Цели:
обучающие:
-формирование умения находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно-личные предложения;
-орфографическое и пунктуационное повторение( написание суффиксов наречий, окончаний глаголов, прилагательных, существительных, сложных слов, приложений; знаки препинания при однородных членах, деепричастном обороте);
развивающие:
-развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать полученные знания; продолжить формирование навыков устной и письменной речи;
воспитывающая:
- воспитание интереса к родному языку на основе работы с краеведческим материалом («Тульские ремёсла»).
Форма проведения: урок смешанного типа.
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: неопределенно-личные предложения
Цели:
обучающие:
-формирование умения находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно-личные предложения;
-орфографическое и пунктуационное повторение( написание суффиксов наречий, окончаний глаголов, прилагательных, существительных, сложных слов, приложений; знаки препинания при однородных членах, деепричастном обороте);
развивающие:
-развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать полученные знания; продолжить формирование навыков устной и письменной речи;
воспитывающая:
- воспитание интереса к родному языку на основе работы с краеведческим материалом («Тульские ремёсла»).
Форма проведения: урок смешанного типа.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: записи на доске, индивидуальные таблицы, раздаточный материал, индивидуальные карточки, стенгазета, выставка книг.
Ход урока:
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Все готовы к уроку?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по односоставным предложениям и изучим ещё один вид, также повторим некоторые виды орфографических и пунктуационных правил. Будем учиться находить и характеризовать односоставные предложения нового вида. Тема интересная, но сложная, поэтому потребует вашего внимания. Рассматривать тему урока мы будем на основе краеведческого материала.
3. Проверка домашнего задания
- На доске перед вами слова, с которыми вы работали дома. Какое значение у этих слов? ( Работа со словарными статьями)
-. Как связан текст домашней работы с этими словами? (Он содержит рассказ о Тульском крае, который богат традициями и ремёслами.)
- А теперь к доске пойдёт … для проверки домашнего задания. (Работа с деформированным текстом, записанным на доске; задание указано на карточке.) В это время: … и …. работают по карточкам (слабые ученики). А мы с вами проведём устный блиц-опрос.
3. Устный фронтальный опрос
- А сейчас внимание на доску. Проверьте, правильно ли …вставил пропущенные буквы и знаки препинания?
-Нашел ли ты определенно-личные предложения? Как ты их узнал в тексте?
-Спасибо, садись. Оценка.
4.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
(Создание проблемной ситуации)
-Ребята, посмотрите еще раз на наш текст. Скажите, почему … не назвал как определенно-личное второе предложение? (нельзя назвать лицо, о котором идёт речь. Можно подобрать несколько вариантов).
-Правильно, в этом предложении мы не можем определить конкретное лицо, это невозможно, поэтому такие предложения называются неопределенно-личными. Вы сами назвали тему нашего урока.
5.Изучение нового материала. (Беседа, работа с учебником и таблицей)
- Запишем число, класс. раб. и тему урока в тетрадь.(Учитель вместе с детьми)
- Откроем учебник на стр.79, прочитаем правило параграфа 19.( Самостоятельная работа с учебником)
- Что мы с вами должны запомнить? (Слово учителя как итог)
-Давайте обратимся к нашей таблице, которую начали заполнять, изучая тему «Односоставные предложения» и продолжим работу с ней. Подпишите новый вид односоставного предложения, форму глагола.
6.Закрепление знаний, умений и навыков (Дифференцирование упражнений: от знаний к умениям, от умений к навыкам).
1 этап
- Теперь мы знаем 2 вида односоставных предложений. Поучимся искать неопределенно-личные предложения и характеризовать их в тексте, который лежит перед вами. В нем пропущено название города. Угадайте его.
(Чтение текста учащимся, ответ на вопрос).
Исследование текста +синтаксический разбор(работа сильного учащегося).
- Пока мы работаем с текстом, на доске …выполнит синтаксический разбор 3-его предложения этого текста.
-Ребята , я сказала, что это текст. Верно ли мое утверждение? Докажите. (Состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически: последовательная и параллельная связь, местоимение, текстовой синоним).
- Определите стиль и тип речи. (Информативное повествование, публицистический стиль).
- Назовите тему и основную мысль текста.
-Озаглавьте и спишите текст.
-Посмотрите на доску. Проверьте, верно, ли …сделала разбор. В чем особенность твоего предложения? Оценка
- Обратимся к тексту. Есть ли еще подобные предложения в нем? Подчеркнем основу.
2 этап
- Продолжаем наше исследование, но задание усложняется. У вас на партах лежит лист с заданиями, найдите №2. Преобразуйте двусоставное предложения в односоставное неопределенно-личное. Подумайте, как вы это сделаете? Обратитесь к таблице. В тетрадках сделайте две колонки: в первую запишите данный вариант, во вторую - свой вариант. Выделите основу двусоставного предложения , укажите вид сказуемого , объясните постановку тире. (Фронтальный опрос)
- Проверим.
3 этап
(Самостоятельная работа- тест)
-Я вижу, вы понимаете, что такое неопределенно-личные предложения, но хочу посмотреть, насколько хорошо. Для этого выполним самостоятельную работу, за которую каждый получит оценку. У вас на партах чистые листы. Подпишите их. Посмотрите на раздаточный материал, найдите задание №3. Запишите предложения из первой колонки, а на полях напротив каждого укажите нужное определение из второй колонки.
-Передайте свои работы с последней парты на первую.
7.Задание на дом + инструктаж
-Ребята, дома вы продолжите работу по нашей теме. Сейчас мы подготовимся к выполнению дом. задания. Внимательно посмотрите на предложения сам. работы. О каких ремеслах в них идет речь?
(На магнитной доске запись: тульское оружие, кузнечное мастерство, гармоника, филимоновская игрушка)
- На газете перед вами представлен материал по ремеслам нашего края, а также выставка книг на эту тему. ( Назвать несколько) На основе данных сведений дома напишите мини-сочинение(8-10 пр.) на одну из тем, указанных на магнитной доске, разумно используя неопределенно-личные предложения, а также выучите теорию 19 параграфа. Запишите задание в дневник, а темы - в тетрадь.
8.Подведение итогов урока
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
9.Выставление оценок:
-проверка дом. задания;
-синт. разбор;
-работа на уроке
-Спасибо за работу, урок окончен.