Современная школа в сфере языкового обучения характеризируется сменой ориентации от «знаниедающей» к «культурообразующей», ориентация на речевое развитие учащихся и приобщение их к общечеловеческой культуре.
Урок - впечатление
Тема урока: Творческая работа (эссе) на основе услышанного классического произведения. Сонет «Лето» и опус «Гроза» из цикла «Времена года» Вивальди
Раздел программы: Сонет ( литература)9 класс
Сочинение – рассуждение ( язык) 9 класс
Цели:
Образовательные – закрепить сведения о жанре сонета, познакомить с такой формой творческой работы, как эссе; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, обогатить словарь учащихся словами с культурным компонентом, фоновой лексикой, расширить фоновые знания учащихся о классической музыке, творчестве Вивальди, Петрарки; ориентировать учащихся на использование изученных синтаксических конструкций, передающих эмоции, чувства, настроение.
Развивающие – развивать у учащихся творческие способности, эмоции, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;
Создать культурологический фон урока путем музыкального сопровождения, репродукций картин Левитана «Осень», Саврасов «Грачи прилетели».
Воспитательные: содействовать художественно – эстетическому воспитанию, развитию чувства прекрасного, культуры интеллектуальной элегантности.
Тип урока: урок – впечатление
Оборудование: Сонеты Петрарки, текст сонета «Лето» Вивальди, аудиозапись опуса Вивальди «Гроза», репродукции картин Левитана, бумага.
Межпредметные связи: русский язык, зарубежная литература, изобразительное искусство, художественная культура, эстетика.
Ход урока
І Мотивация – коучинг
( подготовка к основной деятельности)
Учитель предлагает ребятам прослушать некое классическое произведение и высказать свои первые впечатления от услышанного. Эти впечатления могут быть зрительные (сделать зарисовки по ходу прослушивания); изображенные с помощью мимики, жестов; словесные.
Ремарка учителя:
учитель сразу же может почувствовать,
увидеть настроение детей,
какими они пришли на урок
Зрительные зарисовки, сделанные учащимися.
- изображение гнущихся под ветром деревьев;
- изображение взлохмаченного человека;
- попытка изобразить некое смятение, растерянность,
тревогу.
Мимические:
- кто –то показал мечущегося человека;
- кто–то попытался изобразить борьбу, драку, бой.
Словесные:
- «… меня преследовало чувство какой-то необъяснимой тревоги…»,
- «… а мне показалось, что напряжение сменяется чувством покоя ..»,
- « .. странные, необъяснимые впечатления»,
- « .. я трудно воспринимаю классическую музыку»,
- « .. мне понравилось, хотя определенно сформулировать свои чувства не могу»,
- « .. я слышала эту музыку в каком – то рекламном ролике и думала, какая классная композиция, но никогда не могла бы подумать, что это классика!».
- « .. я представила что – то происходящее в природе: метель, дождь, ураган, сметающий все на своем пути»
2. Рефлексия по первому этапу урока
Ремарка учителя:
ребята еще не знают ни автора, ни названия опуса.
- Как бы вы озаглавили это произведение?
Примерные ответы учащихся
- «тревога», «смятение», «пробуждение», «гнев природы» и др.
ІІ Рассуждения, размышления по теме.
Подводя итог первой части урока, учитель сообщает тему и цель урока.
Чтение сонета «Лето» Вивальди на фоне звучащего опуса «Гроза»
Учитель выразительно, накладывая слова на музыку, читает сонет ( Читает именно учитель: детям сложно произвести соответствующее «наложение»)
Приложение 1
Примеры ответов учащихся:
- «… явления природы, изображенные в стихотворении ,могут быть переданы музыкой и словом: дождь, гроза, жара перед грозой»;
- «… жаркое лето, ожидание прохлады и дождя, и наконец, шквал ветра, ливень»;
- «… состояние природы и чувства человека».
Вывод: Одна и та же тема передана разными способами, разными видами искусства: словом и музыкой. А можно еще добавить живопись ( картина )
Теперь учитель сообщает , что созданы оба эти произведения одним и тем же человеком, великим итальянским скрипачом Антонио Вивальди. Сонет называется «Лето», а опус - «Гроза» из цикла «Времена года»
( Приложение 2)
Ремарка учителя:
Сообщение можно поручить сделать учащимся.
Но в целях поддержания эффекта неожиданности
учителю лучше сделать это самому.
ІІІ Аналитическая работа
1Жанровый анализ
- Докажите, что это поэтическое произведение – сонет.
(У каждого учащегося текст сонета)
Для выполнения этого задания
ребятам необходимо вспомнить (повторить) признаки сонета:
- 14 – строфная структура;
- пятистопный ямб;
- одна тема;
- система рифмовки.
На доске заготовка для анализа:
В полях лениво стадо бродит. А
От тяжкого удушливого зноя. Б
Страдает, сохнет все в природе, А
Томится жаждой все живое. Б
Ремарка учителя:
Сонет дан в переводе В.Григорьева
Вывод: это действительно сонет.
2.Рефлексия
- Назовите поэтов ,творивших в жанре сонета? (Петрарка, Шекспир)
3. Композиционно – смысловой анализ.
Поделите сонет и музыкальный опус на части, озаглавьте их, попробуйте сопоставить и описать.
Ремарка учителя:
Задание можно поделить на этапы:
Это поможет учащимся подготовиться к письменной работе. Работа ведется на фоне звучащей композиции
Возможный вариант анализа
Сонет «Лето» |
Музыкальный опус «Гроза» |
Часть первая «Жара» (изнеможение от жары) |
|
Эпитеты: тяжкого удушливого зноя , лениво бродит Глаголы – реалии: страдает сохнет томится |
Музыка тихая, часто прерывающаяся, как бы «вздыхающая». |
Часть вторая «Кукушка» (Птичий разговор и т.д.) |
|
Метафора: «Теплым ветром напоен простор…», «нежный разговор щегол и горлица ведет неторопливо..» |
Темп музыки усиливается, звучание громче, всем оркестром, резко переходящее в тихие отдельные звуки, как бы передающие порывы ветра. Звучание отдельных инструментов – голоса птиц |
Часть третья «Затишье» («Перед бурей», «Смятение») |
|
Эпитеты: страстный и могучий борей Метафоры: «злых мошек тучи .. » , «взрывая тишины покой» Настроение страха, предчувствие чего – то: «плачет пастушок, застигнутый грозой»; возвращается чувство истомы от жары |
Музыка как бы возвращается к началу ( повтор) произведения ( опять жара). Звучит одинокий инструмент ( скрипка), в звуках которой слышится интонация жалобы. Контраст мелодии: от тихой, затаившейся (пастушок) до резкой, громкой (приближающиеся раскаты грома) и опять тихой, плывущей (затишье). |
Четвертая часть «Буря» («Гроза», «Страх») |
|
Глаголы-реалии:бьют молнии, грохочет гром. Метафора: «и спелые колосья вырывает гроза...» |
Музыка как бы скачет вверх и вниз, то тает, то растет, то спадает; звук то громче, то тише. Завершается опус грозным звучанием всего оркестра |
- Какие инструменты вы услышали, узнали? (скрипка, виолончель, орган, ударные)
- Какие это инструменты: струнные, смычковые, ударные?
- Что вас больше убедило в изображении грозы: поэтический или музыкальный язык?
Ремарка учителя:
клавесин – старинный музыкальный инструмент
времен Вивальди (17-18 в.)
Примерные ответы учащихся:
- «Слово для меня доступней …»
- «Если бы мы слушали только музыку, я бы скорее всего не понял , что это о грозе …»
- «Для меня слово – это информация о случившемся, а музыка – это чувства, переживания».
IV Творческая интерпретация
Эссе (из франц. языка) – литературный жанр, характеризующийся свободной трактовкой темы, проблемы, эмоциональный этюд (словарь иностранных языков)
Ремарка учителя: учащиеся определяют стиль и тип речи будущей творческой работы (художественный стиль, тип речи – рассуждение)
Один из видов рассуждения – эссе
- Чем отличается эссе от других видов письменных работ (сочинение – рассуждение, сочинение – миниатюра)?
Примерные ответы учащихся: определенная ненормированность (объема, выбранной темы и проблемы), эмоциональность, образность, «личностность» и т.д.
Написать эссе «Слушая Вивальди…»
V Подведение итогов
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, работу своих товарищей, учителя:
Уроки подобного типа помогают учителю не только дать определенные знания, но и получить психологический эффект, по –новому раскрывающий детей и самого учителя. Эти, сначала удивленные, растерянные, а потом загоревшиеся интересом, пытливые, светящиеся догадкой глаза ребят – это ли не результат и счастье учительского труда!