Творческий проект "Жизнь моя, иль ты приснилась мне..."

Про матеріал

Над данным проектом работало несколько групп учеников 8-11 классов. Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи, в том числе старшеклассников. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дает большие возможности для воспитания подрастающего поколения. Многие ребята играют на гитаре, в школе организована группа гитаристов. Ребята с удовольствием исполняют песни на слова С. Есенина под гитару. Работа над проектом эмоционально сблизила всех участников проекта, дала возможность ближе познакомиться с жизнью и творчеством поэта. Позволила сопереживать лирическим героям стихотворений С.Есенина.

Перегляд файлу

Творческий проект “Жизнь моя, иль ты приснилась мне …”

(Памяти Сергея Есенина …)

 

       Над данным проектом работало несколько групп учеников 8-11 классов. Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи, в том числе старшеклассников. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дает большие возможности для воспитания подрастающего поколения. Многие ребята играют на гитаре, в школе организована группа гитаристов. Ребята с удовольствием исполняют песни на слова С. Есенина под гитару. Работа над проектом эмоционально сблизила всех участников проекта, дала возможность ближе познакомиться с жизнью и творчеством поэта. Позволила сопереживать лирическим героям стихотворений С. Есенина.

 

        Комментарий. Учащиеся объединялись в группы по желанию, по своим творческим способностям. Заранее были даны задания каждой группе.

  • 1-я группа – «ведущие» (готовят сообщения о С. Есенине, 6 человек);
  • 2 группа – «чтецы» (учат наизусть стихи С. Есенина, готовят краткий анализ отдельных лирических произведений);
  • 3 группа – «музыканты» (подбирают музыку для музыкального сопровождения, песни на слова поэта);
  • 4 группа – «актеры» (готовят инсценировки)
  • 5 группа – «кинорежиссеры» (готовят презентацию, выбирают эпизоды из художественного фильма «Сергей Есенин»).

 

Цели:

  • Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве поэта; работать над выразительным чтением.
  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки публичного выступления.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, чувство патриотизма, бережное отношение к природе; способствовать нравственно-эстетическому воспитанию.
     

Оформление:

       Березы, листопад, экран, электронная презентация, портреты Сергея Есенина, книжная экспозиция “Родился я с песнями в травном одеяле…”; записи песен, гитара, эпизоды из художественного фильма «Сергей Есенин», свечи. 

 

 

 

                                          ХОД ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА

                                                  
                                                           «Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню.

                                                             Будь она эта песня длинней, она не была бы такой

                                                             щемящей. Длинных песен не бывает…»

 

                                                                                           Василий Шукшин

 

Звучит мелодия (Бах. Ария из сюиты № 3 ре-мажор.) 

Учитель.

 В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёз и синь рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин».

Памяти великого поэта Сергея Есенина посвящается… 
Ведущий 1.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен, 
Как будто он не в силах их понять. 
Уходят лучшие, не спев последних песен, 
Осиротив родную Землю-мать. 
        Вот уже более 80 лет мучает “страну берёзового ситца” совесть за то, что так жестоко, так нелепо поступила со своим сыном, поэтом-песенником, Человеком – Сергеем Есениным (слайды  1, 2, 3).
Ведущий 2.
       Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Мир вступил в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, а поэзия – это Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходит к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в поэтическом созвездии – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно… 
Ведущий 1 
Мы умираем, 
Сходим в тишь и грусть, 
Но знаю я – 
Нас не забудет Русь… 
Сценка 1.  Детство 
Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 2 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки. 
Чтец.

 О пашни, пашни, пашни, 
Коломенская грусть, 
На сердце день вчерашний, 
А в сердце светит Русь. 
Как птицы, свищут версты 
Из-под копыт коня. 
И брызжет солнце горстью 
Свой дождик на меня. 
О край разливов грозных 
И тихих вешних сил, 
Здесь по заре и звездам 
Я школу проходил 
(слайды 4, 5, 6 − фотографии родителей, Константиново, сестер) 
Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова, замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Появляются дед и бабка). 
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил? 
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет! (слайд 7)
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он... 
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
Дед.   Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться... 
Есенин. Не буду учителем. 
Дед. А кем тогда? 
Есенин. Никем, частушки буду сочинять! 
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят) 
(слайды 8, 9, 10 фотографии природы) 
Чтец. 
Гой ты, Русь моя родная, 
Хаты – в ризах образа… 
Не видать конца и края – 
Только синь сосет глаза. 
Как захожий богомолец, 
Я смотрю твои поля. 
А у низеньких околиц 
Звонко чахнут тополя. 
Пахнет яблоком и медом 
По церквам твой кроткий Спас. 
И гудит за корогодом 
На лугах веселый пляс. 
Побегу по мятой стежке 
На приволь зеленых лех, 
Мне навстречу, как сережки, 
Прозвенит девичий смех. 
Если крикнет рать святая: 
«Кинь ты Русь, живи в раю!» 
Я скажу: «Не надо рая, 
Дайте родину мою». 
В Москве 
Есенин.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию Сытина. Здесь познакомился с Анной Изрядновой, на которой женился (слайды 11, 12 – фотографии молодого Есенина, Анны Изрядновой). 
Я покинул родимый дом, 
Голубую оставил Русь. 
В три звезды березняк над прудом 
Теплит матери старой грусть. 
Золотою лягушкой луна 
Распласталась на тихой воде. 
Словно яблонный цвет, седина 
У отца пролилась в бороде. 
Я не скоро, не скоро вернусь! 
Долго петь и звенеть пурге. 
Стережет голубую Русь 
Старый клен на одной ноге. 
И я знаю, есть радость в нем 
Тем, кто листьев целует дождь, 
Оттого, что тот старый клен 
Головой на меня похож. 
Сценка 2. Александр Блок 
Есенин. Моя судьба как поэта решилась лишь в 17-ом году, когда я в Петрограде встретился с Александром Блоком (слайд 13 − портрет Блока). 
Горничная Глаша и Блок. 
Глаша. Александр Александрович! 
Блок. Что, Глаша? 
Глаша. Без Вас тут господин приходили. 
Блок. Господин? 
Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает. 
Блок. Представился? 
Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить. 
Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух): 
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя). 
(Звучит песня “Под окошком месяц...”) 
Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Нужно встретиться с этим м... м... Есениным, отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! (Уходит). 
Ведущий 2.

 Через некоторое время встреча Блока и Есенина состоялась. 
С легкой руки Александра Блока, давшего Есенину рекомендательные письма, начался его литературный путь. 
Ведущий 1.

Есенин становится популярным. Каждый вечер его приглашают читать стихи в дома, кафе, поэтические салоны. Вдруг появилось огромное количество «друзей», приятелей, женщин, влюблявшихся в него с первого взгляда… Закружила веселая, бесшабашная жизнь. 
Эпизод из фильма 4. («лужа» под песню «Хулиган») 
Ведущий 2.

В тяжелые минуты его сердце неизменно обращалось к тем, кого он любил всегда нежно и сильно к матери, сестрам. Всегда, при первой возможности Есенин приезжал к ним в Константиново. 
Чтец.

 «Письмо матери» (слайды 14, 15).
Ведущий 3.

Женился Есенин на артистке З. Райх. Они были счастливы в самой бездне "рока событий", о котором позднее писал поэт. Есенин, несмотря на непродолжительность брака всего-то два года, так и не смог вычеркнуть Зинаиду Райх из своего сердца (слайды 16, 17, 18).

«Письмо женщине» (читает учитель) (слайд 19).
(Звучит песня «Забава» в исполнении А. Малинина и танец ансамбля «Школьные годы») (слайды 20,21 – фотографии храма). 
Ведущий 4.

Официальный развод последовал позднее. Они то встречались, то разлучались, то снова встречались.  По многочисленным свидетельствам, знаменитое стихотворение "Собаке Качалова" посвящено отнюдь не собаке, а Зинаиде Райх.

Стихотворение «Собаке Качалова» (читает учитель).

Ведущий 3. 

     В конце 1921 г. в Россию приехала Айседора Дункан и с первого взглада влюбилась в поэта, да и Есенин не остался к ней равнодушен. Она организовала школу танцев для детей (слайды 22, 23).

    Это была величественная женщина со светло-бронзовыми волосами. Она напоминала только что сошедшую со сцены королеву. Сергей говорил друзьям о заботе Айседоры о нем. Она была намного старше Есенина, но выглядела намного моложе.

    Вскоре Есенин и Дункан уехали в Париж. Там он второй раз регистрировался с Дункан. Вернулся в Москву изнуренным и больным. Его замучила тоска по Родине. Лучше России никакую другую страну он не может представить. Но Америка произвела на Сергея богатое впечатление.

     Еще за границей Есенин решил уйти от Дункан. В Москве он несколько раз уходил от нее, но снова возвращался.

    Осенью 1927 г. А. Дункан трагически погибла.  Обмотав шею длинным пурпурным шарфом, Айседора села в свой небольшой гоночный автомобиль и поехала. Закинутый за спину шарф сперва, трепеща летел за ней, потом, при торможении порхнул вниз, потом в колесо, намотался на него и с силой выдернул Айседору Дункан из мчавшейся машины на мостовую, потащив ее, задушенную, за собой. 

   Верной подругой и опорой   в  трудные дни для Есенина была Галя Бениславская. Он любил ее, как друга, а не как женщину. Есенин доверял ей во всем, (слайд 24) с Кавказа писал ей письма. В поэзии Галина убедительно и настойчиво поддерживала его.

   У нас поэта С. Есенина разглядели через 30 лет после его смерти. А простая девушка Галя Бениславская осознала величие и силу его стихов тотчас же после их написания.

    В начале декабря 1926 г. Г. Бениславская покончила с собой на могиле Есенина, выстрелив в себя из старого револьвера, который дал несколько осечек. Она похоронена рядом с Есениным.

Ведущий 4.

   В самой Персии, как уже было доказано, поэту побывать не довелось, хотя эту страну очень стремился посетить Есенин. "Персидские мотивы" написаны поэтом в период с октября 1924 по август 1925 года. Большинство из этих произведений было создано до мая 1925 года вовремя его пребывания на Кавказе (слайды 25, 26).

   Центральный образ − образ Шаганэ. Ей посвящено произведение "Шаганэ, ты моя Шаганэ!" Поэт обращается к девушке, как к верному другу, стремится рассказать ей много интересного о своей родной рязанской земле, ее огромных лугах, широких полях и раздолье. Во многих других стихах цикла встречается имя этой персиянки, иногда уменьшительное − Шага. Ее прообразом является учительница Шаганэ Тальян. Образ этой девушки привлекает душевной чистотой и обаянием. С ее именем у поэта связаны самые лучшие воспоминания.

Чтец.

 «Шаганэ, ты моя Шаганэ!»

Ведущий 3.

 Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»

 «Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим поэтическим началом, моцартовской стихией». (Борис Пастернак)

Ведущий 4.

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» − доносится из приёмника. И от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём. Какая очищающая скорбь!» (В.П. Астафьев)

Ведущий 3.

Храмом для Есенина была непостижимая русская природа, в которой все закономерно и естественно. И понимание этого рождает удивительные сочетания светлых, радостных, восторженных интонаций с осознанием бренности земного существования.

(Звучит медленная музыка – гитара: «Отговорила роща золотая») (слайды 27 − 32).

Ведущий 4.

Неумолим ход времени, ход истории и прогресса. На глазах у поэта умирала старая, патриархальная Русь. Что придет ей на смену, что ждет Россию в будущем? Сумеют ли люди сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому в мире? А это значит, сохранить и себя, и весь род человеческий! Тревожны раздумья поэта… Истинная поэзия всегда заглядывает в будущее. В творчестве Есенина художественно, философски мудро отражена боль и тревога за судьбы людские. Он понимал, что человечество стоит у края нравственной и экологической пропасти. И защита живой красоты природы − этого драгоценнейшего и святого дара земли − нынче особенно очевидна. Для Есенина природа −  это вечная красота и вечная гармония мира. 

 


Чтец. 
Милые берёзовые рощи! 
Ты, земля! И вы, равнин пески! 
Перед этим сонмом уходящих 
Я не в силах скрыть моей тоски. 

Слишком я любил на этом свете 
Всё, что душу облекает в плоть. 
Мир осинам, что, раскинув ветви, 
Загляделись в розовую водь. 

Много дум я в тишине продумал, 
Много песен про себя сложил. 
И на этой на земле угрюмой 
Счастлив тем, что я дышал и жил 
Ведущий 3.

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр,  с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия. 
Ведущий 4.

Представляют Есенина очень ранимым, его хочется защищать и жалеть. Никакой он не драчун, не атаман, это все внешнее, он и сам хочет, чтобы его пожалели, хотя вроде бы и говорит: «Кого жалеть, ведь каждый в мире странник», казалось бы, заявляет: «Не жалею, не зову, не плачу», – но у самого такая пронзительная жалость ко всему живому. Он сам – часть природы, он брат травинкам и деревьям, он понимает извечных спутников человека – животных, как никто до него не понимал. Лошадь у Толстого, собака у Чехова, слон у Куприна – литературные образы, у Есенина собаки, коровы, лошади – часть его судьбы. 
Чтец.

 «Песнь о собаке»  (слайд 33).
Эпилог 
Ведущий 5.

 «И как же не любить нашу единственную Родину, когда у нее такой поэт, такая душа – Есенин!» (Владимир Крупин) (слайд 34).

 


Чтец.

Сказка это, чудо ль, или это – бред: 
Отзвенела удаль разудалых лет. 
Песня отзвенела над родной землёй. 
Что же ты наделал, синеглазый мой? 
Отшумело поле, пролилась река, 
Русское раздолье, русская тоска. 
Ты играл снегами, ты и тут и там 
Синими глазами улыбался нам. 
Кто тебя, кудрявый, поманил, позвал? 

Пир земной со славой ты отпировал. 
Было это, нет ли, сам не знаю я. 
Задушила петля в роще соловья. 
До беды жалею, что далёко был 
И петлю на шее не перекусил! 
Кликну, кликну с горя, а тебя уж нет. 
В чёрном коленкоре на столе портрет. 
Дождичек весенний окропил наш сад, 
Песенник Есенин, синеглазый брат. 
Вековая просинь, наша сторона… 
Если Пушкин – осень, ты у нас – весна! 
В мыслях потемнело, сердце бьёт бедой. 
Что же ты наделал, раскудрявый мой?! 
Ведущий 6.

 Есенинская поэзия − одно из самых высоких в русской литературе проявлений духовности. «Я сердцем никогда не лгу», − говорил о себе поэт. 
Ведущий 5.

Есенин пробыл на земле до обидного мало – всего три десятилетия. И пришлись они на самые бурные, страшные дни отечественной истории: три войны, три революции, голодные годы в замерзающем Петрограде. Эти события наложили глубочайший отпечаток на его жизнь, он не смог сохранить ее, не смог осилить трагические обстоятельства. Но Есенин сохранил себя как прекрасного русского поэта.                                                                                     
Ведущий 6. 

Через 50 лет после гибели Есенина Владимир Высоцкий – его собрат по перу и таланту – скажет: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои и наши души…». 
Эти слова и о нем тоже – о Сергее Есенине (слайд 35).
Чтец .

Уходят лучшие, как будто мир им тесен, 
Как будто он не в силах их понять. 
Уходят лучшие, не спев последних песен, 
Осиротив родную Землю-мать, 
Мы перечитываем созданное ими, 
И жжёт глаза горячая строка. 
Уходят лучшие, своё оставив имя, 
Утраты боль и память на века. 
И до сих пор в их недописанную повесть 
Пытаемся мы проторить пути… 
Уходят лучшие, и мучает нас совесть, 
Как будто бы могли мы их спасти. 
 

Учитель.

(слайды 36, ,37, 38).

         … Теперь, когда прошло время, я продолжаю думать о Есенине даже не как о поэте, а как о человеке. Многие говорят, что он был пьяница, хулиган, но не может Сережа Есенин быть таким. Мой Есенин чист душой от начала и до конца, мой Есенин презирает грубость, пошлость. Мой Есенин умер, но живы его глаза, его голос. Распущенность убивает, а он вот здесь, рядом, смотрит и улыбается, говорит и плачет. Он хулиган, гуляка; он увидел жизнь со всех сторон, познал все ее прелести и изъяны и научился отличать истинное от ложного, искусственное от настоящего. Но чтобы постичь все это и не потеряться, ему необходимо было каждый раз напоминать себе о существовании пошлого, грубого, мерзкого и каждый раз, покоряясь телом, все дальше и дальше отгонять его от своей души. Есенин умер, но он рядом со мной, рядом с вами. Он все так же любит жизнь, любит живых, все так же не боится смерти, ему все так же жаль, что не все, о чем мечтал, сбылось. Он ушел, но не сказал “прощай”, а сказал “до свидания”. (Выходят все участники с зажженными свечами, звучит музыка)
Ведущий 5.

Факел есенинской жизни отгорел рано. А факел его поэзии, его души до сих пор светит                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             ярко и, думается, будет светить вечно (слайд 39 − большой портрет Есенина со свечой). 

(Звучит песня «Мы теперь уходим понемногу…» в исполнении Анатолия Тукиша, все участники подпевают припев.) 
 

 Участники уходят со сцены
 

       ВЫВОДЫ. В ходе работы над проектом мы выяснили: С. Есенин писал очень много стихов о женщинах, о природе Родины. В своих стихотворениях автор говорит с любовью и нежностью о природе. Читая стихи С. Есенина, мы понимаем, что у природы есть душа, она − живая.

      Работа над проектом эмоционально сблизила всех его участников, дала возможность ближе познакомиться с жизнью и творчеством поэта. Позволила сопереживать лирическим героям стихотворений С. Есенина.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. ̶  М.: «Художественная литература», 1976.

 

 ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

pandia.rutext/78/339/1239.php

scenarii-dlya-detey.runews…tvorchestvu_esenina

 

 

 

                                                                                          

docx
Додано
14 березня 2018
Переглядів
977
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку