в своих тетрадях отметить, а потом высказать свое мнение о том, где миф, а где факт. После 3-минутной подготовки каждый из 2-х участников по очереди зачитывают утверждения, начиная № 1.
Взвод : в современном обществе существуют множество мифов о жестокости и насилии. Запомните, ни одно человеческое существо не заслуживает насилия. Однако в реальности обидчик всегда найдет оправдание своим действиям, независимо от того, как вела себя жертва.
Упражнение «Что мы можем сделать»
Сначала расскажите участникам о системе помощи пострадавшим от насилия в семье, которая существует на сегодня в Украине, в Вашем городе (социальные службы, общественные организации) и меры воздействия на насильников в соответствии с Законом Украины «О предупреждении насилия в семье».
Объедините участников в три малых группы и объясните задание: выписать на большом листе бумаги, что можно сделать, чтобы предупредить и пресечь домашнее насилие. Пусть одна группа обдумает возможности с позиции государства, вторая - с позиции обычного гражданина, третья - представляя, что они - семья, обсудите, что могут сделать члены семьи, в которой существуют насильственные отношения.
Упражнение «Скульптура семьи»
Приглашается добровольный участник. Инструкция: «Вам предстоит создать живую скульптуру своей будущей семьи, ставя на место ее членов своих одноклассников. Свою роль (жены/мужа) вы можете играть сами, а можете также назначить кого-то из товарищей. Итак, какой будет ваша семья? Сколько членов семьи, кто они, какие, чем занимаются? Попытайтесь передать характер взаимоотношений между членами семьи. Например, если жена обладает властью, попросите ее стать на стол, «слепите» мимику ее лица, используйте жесты, позы. Если муж и жена находятся в теплых, дружеских (любящих) отношениях, попросите их обнять друг друга или взяться за руки. Какие у них взаимоотношения с детьми, другими родственниками (если они есть)? Вы можете использовать любое пространство комнаты, предметы, все, что необходимо для вашего творчества». Когда скульптура готова, можно спросить ее «составные части», как они себя чувствуют, нравятся ли им их роли, нравится ли скульптура, подобные вопросы нужно задать и самому скульптору, спросить, не хочет ли он что-нибудь изменить. Если есть время и желание у других учащихся, можно создать несколько таких скульптур. Если детей много (большой класс), можно параллельно создавать две скульптуры.
«Рефлексия»
Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Лично я для себя на занятиях узнал (или открыл)…» или «Самым интересным (важным) для меня на этих занятиях было…). Ведущий благодарит всех за участие и откровенность и прощается с ребятами.
Приложение 1
Анкета
Дорогой друг!
С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее:
• как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей;
• анонимная помощь каких специалистов тебе при этом необходима.
Анкета анонимна – указывать свою фамилию не обязательно! Твое мнение никому не разглашается!
Отвечая на каждый вопрос анкеты:
• внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
• отвечая вариант своего ответа обведи его в кружок;
• если ни один из вариантов ответа тебе не подходит, напиши свой вариант ответа.
Спасибо за помощь в работе!
1. Отметь свой пол:
а) жен. б) муж.
2. Сколько тебе лет?
3. В какой школе обучаешься?
4. Сколько человек в твоей семье?
Отметь всех, кто проживает с тобой
а) папа; |
е) мачеха; |
б) мама; |
ж) тетя; |
в) бабушка; |
з) дядя; |
г) дедушка; |
и) брат (братья); |
д) отчим; 5. Мои родители: |
к) сестра (сестры). |
а) рабочие; |
г) безработные; |
б) служащие; |
д) другое (укажите) ___________________ |
в) пенсионеры; |
|
6. Отметь, как ты оцениваешь отношения в своей семье:
а) спокойные и дружеские;
б) иногда бывают ссоры;
в) напряженные, но без видимых конфликтов;
г) постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.);
д) другое (укажите) _____________________________
7.Дай, пожалуйста, определение насилия в семье. (Как ты понимаешь).
Это – когда _____________________________________________________________ 8. Как ты относишься к различным формам насилия?
а) с возмущением;
б) с равнодушием;
в) готов что-то предпринять для изменения ситуации;
г) считаешь насилие иногда допустимым;
д) другое (укажите) ____________________________ 9.Приходилось ли тебе убегать из дома?
а) да; б) нет.
10.Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе к тебе родители?
а) моральные, психологические; б) физические.
11. Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль):
а) очень часто (каждый день);
б) часто;
в) от случая к случаю;
г) только иногда (не чаще 1 раза в год);
д) никогда;
е) другое (укажите) _________________________________________________________
12. Какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе:
а) объясняют тебе, как надо поступать в той или иной ситуации;
б) хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь;
в) запрещают тебе делать то, что тебе нравится (что
именно_____________________________________________________________________ г) устраивают порку;
д) обещают награду за хорошие поступки или хорошие отметки в школе;
е) ругают, кричат, обзывают;
ж) другое (укажите) ________________________________________________________ 13. Напиши, за что тебя чаще всего наказывают______________________________
14.Отметь, кто чаще тебя наказывает:
а) мама; в) другой (укажите)
б) папа; _________________________________
15.Кто «сильнее» тебя наказывает?
а) мама; в) другой (укажите)
б) папа; _________________________________
16. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо:
а) всегда справедливо; в) чаще несправедливо;
б) чаще справедливо; г) всегда несправедливо.
17.Считаешь ли ты наказание насилием по отношению к тебе?
а) да; б) нет.
18. Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают:
а) обида; е) страх;
б) гнев; |
ж) ненависть; |
в) желание исчезнуть; |
з) желание ответить тем же; |
г) тоска; |
и) другое (укажите) |
д) безразличие; |
__________________________ |
19. Укажи, пожалуйста, те виды насилия, которые ты испытал(а) или продолжаешь испытывать в своей семье:
а) физическое (побои, издевательства); д) насилие по национальному признаку;
б) сексуальное (изнасилование, е) насилие на религиозной почве; домогательства, принуждение);
в) психологическое (манипулирование, ж) другое (укажите)
обвинения); _____________________________
г) эмоциональное (оскорбления, грубая грань);
20 Укажи, пожалуйста, возраст, когда ты впервые испытал(а) на себе акты насилия:
а) в детстве; /укажите количество лет/________________;
б) в юности; /укажите количество лет/_________________. 2. Происходит ли это в настоящем?
а) да; б) нет.
22. Как часто?
а) часто; в) никогда;
б) иногда; г) другое (укажите)
23 Как ты думаешь, стоит ли терпеть насилие, не применяя никаких мер об его предотвращении?
а) да;
б) нет.
24 Делились ли с тобой друзья, одноклассники, другие подростки перенесенным насилием?
а) да;
б) нет.
Если «да», укажите каким _____________________
25. Допускал(а) ли ты сам(а) по отношению к кому-нибудь насилие? а) да;
б) нет.
Если «да», то к кому? _________________________
26. Какого рода насилие ты применял по отношению к другим людям:
а) физическое (побои, издевательства); д) насилие по национальному признаку;
б) сексуальное (изнасилование, е) насилие на религиозной почве; домогательства, принуждение);
в) психологическое (манипулирование, ж) другое (укажите)
обвинения); ____________________________
г) эмоциональное (оскорбления, грубая грань);
27.Кому бы ты мог(ла) рассказать о ситуации, связанной с жестоким обращением?
а) друзьям; |
е) специалисту (напр., психологу); |
б) родителям; |
ж) анонимному специалисту; |
в) родственникам; |
з) другое (укажите) |
г) учителям; |
____________________________ |
д) посторонним взрослым; |
|
28.Назови, по твоему мнению, наиболее эффективные средства предотвращения насилия в семье. ____________________________________________________________ 29. Если бы был принят Закон «О насилии в семье», какие бы лично ты внес (внесла) предложения? _________________________________________________
30. В анонимной помощи каких специалистов ты нуждаешься или хотел(а) бы обратиться? _________________________________________________________ 31. Ты отвечал(а) честно?
а) да;
б) не совсем;
в) нет.
Приложение 2
"Насилие в семье: формы, виды, последствия".
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей - ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами.
Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.
Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
– со стороны мужа по отношению к жене;
– со стороны жены по отношению к мужу;
– со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
– со стороны старших детей по отношению к младшим;
– со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
– со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия с взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.
5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.
Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Внешние причины насилия:
распространение в обществе алкоголизма, наркомании; кризис морали; кризис культуры;
влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины
террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Приложение 3.
МИФЫ И ФАКТЫ О НАСИЛИИ
Миф |
Факт |
1. Однажды обидев, человек навсегда остается обидчиком, однажды ударив, не может остановиться. |
1. Всегда можно остановить силу другой силой или научить человека навыкам неагрессивного поведения, если он этого хочет. |
2. Люди, подвергающие других насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и со своими жизненными проблемами. |
2. Состояние стресса рано или поздно испытывают все люди, но не все подвергают насилию других людей. |
3. Словесные и эмоциональные оскорбления не наносят вреда здоровью человека. Насмешки, грубые слова, поучения, критика не являются насилием, а иногда даже полезны. |
3. Словесное и эмоциональное оскорбление вызывает стрессовое состояние, длительное переживание которого приводит к психосоматике: псориаз, язва, астма, гипертония, гинекологические и другие заболевания |
4. Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные). |
4. Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству. |
5. Словесное и эмоциональное наказание не влияет на формирование личности человека. |
5. Атмосфера психологического насилия приводит к эмоциональной травме, лишает самоуважения и порождает мысль о неполноценности, и это переносится во взрослую жизнь. Грубое слово – обидно, насмешки – унизительны. Если поучения и критика исходят от людей, обладающих властью над тобой, ты становишься беспомощным, не можешь принимать решения. |
6. Однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва. |
6. Пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается, как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек больше не находится в ситуации насилия и опасности. |
7. Мужчины и мальчики, которые не бьют, а только дают сдачи, трусы |
7. Людям, которые применяют физическую силу, не хватает умения общаться и разрешать конфликты. Они чувствуют собственное бессилие и пытаются при помощи силы получить контроль над другими. Уверенный в себе человек не нуждается в ссылке на чужое мнение и силовых доказательствах. |
8. Люди, подвергающие насилию членов семьи или своих партнеров, психически нездоровы, они со всеми веду себя так. |
8. Люди часто ведут нормальный образ жизни за исключением тех моментов, когда они не контролируют вспышки агрессивного поведения. Социальный статус таких людей может быть очень высоким. Они могут занимать руководящие посты, вести активную социальную жизнь, быть успешными в бизнесе и т.д. Они вполне способны контролировать свое поведение и понимают, по отношению к кому можно проявлять агрессивные эмоции. |
9. Жестокость и насилие в семье случаются только в бедных семьях |
Жестокость по отношению к членам семи случается во всех типах семей: бедных и богатых, городских и деревенских, во всех частях страны, в каждой расовой , религиозной и возрастной группе |
10. Домашнее насилие – не преступление, а просто скандал – семейное дело, в которое не принято |
9. Согласно данным МВД, 80% всех преступлений, связанных с применением насилия, совершаются дома. Домашнее |
вмешиваться |
насилие – это уголовно наказуемое преступление. |
|
10.Женщины так же часто совершают насилие в семье, как и мужчины |
10. 95% переживших домашнее насилие – женщины. |
|
11. Пощечина никогда не ранит серьезно |
10. Насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики, далее следует унижение, изоляция, потом пощечина, удар, регулярные избиения, а иногда смертельный исход. Опасность кроется как раз в том, что женщина может не придать значения первой пощечине, которая впоследствии может привести даже к убийству. |
|
12. Женщины, подвергающиеся насилию в семье – мазохистки, им нравится, когда их бьют. |
11. Как правило, женщины боятся насилия, но в силу различных причин не порывают отношения с насильником. |
|
13. Женщина не уходит от агрессивного мужа потому, что детям нужен отец. |
12. В идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого не делает, часто они начинают ненавидеть обе стороны: отца за жестокость, мать – за слабость. Спустя время, дети ожесточаются сами. |
|
14. Насилие – это борьба за власть в супружеских отношениях. |
13. Во всех супружеских отношениях возникают разногласия, и всегда из-за этого могут случаться ссоры и споры. Допустимо, что у людей могут быть различные мнения и представления, однако насилие никакого отношения к спорам не имеет, насилие – это злоупотребление властью, при котором одна сторона диктует поведение другой. |
|
15. Домашние ссоры и рукоприкладство характерны для малообразованных асоциальных людей |
14. Насилие встречается в любых социальных слоях, независимо от уровня образования и дохода. |
|
16. Причиной насилия является алкоголь |
15. Принятие алкоголя снижает способность контролировать поведение, однако принятие алкогольных напитков само по себе не может служить оправданием насилия. Степень влияния алкоголя на применение насилия сильно преувеличена, к насилию прибегают и абсолютно трезвые мужчины. Опыт показывает, что насилие не обязательно прекращается по мере отрезвления. |
|
17. На современном этапе домашнее насилие – большая редкость |
16. Насилие в семье – весьма распространенное явление, оно занимает одно из первых мест среди различных видов преступности, и, по данным отечественной статистики, каждая третья женщина подвергается насилию в семье. |
|
18. Мужчина проявляет насилие, так как у него было трудное детство |
17. 40% мужчин, которые подвергают насилию своих жен, наблюдали такую же модель поведения дома в детстве. |
|
|
Родители выступают в глазах детей в качестве объекта для подражания, в качестве идеалов мужчины и женщины. Однако трудные переживания в детстве не могут быть причиной, из-за которой можно было бы снижать степень ответственности или считать совершение насилия допустимым. |
|
19. Изнасилование совершается внезапно под влиянием минуты, в плохих районах, в темных переулках, незнакомцами. Насильника всегда можно узнать по внешнему виду. |
18. Согласно статистике, большинство случаев изнасилования происходит дома или на работе со знакомыми и близкими людьми. Внешность насильника никогда не говорит о его склонности к насилию |
|
20.Изнасилование совершается внезапно, в плохих районах, в темных переулках, незнакомцами |
20. Из зарегистрованных изнасилований 50% совершено днем, в домах, в благополучных районах. Большинство изнасилований планируется. Во многих случаях насильниками являются |
|
|
родственники, друзья или жертвы. |
знакомые |
21. Сексуальное насилие совершается только над девочками |
21.Девочки чаще являются сексуального насилия, но |
жертвами мальчики |
|
нередко становятся |
объектом |
|
сексуального насилия. |
Насилие |
|
совершается над детьми любого возраста, но наиболее уязвимый для семейного сексуального насилия возраст 6-9 лет. |
|
22. Только мужчины совершают сексуальное насилие |
22. В 80% случаев насильниками являются мужчины, но оставшиеся 20% — это женщины, при этом 14% совершают насилие по отношению к мальчикам, а 6% — по отношению к девочкам |
|
23.Сексуальным надругательствам подвергаются только молодые, хорошенькие женщины |
23. Изнасилованию подвергаются дети от 6 месячного возраста и пожилые люди в возрасте до 93 лет. Внешность и стиль одежды, как и социальный статус, образование, уровень обеспеченности не имеют значения для насильника. |
|
25.Многие женщины не сообщают об изнасиловании, думая, что они сами спровоцировали его. |
25. Решение о том, заявлять в милицию или нет, зависит от разных причин, включая ожидаемую реакцию семьи, друзей, от социального положения, от уверенности, что милиция все равно не поможет и т.д. |
Содержание тренингового занятия.
1.Организационный момент. Введение в тему, 3 мин. 2.Разминка «Приветствие древних племён», 5 мин
3.Упражнение «Кто виноват?», 15 мин.
4.Упражнение «День рождения императора», 10 мин.
5.Мини-лекция «Школьное насилие», 10 мин.
6.Игра-разминка «Атомы и молекулы», 5 мин
7.Мозговой штурм «Жертвы буллинга», 10 мин.
8.Упражнение «Сцены травли», 24 мин.
9.Упражнение «Булочка с корицей», 3 мин. 10.Рефлексия занятия, 5мин.
Ход занятия Организационный момент. Введение в тему.
Тренер предлагает участникам высказать свою точку зрения относительно высказывания: «Подростки – самое точное из «социальных зеркал», и их социально нездоровое поведение отражает болезни семьи и общества. Однако известно, что большинство болезней легче предупредить, чем вылечить».
Разминка «Приветствие древних племён»
Ведущий сообщает участникам, что есть некий остров, где живут четыре древних племени – мумба, юмба, мамба, джамба. Эти племена отличаются между собой. Например, эти племена по-разному ходят: мумба держат руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; юмба все время держат руки на талии; мамба кладут левую руку на левое колено, правую руку на правое колено (локти отведены в стороны) и так передвигаются; джамба ходят, держа скрещенные руки на груди, локти отведены в стороны.
Затем ведущий просит участников рассчитаться по кругу на мумбу, юмбу, мамбу, джамбу и попробовать передвигаться в соответствии с тем, как это принято в их «племени». После недолгого передвижения по комнате каждый из жителей острова объединяется с себе подобными, и племена расходятся по разным углам.
Ведущий говорит, что у всех жителей острова есть не только различия, но и общее. Так, все жители острова приветствуют друг друга при помощи локтей – локоть одного человека соприкасается с локтем другого. Сначала ведущий просит поздороваться локтями с членами своего племени. Затем ведущий предлагает участникам представить и продемонстрировать, как происходит общая встреча племен: сначала мумба здоровается с юмба, затем мамба с джамба, мумба с мамба и так далее. Затем представители разных племен перемешиваются и стараются в течение одной минуты поприветствовать как можно больше жителей острова
Упражнение «Кто виноват?»
В начале упражнения ведущий говорит примерно следующее: «Каждый человек когда-нибудь чувствовал себя незаслуженно обиженным или обвиненным в чем-то, чего он не совершал. Такие обвинения мы нередко получаем не только от посторонних людей, но и от близких. В этой ситуации люди поступают поразному: кто-то злится и ведет себя агрессивно, кто-то обижается, ничего не говоря в ответ, а кто-то может достойно постоять за себя и спокойно снять незаслуженные обвинения».
Ведущий предлагает выйти в центр круга и сесть на стул тому участнику, кто не боится быть обиженным, кто уверен в том, что справится с любым незаслуженным обвинением в свой адрес, сможет постоять за себя.
После того, как доброволец вызвался, остальные участники начинают по очереди обвинять сидящего в центре круга, например: «Ты виноват в том, что сегодня плохая погода», «… что я получил двойку», «…что мама не отпустила меня гулять».
Все высказывают свои обвинения вслух, записывают их на листочках с клейким краем, и каждый приклеивает свой листочек на одежду участника, сидящего в центре круга.
Участник в центре должен при этом молчать. Наклеивание «ярлычков» происходит до тех пор, пока обвинения не иссякнут. Затем ведущий расспрашивает участника в центре круга о том, что он чувствует, и что ему хотелось бы сказать тем, кто незаслуженно его обвиняет. После этого предлагается поделиться своими мыслями и чувствами и остальным участникам. Как правило, в группе возникает желание снять незаслуженные обвинения. Ведущий предлагает каждому участнику отклеить листочек с любым обвинением и оправдать «обиженного», например: «Ты не виноват в том, что сегодня плохая погода, погода вообще не зависит от человека».
Вопросы для обсуждения:
– Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы незаслуженно обвиняли кого-то или сами были несправедливо обвинены в чем-то? Что случалось чаще?
– Изменилось ли ваше отношение к этим ситуациям после выполнения упражнения?
– Как, на ваш взгляд, лучше поступать в похожих ситуациях?
Примечание. После этого упражнения предполагается обязательное проведение упражнения «День рождения императора», направленного на снятие у участника, побывавшего в роли «козла отпущения», негативных эмоций, возникновение которых возможно в ходе упражнения «Кто виноват?».
Упражнение «День рождения императора»
Участникам дается следующая инструкция: «Представьте себе, что вы все – гости во дворце у императора, вы приглашены на пир, посвященный его дню рождения». Роль императора играет участник, который был «обвиняемым» в упражнении «Кто виноват?». Все гости произносят хвалебные тосты и дарят «виновнику торжества» воображаемые подарки
Мини лекция : «Школьное насилие» (см. приложение 1)
Тренер знакомит с понятием «школьное насилие», пользуясь схемой и материалами из приложения рассказывает группе о видах насилия, типах агрессивно-насильственных взаимоотношений, формах школьного буллинга. Работа ведется в форме групповой дискуссии.
Игра-разминка «Атомы и молекулы»
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и 2, и 3, и 5 атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы распались снова на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена!» Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по одному».
Мозговой штурм «Жертвы буллинга »
Ведущий: «Кто наиболее часто становится жертвами школьного буллинга?»
Все ответы участников фиксируются на доске. Тренер обобщает все сказанное и акцентирует внимание на том, что жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:
– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками;
– страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная
тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию;
– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия
(нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
Упражнение «Сцены травли» (см. приложение 2)
Подготовка: Пометьте четыре угла в комнате цифрами 1-4. Участники должны свободно передвигаться из одного угла в другой.
Ход упражнения.
Школьники обсуждают травлю, а затем позиционируют себя, чтобы показать, как бы они реагировали согласно различным сценариям травли.
Вопросы ведущего:
• Что такое травля?
• Какие имеются различные способы травли?
• Почему люди травят других?
• Как травля воздействует на людей, которых травят? На людей, которые травят? На весь район?
Прочтите вслух ситуацию травли и дайте подросткам время обдумать свою реакцию и пойти в соответствующий угол комнаты. Как только участники заняли свои позиции, спросите нескольких из них, почему они выбрали эту реакцию и спросите о преимуществах и недостатках такого выбора. Позвольте тем, которые выбрали четвертый угол, объяснить их ответ.
Анализ и оценка
1. После рассмотрения пяти или шести сцен травли проанализируйте игру, задав такие вопросы:
• Что вы думаете об этой игре?
• Было ли трудно реагировать на некоторые сцены? На какие и почему?
• Могли ли вы себя представить в одной из сцен травли?
• Нужна ли помощь и поддержка людям, которых травят? Почему?
• Где люди, которых травят, могут найти помощь и поддержку?
• По каким причинам одни люди травят других? Справедливо ли это?
• Чтобы вы будете делать, если вас травят, а человек, к которому вы обратитесь за помощью за помощью и поддержкой, никак не реагирует?
• Является ли какой-нибудь вид травли более приемлемым для детей и взрослых? Почему да или почему нет?
• Кто несет ответственность за оказание помощи и поддержки детям, если их травят?
• Могут ли взрослые подвергаться травле? Приведите несколько примеров.
• Кто несет ответственность за оказание помощи взрослым в случае травли? Что можно сделать, чтобы помочь людям, которые занимаются травлей, изменить их поведение?
• Что происходит, если никто не останавливает людей, которые травят? Что происходит с тем, кто травит? Что происходит с сообществом?
2. Соотнесите игру с правами человека, задав такие вопросы?
• Есть ли у кого-нибудь право травить другого? Почему да или почему нет?
• Какие права человека нарушаются, когда кого-то травят?
• Как искоренение травли улучшает соблюдение прав человека для каждого?
Заканчивая анализ, попросите каждого подростка обвести свою ладонь на цветном листе бумаге и вырезать ее. Они должны подумать об одном человеке для каждого пальца, к кому бы они могли обратиться за поддержкой в случае травли (например, друг, один из родителей, учитель, школьный администратор, полиция, консультант, брат или сестра).
Оставьте руки поддержки где-нибудь в комнате, чтобы подростки могли обратиться к ним в будущем.
Упражнение «Булочка с корицей».
Группа берется за руки, образуя цепочку. Один конец цепочки участников стоит на месте, а второй конец цепочки начинает ходить по кругу. Таким образом, группа «наматывается» вокруг.
Рефлексия занятия
По кругу участники высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.
Тренер: «Прежде, чем завершить наш тренинг, послушайте, пожалуйста, что попросил написать на своем надгробном камне англиканский архиепископ, умерший в 1100 году.
Когда я был молод, и мое воображение не знало границ. Я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране, но и в своей стране мне не удалось ничего изменить. На закате дней я из последних сил попытался изменить хотя бы что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули.
И вот, лежа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть и весь мир».
Приложение 1
Школьное насилие» – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю. Насилием является любое поведение, которое нарушает права
Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений.
Хэйзинг (от англ. hazing - издевательство) - ритуальные издевательства, при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.
Мобинг (от англ. mob - грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы, тот кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.
Дедовщина- издевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» (группы из которых нельзя выйти по собственной воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родительребенок» в семье.
Буллинг – длительная, умышленная физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации
Приложение 2
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: СЦЕНЫ ТРАВЛИ
Ваши друзья начинают обзывать вас, посылая вам угрожающие текстовые сообщения и заставляют отдавать им разные вещи. Вы чувствуете себя плохо, когда такое происходит. Как вы должны поступить?
1. Ничего. Наверное, вы сделали что-то не то, отчего друзья стали так себя вести.
2. Начните обзывать их в ответ и угрожать им.
3.Поговорите с родителями или учителем и расскажите им, что происходит.
4. Что-то еще (открытый угол).
Группа детей в вашем классе распространяет о вас обидные слухи, рассылая всем эсэмэски. Многие дети теперь не хотят с вами играть или даже разговаривать с вами. Даже ваши друзья начинают думать, что эти слухи - правда. Как вы должны поступить?
1. Ничего. Никто не поверит вам, если все считают, что эти слухи - правда.
2. Начните распространять неприятные слухи о других детях.
3. Расскажите всем, что это ложные слухи.
4. Что-то еще (открытый угол).
Ваша старшая сестра или старший брат все время толкают и бьют вас, когда никто не смотрит, и говорят вам, что, если вы расскажите кому-нибудь об этом, то будут бить вас еще сильнее. Как
вы должны поступить?
1. Расскажите родителям или учителям о том, что происходит.
2. Попросите ваших друзей в школе помочь вам в борьбе с ней/ним.
3. Скажите ей/ему, что вам больно, и попросите ее/его перестать это делать.
4. Что-то еще (открытый угол).
Ваш учитель продолжает обзывать вас тупым всякий раз, когда вы даете неправильный ответ в классе, и говорит, что нет смысла даже пытаться научить
вас, поскольку вы не способны к учебе. Другие дети начали также обзывать вас. Как вы должны поступить?
1. Сразу же пойти к директору и рассказать ему о том, что происходит.
2. Начать пропускать уроки, поскольку вам не нравится ходить в школу.
3. Спросить у своих родителей, можете ли вы перейти в другой класс или в другую школу.
4. Что-то еще (открытый угол).
Вы замечаете, что один из ваших друзей дразнит и смеется над младшими детьми в летнем лагере. Ваш друг также стал отнимать у них вещи. Как вы должны поступить?
1. Рассказать руководителям лагеря о том, что происходит, не поставив в известность вашего друга.
2. Помочь вашему другу отнимать вещи у младших детей, чтобы он/она не начал отнимать их у вас.
3. Сказать вашему другу, что то, что он делает - неправильно, и что он должен оставить младших в покое.
4. Что-то еще (открытый угол).
Группам старших детей из другой школы нравится приставать к младшим детям из вашей начальной школы. Они ждут, чтобы поймать одинокого ребенка, идущего домой или ожидающего автобус, окружают его или ее, отбирают деньги, еду или игрушки. Они также бросают камни и угрожают сделать что-нибудь похуже. Как вы должны поступить?
1. Быть очень осторожным и ходить в школу и из школы группой.
2. Рассказать взрослым в вашей школе о том, что происходит, и попросить помощи.
3. Носить камни или нож для своей защиты.
4. Что-то еще (открытый угол).
Новый мальчик в вашем классе – беженец. Ваши друзья все время говорят ему чтонибудь расистское, насмехаются над его русским языком и говорят ему, чтобы он возвращался к себе домой. Как вы должны поступить?
1. Присоединиться к ним, он – не ваш друг, поэтому вам не надо беспокоиться о нем.
2. Рассказать вашему учителю, что ваши друзья говорят ему расистские вещи.
3. Предложить давать ему уроки русского языка, когда вы не играете с друзьями, чтобы помочь ему адаптироваться.
4. Что-то еще (открытый угол).
Вы дразните одного из своих друзей, так как он плохо читает и пишет, и вы заметили, что недавно он начал сидеть один. Однажды вы заметили слезу в глазах ребенка. Как вы должны поступить??
1. Ничего. У него просто был плохой день, и это не имеет к вам никакого отношения.
2. Перестаньте дразнить вашего друга и спросите его, почему он плакал.
3. Скажите вашему другу, что вы больше не будете дразнить его перед всеми, но, что он действительно глупый и что ему надо взять несколько дополнительных уроков.
4. Что-то еще (открытый угол).
У вас есть сводный старший брат, который вас очень любит. Он часто хочет поцеловать и обнять вас, но, хотя он вам нравится, вы чувствуете себя неудобно. Как вы должны поступить?
1. Рассказать одному из ваших родителей или другому брату или сестре.
2. Драться против этого и всякий раз, когда он делает это, бить его.
3. Избегать его и пытаться сохранять дистанцию. 4. Что-то еще (открытый угол).
Использованная литература:
1. Молодежное насилие: Информационный бюллетень N°356 . ВОЗ, Август 2011 г.
2. Молодшева В.А.Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» , 2013 г
3. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. ВОЗ, 2002 г
4. Предупреждение насилия в школе: руководство для тренеров. Составитель: Ольга Романова, Москва, 2004.
5. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009.
6. С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
7. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
практическое пособие»:– М.: Генезис, 2000.
8. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005
Штейнберг Э. И. Методическая разработка профилактических занятий «Линия жизни», г. Энгельс. 2012 г