Творческая работа (эссе) на основе услышанного классического произведения. Сонет «Лето» и опус «Гроза» из цикла «Времена года» Вивальди

Про матеріал

Современная школа в сфере языкового обучения характеризируется сменой ориентации от «знаниедающей» к «культурообразующей», ориентация на речевое развитие учащихся и приобщение их к общечеловеческой культуре.

Перегляд файлу

Урок - впечатление

Тема урока: Творческая работа (эссе) на основе услышанного классического произведения. Сонет «Лето» и опус «Гроза» из цикла «Времена года» Вивальди

 Раздел программы: Сонет ( литература)9 класс

                                      Сочинение – рассуждение  ( язык) 9 класс

Цели:

Образовательные – закрепить сведения о жанре сонета, познакомить с такой формой творческой работы, как эссе; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, обогатить словарь учащихся словами с культурным компонентом, фоновой лексикой, расширить фоновые знания учащихся о классической  музыке, творчестве  Вивальди, Петрарки; ориентировать учащихся на использование изученных синтаксических конструкций, передающих эмоции, чувства, настроение.

Развивающие – развивать у учащихся  творческие способности,  эмоции, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;

Создать культурологический фон урока путем музыкального сопровождения, репродукций картин Левитана «Осень», Саврасов  «Грачи прилетели».

Воспитательные: содействовать художественно – эстетическому воспитанию, развитию чувства прекрасного, культуры интеллектуальной  элегантности.

 

Тип урока: урок – впечатление

 

Оборудование: Сонеты Петрарки, текст сонета «Лето» Вивальди, аудиозапись опуса Вивальди «Гроза», репродукции картин Левитана, бумага.

 

Межпредметные связи: русский язык, зарубежная литература, изобразительное искусство, художественная культура, эстетика.

 

Ход урока

І Мотивация – коучинг

 ( подготовка к основной деятельности)

Учитель предлагает ребятам прослушать некое классическое произведение и высказать свои первые впечатления от услышанного. Эти  впечатления могут быть зрительные (сделать зарисовки по ходу прослушивания); изображенные с помощью  мимики, жестов; словесные.

  1. Прослушивание опуса Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года»

 

  1. Анализ первых впечатлений

Ремарка учителя: 

 учитель сразу же может почувствовать,

увидеть настроение детей,

какими они пришли на урок

Зрительные  зарисовки, сделанные учащимися.

- изображение гнущихся под ветром деревьев;

 

 

 

- изображение взлохмаченного человека;

 

- попытка изобразить некое смятение, растерянность,

тревогу.

 

Мимические:

- кто –то показал мечущегося человека;

- кто–то попытался изобразить борьбу, драку, бой.

 Словесные:

- «… меня преследовало  чувство какой-то  необъяснимой тревоги…»,

- «… а мне показалось, что напряжение сменяется чувством покоя ..»,

- « .. странные, необъяснимые впечатления»,

- « .. я трудно воспринимаю классическую музыку»,

- « .. мне понравилось, хотя определенно сформулировать свои чувства не могу»,

- « .. я слышала эту музыку в каком – то рекламном ролике и думала, какая классная композиция, но никогда не могла бы подумать, что это классика!».

- « .. я представила что – то происходящее  в природе: метель, дождь, ураган, сметающий все на своем пути»

2. Рефлексия по первому этапу урока

Ремарка учителя: 

ребята еще не знают ни автора, ни названия опуса.

- Как бы вы озаглавили это произведение?

Примерные ответы учащихся

- «тревога», «смятение», «пробуждение», «гнев природы» и др.

ІІ  Рассуждения, размышления по теме.

Подводя  итог  первой части урока, учитель сообщает тему и цель урока.

Чтение сонета «Лето» Вивальди на фоне звучащего опуса «Гроза»

Учитель выразительно, накладывая слова на музыку, читает сонет  ( Читает именно учитель: детям сложно произвести соответствующее «наложение»)

Приложение 1

  1. Беседа
  • Что общего, на ваш взгляд, в музыкальном и поэтическом произведении?

Примеры ответов учащихся:

- «… явления природы, изображенные в стихотворении ,могут быть переданы музыкой и словом: дождь, гроза, жара перед грозой»;

- «… жаркое лето, ожидание прохлады и дождя, и наконец, шквал ветра, ливень»;

- «… состояние природы и чувства человека».

 

Вывод: Одна и та же тема передана разными способами, разными видами искусства: словом и музыкой. А можно еще добавить живопись ( картина )

Теперь учитель сообщает , что созданы оба эти произведения одним и тем же человеком, великим итальянским скрипачом Антонио Вивальди. Сонет называется «Лето», а опус - «Гроза» из цикла «Времена года»

  1. Краткое сообщение о личности Вивальди

 ( Приложение 2)                                     

Ремарка учителя:          

Сообщение можно поручить сделать учащимся.

Но в целях поддержания эффекта неожиданности

учителю лучше сделать это самому.

  1. Цикл «Времена года» ( приложение 3)

ІІІ Аналитическая работа

1Жанровый анализ

- Докажите, что это поэтическое произведение – сонет.

(У каждого учащегося текст сонета)                                                                             

  1. Ремарка учителя.

Для выполнения этого задания

ребятам необходимо вспомнить (повторить) признаки сонета:

- 14 – строфная структура;

- пятистопный ямб;

- одна тема;

- система рифмовки.

На доске заготовка для анализа:

В полях лениво стадо бродит.            А

 

От тяжкого удушливого зноя.            Б

 

Страдает, сохнет все в природе,        А

 

Томится жаждой все живое.               Б

 

Ремарка учителя:

Сонет дан в переводе В.Григорьева

Вывод: это действительно сонет.

2.Рефлексия

- Назовите поэтов ,творивших в жанре сонета? (Петрарка, Шекспир)

 

3. Композиционно – смысловой анализ.

Поделите сонет и музыкальный опус на части, озаглавьте их, попробуйте сопоставить и описать.

                                                             Ремарка учителя:

Задание можно поделить на этапы:

  1. Части
  2. Заголовок
  3. Сопоставление
  4. Описание
  5. Вывод

Это поможет учащимся подготовиться к письменной работе. Работа ведется на фоне звучащей композиции

Возможный вариант анализа

Сонет «Лето»

Музыкальный опус «Гроза»

Часть первая «Жара» (изнеможение от жары)

Эпитеты: тяжкого удушливого зноя , лениво

бродит

Глаголы – реалии: страдает

                                сохнет

                                томится

Музыка тихая, часто прерывающаяся, как бы «вздыхающая».

Часть вторая «Кукушка» (Птичий разговор и т.д.)

Метафора: «Теплым ветром напоен простор…»,  «нежный разговор щегол и горлица ведет неторопливо..»

Темп музыки усиливается, звучание громче, всем оркестром, резко переходящее в тихие отдельные звуки, как бы передающие порывы ветра.

Звучание отдельных инструментов – голоса птиц

Часть третья «Затишье» («Перед бурей», «Смятение»)

Эпитеты: страстный и могучий борей

Метафоры: «злых мошек тучи .. »  ,

«взрывая тишины покой»

Настроение страха, предчувствие чего – то: «плачет пастушок, застигнутый грозой»;

возвращается чувство истомы от жары

Музыка как бы возвращается к началу ( повтор) произведения

( опять жара).

Звучит одинокий инструмент

( скрипка), в звуках которой слышится интонация жалобы.

Контраст  мелодии: от тихой, затаившейся (пастушок) до резкой, громкой (приближающиеся раскаты грома) и опять тихой, плывущей (затишье).

Четвертая часть «Буря» («Гроза», «Страх»)

Глаголы-реалии:бьют  молнии, грохочет гром.

Метафора: «и спелые колосья вырывает гроза...»

Музыка как бы скачет вверх и вниз, то тает, то растет, то спадает; звук то громче,  то тише.

Завершается опус грозным звучанием всего оркестра

 

  1. Рефлексия

- Какие инструменты вы услышали, узнали? (скрипка, виолончель, орган, ударные)

- Какие это инструменты: струнные, смычковые, ударные?

- Что вас больше убедило в изображении грозы: поэтический или музыкальный язык?

Ремарка учителя:

  клавесин – старинный музыкальный инструмент

времен Вивальди (17-18 в.)

Примерные ответы учащихся:

- «Слово для меня доступней …»

- «Если бы мы слушали только музыку, я бы скорее всего не понял , что это о грозе …»

- «Для меня слово – это информация о случившемся, а музыка – это чувства, переживания».

IV Творческая интерпретация

  1. Литературоведческая минутка

Эссе (из франц. языка) – литературный жанр, характеризующийся свободной трактовкой темы, проблемы, эмоциональный этюд (словарь иностранных языков)

Ремарка учителя: учащиеся определяют стиль и тип речи будущей творческой работы (художественный стиль, тип речи – рассуждение)

Один из видов рассуждения – эссе

  1. - Какие синтаксические структуры подходят для этого вида работы?                                 Примерные ответы учащихся: восклицательные предложения, простые предложения с вводными конструкциями, сложные предложения, односоставные
  2. Из учебника для русского языка (9 класс) зачитываются образцы эссе.
  3. Рефлексия.

- Чем отличается эссе от других видов письменных работ (сочинение – рассуждение, сочинение – миниатюра)?

Примерные ответы учащихся: определенная ненормированность (объема, выбранной темы и проблемы), эмоциональность, образность, «личностность» и т.д.

  1. Домашнее задание.

Написать эссе «Слушая Вивальди…»

 V Подведение итогов

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, работу своих товарищей, учителя:

  • активность
  • познавательность
  • общая атмосфера
  • интерес. 

   Уроки подобного типа помогают учителю не только дать определенные знания, но и получить психологический эффект, по –новому раскрывающий детей и самого учителя. Эти, сначала удивленные, растерянные, а потом загоревшиеся интересом, пытливые, светящиеся догадкой глаза ребят – это ли не результат и счастье учительского труда!

doc
Додано
23 квітня 2018
Переглядів
3517
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку