Урок "Местоимение. Обобщающий урок"

Про матеріал

Тема урока: Местоимение. Обобщающий урок.

Цели:

1) повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; уметь отличить местоимение от других частей речи;

2) вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;

3) привитие культуры общения.

Перегляд файлу

Урок №__. Местоимение. Обобщающий урок.

Цели:

1) повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; уметь отличить местоимение от других частей речи;

2) вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;

3) привитие культуры общения.

Ожидаемые результаты: ученик должен знать: понятие местоимение; особенности местоимения как части речи; роль местоимений в речи; уметь: распознавать местоимения среди других частей речи, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; правильно употреблять местоимения в речи.

Тип урока - урок обобщающего повторения, систематизации полученных знаний.

Оборудование – учебник, раздаточный материал, презентация.

ХОД УРОКА

  1.                     Организационный момент

Слово учителя

Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Сегодняшний урок я хочу начать замечательным стихотворением.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Действительно, я очень рада, что сегодняшний урок мы проведём вместе в тесном сотрудничестве, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи. А также в конце урока ответить на проблемный вопрос «Нужны ли нам местоимения?»

  1.                     Актуализация опорных знаний

Беседа

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:.. (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека.

Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество – это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает.

- Какая это часть речи?

– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

Фронтальный опрос

1)Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)

2)Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)

3)В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением)

4)Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)

5)Вопросительные местоимения служат... (для выражения?)

6) Неопределённые местоимения с кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)

7)В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно? (когда между местоимениями и не/ни есть предлог)

  1.                     Повторение, обобщение знаний«Редактор»

Работа по карточкам (индивидуально)

Уровень А (слабые учащиеся)

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь.  ____________ было оч…нь вес…ло.

Продумайте ответ на вопрос, какую роль выполняют вставленные местоимения в данном тексте.

Уровень В

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

Под Москвой л…са были наскво…ь пр…свечены солнцем. В т…кой день нач…лся наш путь из Москвы на зап…д. Путь прош…л мимо Бородинского поля, над которым в это время расст…лался туман, п…хожий на дым ср…жения.

Продумайте ответ на вопрос, почему в последнем предложении слово путь нельзя заменить местоимением он.

Уровень С (сильные учащиеся)

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

Быть может, на св…ем пути 
Ты Карла – ч…родея  встрет…шь – 
Ах, если ты его замет…шь,
Коварству, злобе отомсти!
И наконец я счастлив буду,
Сп…койно мир оставлю сей –
И в бл…годарности м…ей
Тв…ю п…щечину забуду.

Загадки

1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМы).

3. Сколько личных местоимений в слове семья (Семь-Я).

4. Первый слог – личное местоимение, второй - детская болезнь.  Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь).

5. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)

6. Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы-мы-ты)

7. Первый слог - личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты-ква).

Молодцы ребята!

Беседа

Ребята, давайте вспомним с вами разряды местоимений. Скажите пожалуйста, сколько всего существует разрядов? (9). Перечислите их всех. А теперь давайте проверим себя, сравним наши ответы с таблицей.

№ п/п

Разряды
местоимений

Местоимения

Роль в предложении

1

Личные

Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Подлежащее, дополнение

2

Возвратное

Себя

Дополнение

3

Вопросительные

Кто? что? какой? чей? который? сколько? каков? (формируют вопросительные предложения.)

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

4

Относительные

Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

5

Неопределенные

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

6

Отрицательные

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство

7

Притяжательные

Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Определение

8

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько.

Определение, сказуемое

9

Определительные

Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.

Определение

Цифровой диктант

1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное

  1.               А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
  2.               Опять на то же место вышла.
  3.               Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных.
  4.               В такую ночь невозможно уснуть.
  5.               Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
  6.               Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
  7.               Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
  8.               Худого человека ничем не уважишь.

Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (Взаимопроверка) 

Убери лишнее.

Задание. Убрать 3-е лишнее слово, подбирая правильное местоимение, которое  подходит данному разряду.

Каждый, всякий, себя- (себя- возвратное местоимение).

Никто, некто, некоторый- (никто-отрицательное).

Ничей, нисколько, некому-(некому).

Мой, твой, себя- (себя).

Тот, другой, такой- (другой).

Кто-либо, что-то, где-нибудь (где-нибудь).

«Знаток местоимений».

Ну, а сейчас мы узнаем, кто лучше запомнил разряды местоимений. Поиграем в игру. 
1. Местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества? (Неопределенные). 
2. Местоимение, не имеющее именительного падежа? (Возвратные). 
3. Местоимения 1, 2, 3 лица? (Личные). 
4. Разряд местоимения столько? (Указательные). 
5. Местоимения, изменяющиеся как прилагательные? (Притяжательные). 
6. Местоимения, содержащие в себе вопрос? (Вопросительные). 
7. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе сложного? (Относительные). 
8. К какому разряду относятся местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой? (Определительные). 
9. Как называются местоимения, употребляющиеся для отрицания какого – либо предмета, признака? (Отрицательные). 

Морфологический разбор

1 группа: Друг рассказал мне нечто интересное.

2 группа: Книги расскажут тебе о далеком прошлом.

3 группа: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Кластер «Местоимение»

Коллективное составление кластера.

Беседа

1.Понравился ли вам урок?

Зелёный – да, красный – нет.

2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

Зелёный – да; красный – нет.

3. Какая форма работы вам понравилась больше?

4. Что вызвало затруднения?

5. Нужны ли нам местоимения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание

Творческая работа. Мини-сочинение «Моя школа» (составить текст с использованием местоимений разных разрядов.)  

docx
Додано
1 травня 2018
Переглядів
3626
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку