Тема урока: Местоимение. Обобщающий урок.
Цели:
1) повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; уметь отличить местоимение от других частей речи;
2) вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;
3) привитие культуры общения.
Урок №__. Местоимение. Обобщающий урок.
Цели:
1) повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; уметь отличить местоимение от других частей речи;
2) вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;
3) привитие культуры общения.
Ожидаемые результаты: ученик должен знать: понятие местоимение; особенности местоимения как части речи; роль местоимений в речи; уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно употреблять местоимения в речи.
Тип урока - урок обобщающего повторения, систематизации полученных знаний.
Оборудование – учебник, раздаточный материал, презентация.
ХОД УРОКА
Слово учителя
Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодняшний урок я хочу начать замечательным стихотворением.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Действительно, я очень рада, что сегодняшний урок мы проведём вместе в тесном сотрудничестве, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи. А также в конце урока ответить на проблемный вопрос «Нужны ли нам местоимения?»
Беседа
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:.. (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека.
Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество – это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает.
- Какая это часть речи?
– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
Фронтальный опрос
1)Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)
2)Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)
3)В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением)
4)Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)
5)Вопросительные местоимения служат... (для выражения?)
6) Неопределённые местоимения с кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)
7)В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно? (когда между местоимениями и не/ни есть предлог)
Работа по карточкам (индивидуально)
Уровень А (слабые учащиеся)
Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:
М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.
Продумайте ответ на вопрос, какую роль выполняют вставленные местоимения в данном тексте.
Уровень В
Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:
Под Москвой л…са были наскво…ь пр…свечены солнцем. В т…кой день нач…лся наш путь из Москвы на зап…д. Путь прош…л мимо Бородинского поля, над которым в это время расст…лался туман, п…хожий на дым ср…жения.
Продумайте ответ на вопрос, почему в последнем предложении слово путь нельзя заменить местоимением он.
Уровень С (сильные учащиеся)
Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:
Быть может, на св…ем пути
Ты Карла – ч…родея встрет…шь –
Ах, если ты его замет…шь,
Коварству, злобе отомсти!
И наконец я счастлив буду,
Сп…койно мир оставлю сей –
И в бл…годарности м…ей
Тв…ю п…щечину забуду.
Загадки
1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМы).
3. Сколько личных местоимений в слове семья (Семь-Я).
4. Первый слог – личное местоимение, второй - детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь).
5. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
6. Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы-мы-ты)
7. Первый слог - личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты-ква).
Молодцы ребята!
Беседа
Ребята, давайте вспомним с вами разряды местоимений. Скажите пожалуйста, сколько всего существует разрядов? (9). Перечислите их всех. А теперь давайте проверим себя, сравним наши ответы с таблицей.
№ п/п |
Разряды |
Местоимения |
Роль в предложении |
1 |
Личные |
Я, ты, он, она, мы, вы, они. |
Подлежащее, дополнение |
2 |
Возвратное |
Себя |
Дополнение |
3 |
Вопросительные |
Кто? что? какой? чей? который? сколько? каков? (формируют вопросительные предложения.) |
Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство |
4 |
Относительные |
Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.) |
Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство |
5 |
Неопределенные |
Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь. |
Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство |
6 |
Отрицательные |
Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего. |
Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство |
7 |
Притяжательные |
Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. |
Определение |
8 |
Указательные |
Тот, этот, такой, таков, столько. |
Определение, сказуемое |
9 |
Определительные |
Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой. |
Определение |
Цифровой диктант
1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное
Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (Взаимопроверка)
Убери лишнее.
Задание. Убрать 3-е лишнее слово, подбирая правильное местоимение, которое подходит данному разряду.
Каждый, всякий, себя- (себя- возвратное местоимение).
Никто, некто, некоторый- (никто-отрицательное).
Ничей, нисколько, некому-(некому).
Мой, твой, себя- (себя).
Тот, другой, такой- (другой).
Кто-либо, что-то, где-нибудь (где-нибудь).
«Знаток местоимений».
Ну, а сейчас мы узнаем, кто лучше запомнил разряды местоимений. Поиграем в игру.
1. Местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества? (Неопределенные).
2. Местоимение, не имеющее именительного падежа? (Возвратные).
3. Местоимения 1, 2, 3 лица? (Личные).
4. Разряд местоимения столько? (Указательные).
5. Местоимения, изменяющиеся как прилагательные? (Притяжательные).
6. Местоимения, содержащие в себе вопрос? (Вопросительные).
7. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе сложного? (Относительные).
8. К какому разряду относятся местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой? (Определительные).
9. Как называются местоимения, употребляющиеся для отрицания какого – либо предмета, признака? (Отрицательные).
Морфологический разбор
1 группа: Друг рассказал мне нечто интересное.
2 группа: Книги расскажут тебе о далеком прошлом.
3 группа: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку.
Кластер «Местоимение»
Коллективное составление кластера.
Беседа
1.Понравился ли вам урок?
Зелёный – да, красный – нет.
2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Зелёный – да; красный – нет.
3. Какая форма работы вам понравилась больше?
4. Что вызвало затруднения?
5. Нужны ли нам местоимения?
V. Домашнее задание
Творческая работа. Мини-сочинение «Моя школа» (составить текст с использованием местоимений разных разрядов.)