Урок - эккскурс "Борис Леонидович Пастернак - поэт, прозаик, переводчик"

Про матеріал

Ці матеріали датють учням можливість мати уяву пр о життя та творчість Б.Л.Пастернака, розвивають навички самостійної роботи, допомагають розширити читацький кругозір.

Зміст архіву
Перегляд файлу

Урок - экскурс                          

                               Борис Леонидович Пастернак –

                                        поэт, прозаик, переводчик.

 

Тема.    Б.Л. Пастернак. Жизненный и творческий путь.

                                                                                            (Слайд №1)

Цель.    1. Дать представление о жизни и творчестве Пастернака.
2. Развивать навыки самостоятельной работы.

3. Расширять кругозор учащихся.

 

Оборудование:    компьютер, программа «Роwer Point»,

                             мультимедийная доска.

 

Ход урока.


1. Вступительное слово учителя: объявление целей и задач урока.

2. Восприятие нового материала.
- Сообщения поисковой группы о жизни и творчестве Б.Пастернака:

    а) семья Б.Пастернака, его юность;

    б) раннее творчество;

 - Слово учителя о поиске собственного пути в поэзии.

3. Чтение стихов Пастернака           

4. Прослушивание песен на стихи Пастернака.
5. Проза Пастернака и конец жизни.

6. Фронтальный опрос и подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

                                                                                            (Слайд №2)

 

Учитель.     Снова горит свеча -

Это же просто знак.

Вот на экран взошел

Прозаик, поэт - Пастернак.

Сложен, тернист его путь.

Ни жизнь, а сплошной  Колизей.

Во всем постигал он суть

И даже терял друзей.

Но все же горела свеча,

Семейный держал очаг.

Прошел мимо ”лап палача”

И сделал ответный шаг.

Как Гамлет он ставил вопрос:

“Быть или  не быть?”

А пламя горящей свечи

Ему продолжало светить.

              Л.И. Воробьевская

 

Наш урок посвящен изучению творчества одного из самых талантливых поэтов 20-го в., прозаику, переводчику, лауреату Нобелевской премии - Борису Леонидовичу Пастернаку.

Прекрасной характеристикой его творческого феномена могут служить слова его современников: Ахматовой, Цветаевой и самого поэта. (Обращение к эпиграфу - Слайд №1.)

 

Ученик читает стихотворение Б. Пастернака “ Во всем мне хочется дойти до самой сути…” 

 

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука —

Натянутая тетива

Тугого лука.

 

Сообщения творческой группы  литераторов.

 

1 ведущий.  Писатель, о чьей судьбе мы будем говорить сегодня - Борис Пастернак - крупнейший поэт 20 ст. Он начинал литературную работу еще до Октября, в 10-х гг.

1912г. - написаны первые стихотворения, в том числе “Февраль”, которым обычно открываются ныне книги поэта.

в 1913 г. он уже печатался,

в 1914 г. выпустил свой  первый сборник  стихов   “Близнец в тучах”,

а в 1917 г. - второй - “Поверх барьеров”. 

 

2 ведущий. Он родился в Москве 10 февраля 1890 г. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, преподавал в училище живописи, ваяний и зодчества, иллюстрировал первую публикацию романа Л. Толстого “Воскресенье”, был человеком близким Толстому, Рахманинову, Скрябину, Менделееву.

Мать поэта, Розалия  Исидоровна, была профессиональной пианисткой. Может быть поэтому в ранней молодости Борис выбирал между музыкой и поэзией. Выбрал второе, несмотря на то, что его кумир  - композитор Скрябин, прослушав его музыкальные сочинения, “поддержал, окрылил, благословил”.

(Из семейного альбома Б. Пастернака - слайд №3,4)

 

1 ведущий. Учился в классической гимназии и на философском отделении историко-филологического факультета консерватории.                                                                          

(Слайд №5)

Весной 1912 г. едет в Марбург и весь летний  семестр занимается в Марбургском Университете на философском факультете, затем, покинув Марбург, совершив поездку в Италию, возвращается в Москву. С тех пор, оборвав занятия и музыкой и философией, осознает себя поэтом.                                        (Слайд №5)

 

2 ведущий. Пастернак  в поэзии живописец. Его стихи - живое письмо. Живое,  имеющее цвет, вкус, звук. Недаром, как заключение, произносит поэт, убеждая  себя и других:

     Но быть живым, живым и только

     Живым и только до конца.

 

1 ведущий. Творческий путь Пастернака в литературу сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки, но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих, всегда поражали ценителей поэтического искусства.

 

2 ведущий. Его творческий путь пересекался с двумя течениями сразу - символизмом и футуризмом.  Первым литературным учителем Бориса Пастернака был Блок.

(Прослушивание аудиозаписи размышлений Пастернака о Блоке, написанных в более зрелом возрасте, в чтении автора - слайд №5)

 

Учитель. Одно из самых ранних, самых “живых” стихотворений поэта - “Февраль” (1912 г.)

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат 
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд. 

 

 

2 ведущий. Верный традициям символистов, Борис Пастернак в стихотворении  “Февраль” создал много образов - символов ( весна, дождь, ветер ), которые олицетворяют процесс превращения. Глаголы достать, плакать, писать, также приобретают особое  значение, символизируя движущийся процесс везде - и в труде, и в душе человека. Изображая борьбу зимы и весны, автор показывает сдвиги в человеческой душе, ее стремления к изменениям в жизни, к духовному идеалу, к творчеству. Утверждаются идеи превращения, полной перемены и в природе, и в человеке.

 

1 ведущий. Кого же еще он считал своим учителем?   Маяковского.

В свое время Б. Пастернак так писал о В. Маяковском: “Я был без ума от Маяковского,” “ я его боготворил “, “я очень любил раннюю лирику Маяковского. Это была поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то  же время  безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь.”

Как в свое время (в 1937г.) Лермонтов приурочил гибели Пушкина стихотворение “ Смерть поэта”, так спустя почти столетие под таким же названием  появляется стихотворение Пастернака, в знак тяжелой утраты - самоубийства Маяковского.

Ученик читает отрывок из стихотворение “Cмерть поэта”.

Ты спал, постлав постель на сплетне,

Спал и, оттрепетав, был тих, —

Красивый, двадцатидвухлетний,

Как предсказал твой тетраптих.

Ты спал, прижав к подушке щеку,

Спал, — со всех ног, со всех лодыг

Врезаясь вновь и вновь с наскоку

В разряд преданий молодых.

Ты в них врезался тем заметней,

Что их одним прыжком достиг.

Твой выстрел был подобен Этне

В предгорьи трусов и трусих.

Учитель. Творческий путь Пастернака не был исключением. Он как и многие поэты начала 20 в., испытал влияние определенных литературных течений, и это помогло ему в работе над словом.

Одновременно с ним в литературу входили Маяковский, Мандельштам, Есенин, Хлебников, Гумилев, Ахматова.

 

Что позволило Пастернаку выделиться среди современников?

Максимальная правдивость, воспроизведение действительности, высокая степень художественной точности, наполнености его поэзии чувством благодарности природе за ее красоту.

 

Какое же определение  поэзии дает Пастернак и как его трактует в своем стихотворении “Определение поэзии” ?

Это — круто налившийся свист,

Это  — щелканье  сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,

Это — слезы вселенной в лопатках,

Это — с пультов и флейт — Фигаро

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная — место глухое.

Стихотворение построено как ряд тезисов, в основе которых ассоциации с миром природы, человеческой жизни и культуры.

 

В чем же особенность творчества Пастернака?

 

Пастернак призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в окружающий мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, чтобы не нарушить гармонии.

В 20-е г. Пастернак полностью отдается поэтическому творчеству. Пишет он и прозу. Тогда же появляются его первые переводы.

Широкую известность Пастернаку принесла книга стихов “Сестра моя -  жизнь”, 1922г., посвященная Лермонтову. Затем выходит сборник “Темы и вариации “, создается роман в стихах “Спекторский”, поэмы о первой русской революции - “Девятьсот пятый год”. Эти поэмы стали событием в советской поэзии, их высоко оценил М. Горький.

Ничего из юношеских занятий не пропало даром.

Его стихи и  проза  несут на себе явные свидетельства рано развившегося пластического восприятия, профессионального владения мелодикой и композицией.

Поэт может существовать лишь осознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой ради вечного.                                                                                    

Упрямство, боль, детская незащищенность, неизбывная тоска, печать осененности, - по его лицу можно было прочитать, как по книге. Оно воистину было подлинным произведением искусства. “Борис Пастернак для меня святыня, это вся моя надежда, то небо, за краем земли, то чего еще не было, что будет; доверяю вам свою любовь к Пастернаку как свою душу…” - писала Цветаева в 1923 г.

(Слайд №6)

Ученик читает  стихотворение “Цель творчества - самоотдача”.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства.

Услышать будущего зов.

Поэзия Пастернака приобретает известность, вызывает восторженные отзывы поэтов самых разных направлений: Брюсова, Цветаевой, Мандельштама, Маяковского, Асеева. Есть, конечно, и не восторженные отзывы. Вот, например, что писал в 1928г.                         И. Северянин:

Когда в поэты тщится Пастернак,

Разумничает Недоразуменье.

Мое о нем  нелестно мненье:

Не отношусь к нему никак.

Им восторгаются - плачевный знак.

Но я не прихожу в недоуменье,

Чем бестолковее стихотворенье,

Тем глубже смысл находит в нем простак.

Ранние страницы Пастернака требовали усилий читателя, его сотворчества, работы воображения. С течением лет поэзия становится прозрачней, ясней.

 

Ученик читает  стихотворение “О, знал бы я, что так бывает”.

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

C начала 30-х гг. Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей и выступал с речью на I съезде писателей. В это время о нем много писали, он надеялся быть общественно полезным, смело отвечал на критику, отстаивал свое мнение.

Весной 1936 г. Борис Пастернак открыто заявил о своем несогласии с директивами статьи газеты “Правда”, в которой все талантливые проявления в искусстве и литературе клеймил ярлык форматизма. С осени 36-го тон печати по отношению к Пастернаку резко изменился.

(Слайд №7,8)

“Именно в 36-м г., - вспоминает поэт через 20 лет, - когда начинались эти страшные процессы, все сломилось во мне. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось. Оно снова пробудилось накануне войны, может быть, как ее предчувствие, в 1940г.

Сам поэт считает этот период рубежом, отделяющим новую его манеру от прежней. Многое в своих старых стихах он начал отвергать в ту пору. Стих его как бы очистился, обрел чеканную ясность. ”Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”, - писал Пастернак в 1928 г..

В годы войны и сталинского террора “вечным спутником”, духовным примером, собеседником поэта стал Шекспир. Переводы были не только источником заработка, но и давали ему нравственную силу. Лирический герой поэта необязательно идентичен автору. Он осознает и трагедию времени, в которое живет, и то, что он, возможно, единственный пытается бороться с неправдой. Но, не взирая на это, готов идти избранным путем до конца.

 

(Прослушивание аудиозаписи песни в исполнении  C. Никитина на стихи Б. Пастернака “Гамлет” из романа “Доктор Живаго”  - слайд №9)

Начало Великой Отечественной войны поэт встретил в подмосковном поселке Переделкино. Он пишет стихотворения, в которых в полный голос звучит патриотическая тема. О первых месяцах войны Пастернак рассказывает в журнальной заметке: ”Я дежурил в ночи бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома - свидетель двух фугасных падений в это здание в одно из моих дежурств - рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие во мне прирожденного стрелка”.

Летом 1943 г. Пастернаку удается в составе писательской бригады выехать на фронт под Орел. Он принимал участие в литературных сборниках, печатался в газетах “Красная звезда’’ и “Красный флот ”.                                                                       (Слайд №10)

Затем эвакуация.

Возвратившись из эвакуации, Пастернак появляется перед широкой аудиторией, на литературных вечерах, и, встречаемый бурными аплодисментами, с воодушевлением читал свои стихи.

Встречи происходили также и в Переделкино.

(Знакомство с автографом Б. Пастернака - известному историку Н.П. Анциферову - слайд №11)

 Все послевоенные годы были заполнены у Пастернака напряженным, сосредоточенным трудом. Он был не только гениально одаренным человеком, но и чрезвычайно усердным, преданным своему делу работником. В эту пору он пишет прозу, много переводит.

(Слайд №12,13)

Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. В это время он начинает писать роман ”Доктор Живаго”. Но в августе 1946г. начинается идеологический погром, волна новых репрессий. Пастернак жил в сознании, что его с минуты на минуту арестуют. Роман о Ю. Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением вдохновения, преодолевающего страх смерти.

(Прослушивание аудиозаписи стихотворений  “Ветер”, “Cвидание” из романа “Доктор Живаго”,  в чтении Б.Л. Пастернака - слайд №14,15)

”По наполнению, по ясности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет - почти сплошной праздник для меня. Я более, чем доволен ею, я ею счастлив, и роман есть выход в выражение этого счастья,” - писал поэт.

Осенью 1952г., после окончания перевода ”Фауста”, поэт перенес тяжелый инфаркт. Выйдя  из больницы, в марте 1953г. он в санатории продолжает работу над романом - делом его жизни и чести.

В 1956г. готовился к печати том стихотворений Пастернака. Но это издание так и не вышло в свет.

(Слайд №16)

 

Незадолго до этого поэт закончил работу над романом “Доктор Живаго’’, охватившим события с 1903г. по 1929г. и повествовавшим о сложной судьбе русской интеллигенции в переломную  эпоху.

Получив отказ от редактора журнала “Новый мир”, куда был отдан роман, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом, а также последовавшее за этим присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался) вызвал со стороны тогдашних политических и литературных деятелей резкое осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и как нелепость, воспринимаемые сегодня предложения, покинуть страну, поэт отвечал, что не мыслит себя вне России, вне Родины. 

Итальянский перевод романа вышел в ноябре 1957г., а на родине оказался запрещен более чем на 30 лет.

С 1946г. Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. 23 октября 1958г. она была присуждена “за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы ’’.

Это был первый русский советский поэт, получивший столь высокую награду. В тот же день Пастернак послал Шведской Академии  Наук телеграмму ”Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен”.

C этого момента события помчались с кинематографической быстротой.

Ученик читает  стихотворение “Нобелевская премия’’.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Пастернака исключили из Союза писателей, с ним было опасно встречаться. Возле дачи в Переделкино, куда переехал поэт, появились люди,  которые дежурили, даже не прячась, и следили, кто куда шел и когда возвращался. Пастернак почувствовал угрозу новых арестов и поэтому отправил телеграмму в Швейцарскую  Академию с отказом от Нобелевской премии. Это не было проявлением духовной слабости. Поэт давно уже ничего не боялся;  болезнь легких не оставляла никаких надежд, и он готовился уже перейти в мир мертвых. Но он думал о живых, о своих  родных и близких друзьях.

Новые стихи, которые начал писать поэт, составили  последнюю его стихотворную книгу “Когда разгуляется”. Покой и совершенство Б. Пастернак ищет в природе.

(Прослушивание аудиозаписи песни в исполнении  C. Никитина на стихи Б. Пастернака “Снег идет” - слайд №17)

И все-таки горечь обиды и чувство собственного достоинства не дают поэту забыть, что с ним сделали.

Он и раньше любил одиночество. А теперь он становился затворником. В Переделкино, откуда долгие годы почти не выезжал - воздух, мир, жизнь Пастернака.

Ритм работы не нарушается. Но ухудшается здоровье. Вначале боли в спине. Думали простуда, а это сердце. А потом страшный диагноз - рак легких. Борис Леонидович вынужден оставить последнюю свою работу - драму “Слепая красавица “и позволил уложить себя в постель. Слабеющей рукой, еле водя карандашом, уже в постели, поэт продолжал писать задуманную пьесу из времен крепостничества, но 30 мая 1960 г. жизнь Б.Л. Пастернака оборвалась.

Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей, ярким весенним днем: буйно цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлынул дождь с грозой и молниями, -  такие грозы его всегда зачаровывали.

Правительство не удосужилось сделать официального заявления о смерти поэта, и только в единственной “Литературной газете” промелькнула заметка “Правление Литературного фонда СССР извещает о смерти писателя, члена Литфонда, Бориса Леонидовича Пастернака, последовавшей 30 мая сего года на 71-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни, и выражает соболезнование семье покойного”.

Ученик читает  стихотворение Галича “Памяти Пастернака’’.   (Cлайд №18)                             

Итог.

Судьба Пастернака - одна из самых удивительных в нашей видавшей виды литературе. Уцелеть при Сталине, пережить годы одиночества в Переделкино, получить Нобелевскую премию, стать, благодаря ”Доктору Живаго”  известным на весь мир, так любить родину, как он, и под гром рукоплесканий всего мира получить пощечину от “своих”. Но Пастернак был сильным человеком. Он выстоял! И теперь неторопливо уходит в Вечность.

В 1990 г. в связи со 100-летием со дня рождения поэта Нобелевский комитет решил восстановить историческую правду, признав вынужденным и недействительным  отказ Пастернака от Нобелевской премии, и вручить диплом и медаль семье лауреата.

За год до его смерти скульптор Зоя Масленникова, лепившая на заказ голову писателя, сочинила в его честь стихи “ Как трудно разглядеть себя”.

Как трудно разглядеть себя,

вести с желаньем уподобиться

смертельную междоусобицу,

жить, идолов не серебря,

и не бояться обособиться,

месть за отмеченность прощать

из жалости, из человечности

не раз, не сто — до бесконечности,

а боль в изделья превращать,

сдавая на храпенье вечности.

Взглянув младенчески окрест,

о замысле всего творения

составить собственное мнение

и пронести его как крест -

и есть, наверно, сущность гения.

Умолк вчера неповторимый голос,

И нас покинул собеседник рощ.

Он превратился в жизнь дающий колос

Или в тончайший, им воспетый дождь.

И все цветы, что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо на планете,

Носящей имя скромное... Земля.

 

 

Подведем итог урока.

 

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Каким предстал в вашем воображении поэт-человек Пастернак?

- Какие чувства вызвала у вас поэзия Бориса Леонидовича?

- Какова ее тематика?

 

Завершаем наш экскурс в прошлое

Слышим песни - не нужно слов.

Все, что в жизни было хорошего,

Он отдал строкам стихов.

 

С той поры уж промчалось немало.

И он жив среди нас сейчас.

И поэзия вновь зазвучала

И Живаго пробил час.

 

Не роптал он на жизнь и верил

Не сгорит на столе свеча.

Оправдают и будут верить,

Что не зря его жизнь прожита.

                                Л.И. Воробьевская

 

Имя Бориса Пастернака — неповторимого русского лирика — останется в истории литературы навсегда. Людям всегда будет нужна его одухотворенная, чудесная и полная жизни поэзия.

 

(Звучит песня в исполнении А. Пугачевой  Cвеча горела“ -  слайд №19).   

 

Домашнее задание:   письмо Пастернаку. 

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Урок на тему: «Борис Леонидович Пастернак – поэт, прозаик, переводчик» Он награжден каким-то вечным детством Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он её со всеми разделил. А.Ахматова Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр». М. Цветаева Поэзия, я буду клясться Тобой… Б. Пастернак Слайд №1

Номер слайду 2

Цель урока: 1.Дать представления о жизни и творчестве Пастернака. 2.Развивать навыки самостоятельной работы. 3.Расширять кругозор учащихся. Оборудование: компьютер, программа «Роwer Point», мультимедийная доска. ХОД УРОКА. 1. Вступительное слово учителя: объявление целей и задач урока. 2. Восприятие нового материала. - Сообщения поисковой группы о жизни и творчестве Б.Пастернака: а) семья Б.Пастернака, его юность; б) раннее творчество; - Слово учителя о поиске собственного пути в поэзии. 3. Чтение стихов Пастернака            4. Прослушивание песен на стихи Пастернака. 5. Проза Пастернака и конец жизни. 6. Фронтальный опрос и подведение итогов урока. 7. Домашнее задание.    Слайд №2

Номер слайду 3

Слайд №3 1898 г. Б. Пастернак с братом Александром

Номер слайду 4

Слайд №4 1907 г. Б. Пастернак с отцом Леонидом Осиповичем, братом Александром и сестрами Лидией и Жозефиной

Номер слайду 5

1913 г. 1908 г. Слайд №5

Номер слайду 6

1923 г. 1927 г. Слайд №6

Номер слайду 7

1930 г. 1931 г. Слайд №7

Номер слайду 8

1932 г. 1934 г. Слайд №8

Номер слайду 9

Слайд №9 1942 г.

Номер слайду 10

Слайд №10 1943 г.

Номер слайду 11

Слайд №11 Автограф Б. Пастернака

Номер слайду 12

Слайд №12 1948 г.

Номер слайду 13

Слайд №13 1948 г.

Номер слайду 14

Слайд №14 Авторское чтение Борис Пастернак. «Доктор Живаго» СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ ЖИВАГО ВЕТЕР Я кончился, а ты жива. И ветер, жалуясь и плача, Раскачивает лес и дачу. Не каждую сосну отдельно, А полностью все дерева Со всею далью беспредельной, Как парусников кузова На глади бухты корабельной. И это не из удальства Или из ярости бесцельной, А чтоб в тоске найти слова Тебе для песни колыбельной.

Номер слайду 15

Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска. Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. И в нем навек засело Смиренье этих черт, И оттого нет дела, Что свет жестокосерд. И оттого двоится Вся эта ночь в снегу, И провести границы Меж нас я не могу. Но кто мы и откуда, Когда от всех тех лет Остались пересуды, А нас на свете нет? СВИДАНИЕ Слайд №15 Засыпет снег дороги, Завалит скаты крыш. Пойду размять я ноги: За дверью ты стоишь. Одна в пальто осеннем, Без шляпы, без калош, Ты борешься с волненьем И мокрый снег жуешь. Деревья и ограды Уходят вдаль, во мглу. Одна средь снегопада Стоишь ты на углу. Течет вода с косынки По рукаву в обшлаг, И каплями росинки Сверкают в волосах. И прядью белокурой Озарены: лицо, Косынка и фигура И это пальтецо.

Номер слайду 16

Слайд №16 1956 г.

Номер слайду 17

Слайд №17

Номер слайду 18

Правление Литературного фонда СССР извещает о смерти писателя, члена Литфонда, Бориса Леонидовича Пастернака, последовавшей 30 мая сего года на 71-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни, и выражает соболезнование семье покойного.                 Единственное появившееся в газетах, вернее, в одной — «Литературной газете", —       сообщение о смерти Б. Л. Пастернака. Разобрали венки на веники, На полчасика погрустнели... Как гордимся мы, современники, Что он умер в своей постели! И терзали Шопена лабухи, И торжественно шло прощанье... Он не мылил петли в Елабуге И с ума не сходил в Сучане! Даже киевские письмэнники На поминки его поспели. Как гордимся мы, современники, Что он умер в своей постели!.. И не то чтобы с чем-то за сорок — Ровно семьдесят, возраст смертный. И не просто какой-то пасынок — Член Литфонда, усопший сметный! Ах, осыпались лапы елочьи, Отзвенели его метели... До чего ж мы гордимся, сволочи, Что он умер в своей постели! «Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела...» Очки на морде палача Сверкали шустро! А зал зевал, а зал скучал — Мели, Емеля! Ведь не в тюрьму и не в Сучан, Не к высшей мере! И не к терновому венцу Колесованьем, А как поленом по лицу — Голосованьем! И кто-то, спьяну, вопрошал: — За что? Кого там? И кто-то жрал, и кто-то ржал Над анекдотом... Мы не забудем этот смех И эту скуку! Мы — поименно! — вспомним всех, Кто поднял руку!.. «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку...» Вот и смолкли клевета и споры, Словно взят у вечности отгул... А над гробом встали мародёры И несут почётный ка-ра-ул! Александр Галич Памяти Б. Л. Пастернака Переделкино, 4 декабря 1966 Слайд №18

Номер слайду 19

Слайд №19

zip
До підручника
Світова література (академічний, профільний рівень) 11 клас (Звиняцковський В.Я.)
Додано
12 березня 2018
Переглядів
2618
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку