Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные

Про матеріал
ознакомить учащихся с разрядами имени прилагательного и их особенностями; научить разграничивать качественные, относительные и притяжательные прилагательные; развивать мышление, речь; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Перегляд файлу

Тема. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Цель: ознакомить учащихся с разрядами имени прилагательного и их особенностями; научить разграничивать качественные, относительные и притяжательные прилагательные; развивать мышление, речь; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Оборудование: учебник («Русский язык» под ред. Е.И. Быковой, Л.В. Данилюк, В.И. Стативки), карточки (по вариантам), учебные тексты, толковый словарь, текст-контроль.

 

                                    ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
  1. Проверка домашнего задания (по карточкам)

 Вариант 1

Подчеркните имена прилагательные, укажите их род, число и падеж.

Умный, веселый, опять, семь, писать, думающий, списал, зимний, бабушкин, весело, голубой, глиняный.

Вариант 2

Подчеркните имена прилагательные, укажите их род, число и падеж.

Думать, красивый, рисующий, место, квартира, титульный, мамин, деревянный, сломанный, быстро, тройка, красивый.

  1. Лексическая работа по теме «Зима идет!»

Опорные слова: иней, изморозь, заиндевелый.

Задание 1 . выясните по словарю значения слов изморозь и заиндевелый.

Задание 2. Из предложений выберите словосочетания со словами иней, изморозь, заиндевелый, узоры.

1)Мне дороже всего время, когда деревья усыпаны густым инеем. 2) с пригорка от крайнего дома видны заиндевелые перелески. 3) Изморозь с деревьев переходит на стекла окон. 4) Часто летает она (Снежная королева) по городским улицам в полночь и заглядывает в окошки – тогда они покрываются ледяными узорами, словно цветами.

Задание 3. Составьте словосочетания из глаголов и существительных: иней, изморозь, узор, лежать, сверкать, серебриться; сыпаться, падать, покрывать, нарисовать.

 

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1. Слово учителя

- Послушайте лингвистическую миниатюру «Какой Какому - рознь».

В милом городке Прилагательном жили Золотой и Золотой. Нет, не волнуйтесь – ошибки или опечатки нет никакой. Именно – Золотой и Золотой. Это с виду они одинаковые, а на самом деле очень даже разные. Первый Золотой жил по закону: все в мире относительно.

- Есть у меня золотая казна, перстни золотые и прочие изделия из драгоценного метала. Вот и славно. Нет краткой формы, степеней равнения, наречие «очень» ко мне равнодушно. А с ним заодно суффиксы субъективной оценки, - ну и что?

Все в мире относительно. Не умел наш Золотой произвести на свет ни существительного, ни наречие с суффиксом –о- . Не было у него ни синонимов, ни антонимов. Словом, некачественно он жил.

Сравните его с другим Золотым. Этот, другой, обладал золотыми руками, золотым сердцем, да и внешностью обижен не был: по плечам его вились кудри золотые. И хотя не было у него никогда золотого гроша в кармане, прилагательные Добрый, Умелый и другие ласково называли его «золотенький наш». Приходили в гости к нему и синонимы, и антонимы – всем он был рад, со всеми ласков.

- Уж так он нам мил, так золот! – говорили о нем прилагательные, щедро делясь с золотым краткой формы. – А все потому, что золотой у него характер!

Много можно еще рассказывать о Золотом и Золотом. Да вы, верно, уже и сами поняли, какая между ними разница.

  1. Беседа по содержанию текста
  • Почему Золотой Золотому – рознь?
  • Чем отличаются  эти прилагательные ?
  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
  2. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника(с. 106); выполнение упражнения № 147 (устно)
  2. Выполнение тренировочных заданий

Задание 1. Распределите прилагательные по категориям.

Красивый, металлический, сестрин, глубокий, городской, волчий, вкусный, осенний, орлиный, высокий, украинский, отцов, крепкий, золотой.

Задание 2. Найдите «третье лишнее».

а) Медвежья лапа, медвежья берлога, медвежья услуга;

б) лисий хвост, лисья походка, лисья нора;

в) волчий аппетит, волчьи повадки, волчье логово.

Задание 3. Образуйте притяжательные прилагательные от приведенных существительных.

Сестра, человек, рыба, еж, брат, дед, пастух, дочь, олень.

Задание 4. Выполните синтаксический разбор предложения. Объясните знаки препинания, определите разряд прилагательных.

Они шли лесом по глухой, занесенной снегом дороге, на которой уже не осталось и следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека.

  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 108); выполнение упражнения № 149                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      мил(письменно)
  2. Самостоятельная работа: выполнение упражнения «Играем»-стр. 109.

 

  1. ИТОГИ УРОКА

Выполнение теста-контроля

1. Укажите вариант ответа, в котором даны только качественные имена прилагательные.

а) Крутой, желтый, вчерашний;

б) ароматный, шерстяной, вчерашний;

в) молодой, питательный, придорожный;

2. Укажите вариант ответа, в котором даны только относительные имена прилагательные.

а) короткий, коричневый, деревянный;

б) богатый, детский, вязальный;

в) сиреневый, утренний, морской.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивный прием «Микрофон»

  • Что нового узнали на уроке?
  • Над чем еще хотели бы поработать?
  • Что не получается?
  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить теорию параграфа 25. Выполнить упражнение № 150.

docx
Додано
15 березня 2019
Переглядів
697
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку